Шкала оценки готовности детей к обучению в школе
Кол-во баллов | Степень готовности к обучению в школе |
3-6 | Дети готовы к обучению |
7-9 | Дети имеют средний уровень развития готовности к школьному обучению |
9-11 | Дети имеют низкий уровень развития готовности к школьному обучению |
12-15 | Дети не готовы к обучению в школе. Они нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств |
5.Сделайте выводы о готовности исследуемого ребенка к обучению в школе.
Примерный список вопросов:
1) Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = − 5 баллов.
Утром вы завтракаете, а днем ...(обедаем).
Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = − 3 балла.
Днем светло, а ночью ...
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = − 4 балла.
Небо голубое, а трава ...
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = − 4 балла.
5) Черешня, груши, сливы, яблоки− это ...?
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = − 1 балл.
6) Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = − 1 балл.
7) Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = − 1 балл.
8) Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
9) Маленькая корова− это теленок, маленькая собака− это ..., маленькая овечка− это ...?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов. Неправильный ответ = − 1 балл.
10) Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = −1 балл. На курицу = −3 балла.
11) Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = −1 балл.
12) Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
13) Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
14) Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта есть гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
15) Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...?
Спорт, физкультура= 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
16) Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль= 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства− это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться= 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
17) Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, быстрее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.
18) Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
19) Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
20) Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
Лабораторная работа № 18
Тема: «Гигиеническая оценка расписания уроков в школе»
Цель работы: ознакомить студентов с основными санитарно-гигиеническими нормативами и правилами составления школьного расписания.
Оборудование: школьное расписание уроков
При составлении расписания уроков следует учитывать:
1. Динамику работоспособности в течение учебного дня:
на первом уроке- работоспособность школьников невысока, ученики «врабатываются» в учебную деятельность;
на втором и третьем уроках− отмечается наивысшая работоспособность;
на четвертом уроке− появляется тенденция к снижению трудоспособности;
на пятом уроке- возможен некоторый подъем активности за счет включения компенсаторных механизмов;
на шестом уроке− отмечается резкое снижение работоспособности.
2. Динамику работоспособности в течение учебной недели:
в понедельник− трудоспособность относительно невелика;
вторник и среда− периоды наилучшей работоспособности;
в четверг− работоспособность начинает снижаться;
в пятницу− низкий уровень работоспособности;
в субботу− отмечается некоторое повышение работоспособности, объясняющееся эмоциональным подъемом у учащихся.
Следует помнить, что распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни.
3. Сложность предметов:
Трудные предметы: математика, русский язык, иностранный язык
Средней трудности:биология, физика, химия, литература, история, география, черчение.
Легкие: физическая культура, рисование, пение.
Следует помнить, что предметы, требующие больших затрат, времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
4. При составлении расписания запрещается:
А) Вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся 5-9 классов.
Б) Объединять уроки по одному предмету. Исключением являются проведение лабораторных и контрольных работ, уроков физкультуры, информатики, труда. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по профильным предметам.
В) Ставить уроки физкультуры на первый и последний уроки. Наиболее рационально располагать урок физкультуры на 4 уроке, когда переключение с умственной деятельности на физическую снимает утомление и повышает работоспособность на 5 уроке.
Г) В учебный день ставить более 6 уроков.
Д) Вводить нулевой урок для учащихся младшего и среднего звена.
5.При составлении учебного расписания следует учитывать максимально допустимое количество часов в неделю при 6-дневной неделе (таблица 24).
Таблица 24