Методы логопедии как науки

Пятница, Т. В.

П99 Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск : Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).

ISBN 985-478-999-3. В пособии основные положения логопедии представлены в виде опорных схем, таблиц, диаграмм. Книга адресована учителям-логопедам, учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям переподготовки по дефектологии-

УДК 376-36 ББК74.3

Учебное издание

В ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДУ

ПятницаТатьяна Викторовна

Логопедия в таблицах и схемах

Ответственный за выпуск Д.Л. Дембовский

Печать офсетная. Усл. пёч- л. 11,20. Уч.-изд. л. 8.28. Тираж \ 100 экз. 3-jk. 22

Удостоверение № 08-33-0.229У93 о государственной гигиенической регистрации продута от 11.09.20O3.

Общество с дополнительной ответственностью "Аверсэв". ЛИ № 02330/0056807 от 02.03.2004. Контактный телефон (017) 210-18-98.

E-mail: [email protected];www.aversev.com

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы логопедии

Основные задачи логопедии

Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений
Определение распространенности, симптоматики, и степени проявлений нарушений речи
Выявление динамики развития детей с нарушениями речи, влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на различные виды их деятельности, поведение
Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигатель-ного аппарата)
Выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений
Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств
Систематизация речевых расстройств

Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений
Совершенствование методов профилактики речевых расстройств

Разработка вопросов организации логопедической помощи

Связь логопедии с другими науками

Специальная педагогика: олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогика
Внутрисистемные связи

Логоритмика
Педагогика
Методика обучения языку
Патопсихология
Психодиагностика
  Нейропсихология
Психология (общая и специальная)
  Л О Г О П Е Д И Я
Психолингвистика

Межсистемные связи:

Медико-биологические науки     · анатомия · физиология · нейрофизиология · невропатология · отоларингология · педиатрия · генетика · психопатология
Лингвистические науки     · языкознание · фонетика · лексика · грамматика
  Л О Г О П Е Д И Я

Принципы логопедии как науки

Общедидактические принципы
Специальные принципы логопедии

  П Р И Н Ц И П Ы
Принцип системности
Принцип комплексности
Принцип развития
Принцип обходного пути
Принцип деятельностного подхода
Онтогенетический принцип
Этиопатогенетический принцип
Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта
Принцип рассмотрения нарушения речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка
Принцип развивающего обучения
Принцип воспитывающего обучения
Принцип систематичности и системности
Принцип научности
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип сознательности и активности
Принцип прочности усвоения
Принцип индивидуальности
Принцип дифференцированного подхода

Методы логопедии как науки

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ КАК НАУКИ



Организационные: ·сравнительный ·лонгитюдинальный ·комплексный
Математико-статистические

Эмпирические: ·обсервационные (наблюдение) ·экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий эксперимент) ·психодиагностические (тесты, анкеты, беседы, интервью) ·праксиметрические приемы анализа деятельности ·биографические (анамнез)
Интерпретационные

Углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности
Актуальные проблемы современной логопедии

Унификация категориального аппарата
Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития
Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств
Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов

Творческая и научно обоснованная разработка содержания и методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных учреждениях и в учреждениях интегрированного обучения
Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений
Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории и практике
Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений с целью реализации задач школьной реформы
Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений
Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи
Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютеризации

Причины нарушений речи

Причина - воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора или их взаимодействия

П Р И Ч И Н Ы нарушений речи  
ВНЕШНИЕ
ВНУТРЕННИЕ

П Р И Ч И Н Ы нарушений речи  
  БИОЛОГИЧЕСКИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ОРГАНИЧЕСКИЕ
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ
ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ
ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ

Наши рекомендации