Пятница, Т. В.
П99 Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск : Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).
ISBN 985-478-999-3. В пособии основные положения логопедии представлены в виде опорных схем, таблиц, диаграмм. Книга адресована учителям-логопедам, учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям переподготовки по дефектологии-
УДК 376-36 ББК74.3
Учебное издание
В ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДУ
ПятницаТатьяна Викторовна
Логопедия в таблицах и схемах
Ответственный за выпуск Д.Л. Дембовский
Печать офсетная. Усл. пёч- л. 11,20. Уч.-изд. л. 8.28. Тираж \ 100 экз. 3-jk. 22
Удостоверение № 08-33-0.229У93 о государственной гигиенической регистрации продута от 11.09.20O3.
Общество с дополнительной ответственностью "Аверсэв". ЛИ № 02330/0056807 от 02.03.2004. Контактный телефон (017) 210-18-98.
E-mail: [email protected];www.aversev.com
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы логопедии
Основные задачи логопедии
Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений |
Определение распространенности, симптоматики, и степени проявлений нарушений речи |
Выявление динамики развития детей с нарушениями речи, влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на различные виды их деятельности, поведение |
Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигатель-ного аппарата) |
Выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений |
Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств |
Систематизация речевых расстройств |
Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений |
Совершенствование методов профилактики речевых расстройств |
Разработка вопросов организации логопедической помощи |
Связь логопедии с другими науками
Специальная педагогика: олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогика |
Внутрисистемные связи
Психология (общая и специальная) |
Межсистемные связи:
Медико-биологические науки · анатомия · физиология · нейрофизиология · невропатология · отоларингология · педиатрия · генетика · психопатология |
Лингвистические науки · языкознание · фонетика · лексика · грамматика |
Принципы логопедии как науки
Общедидактические принципы |
Специальные принципы логопедии |
Принцип деятельностного подхода |
Этиопатогенетический принцип |
Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта |
Принцип рассмотрения нарушения речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка |
Принцип развивающего обучения |
Принцип воспитывающего обучения |
Принцип систематичности и системности |
Принцип сознательности и активности |
Принцип прочности усвоения |
Принцип дифференцированного подхода |
Методы логопедии как науки
МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ КАК НАУКИ |
Организационные: ·сравнительный ·лонгитюдинальный ·комплексный |
Математико-статистические |
Эмпирические: ·обсервационные (наблюдение) ·экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий эксперимент) ·психодиагностические (тесты, анкеты, беседы, интервью) ·праксиметрические приемы анализа деятельности ·биографические (анамнез) |
Углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности |
Актуальные проблемы современной логопедии
Унификация категориального аппарата |
Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития |
Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств |
Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов |
Творческая и научно обоснованная разработка содержания и методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных учреждениях и в учреждениях интегрированного обучения |
Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений |
Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории и практике |
Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений с целью реализации задач школьной реформы |
Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений |
Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи |
Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютеризации |
Причины нарушений речи
Причина - воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора или их взаимодействия
П Р И Ч И Н Ы нарушений речи |
П Р И Ч И Н Ы нарушений речи |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ |