Физическое и нравственное воспитание личности юных тяжелоатлетов

Нравственность – это совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе. К нравственным качествам относятся дисциплинированность, ответственность, правдивость (честность), доброта и многие другие. Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нам близки некоторые весьма важные соображения о нравственности Е.П. Ильина, который определяет нравственность, как «включающую в себя любовь, доброту, свободу, красоту, совесть и благородство». Раскрывая эти понятия, он пишет: «Великое идет изнутри, от сердечного созерцания, из глубины – от всепостигающей и приемлющей любви, из таинственной духовности инстинкта, разума, от очистившегося «воображения».

Нравственное воспитание спортсменов реализуется в первую очередь в совершенствовании духовных способностей, которые обеспечивают индивидуальный успех и в приобретении качеств, определяющих его социализированные функции во взаимоотношениях с товарищами, с социальным окружением. Социализированные функции, выполняемые спортсменом, находятся в органическом единстве с его биологической природой. Социальное и биологическое в деятельности человека генетически детерминированно. Генетическая информация, передаваемая от предыдущего к последующему поколению, проявляется в социализированном фенотипе, способствуя или препятствуя личностному нравственному становлению. Процесс физического совершенствования поставлен в достаточно жесткие социальные рамки, протекает целенаправленно, без нравственных девиаций (латинское deviato – отклонение, de – от, via—дорога), источники которых лежат, как правило, вне самой тренировочной практики.

Многолетний педагогический опыт работы с юными тяжелоатлетами и проведенные исследования позволили остановиться на следующих этапах формирования нравственного поведения:

– первый этап – спортсмен учится принимать требования, предъявляемые к нему учителем;

– второй этап – спортсмен принимает требования учителя добровольно, осознавая свои обязанности, однако эти требования остаются для него внешними побудителями поступков; – третий этап – нравственные требования, идущие от тренера, становятся для спортсмена личными, внутренними требованиями;

– четвертый этап – спортсмен активно воздействует на окружающих, стремясь изменить их поведение согласно своим убеждениям и духовным идеалам.

Важнейшим показателем нравственного отношения к тренировочному процессу является дисциплинированность юного спортсмена. К показателям высокого уровня дисциплины в спортивной секции можно отнести следующие аспекты:

– понимание юных тяжелоатлетов необходимости соблюдения дисциплины;

– готовность и даже потребность в выполнении общепринятых требований и правил нравственного поведения;

– самоконтроль за поведением;

– активная борьба с недисциплинированными поступками других.

Дисциплинированное поведение приводит к формированию важнейшей черты личности юных тяжелоатлетов, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с нормами и требованиями занятий спортом. Психологическими основами проявления этого качества служат волевые процессы – умение юных тяжелоатлетов подавлять свои желания, подчинять поведение необходимости.

Высокий уровень дисциплины на занятиях в секции тяжелой атлетики позволяет повысить моторную плотность, организацию внимания, процесс совершенствования физических качеств.

Причины недисциплинированного поведения юных тяжелоатлетов могут быть следующими:

1. Отсутствие четкой системы организации спортивных занятий, это касается прежде всего подготовки спортивного зала, в том числе силами самих спортсменов.

2. Недостаточный учет тренером психологических особенностей юных тяжелоатлетов разного возраста.

3. Неудовлетворенность юных тяжелоатлетов отношениями с тренером: они хотят, чтобы к ним относились как к взрослым, понимали их и не придирались по мелочам. Нельзя не отметить, что неудовлетворенность юных тяжелоатлетов отношениями с тренером нередко связана с его субъективизмом по отношению к недисциплинированным спортсменам.

4. Недочеты в организации учебно-тренировочной работы.

5. Безнаказанность нарушителей дисциплины.

Неумение преодолевать трудности приводит к разрыву между моральным сознанием юного тяжелоатлета и его реальным поведением.

Другой феномен – моральный реализм, когда юные тяжелоатлеты судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным побуждением (желанием помочь товарищу), но закончившийся неудачно, расценивается ими как плохой. Это проявляется и в том, что юные тяжелоатлеты часто прямолинейно воспринимают требование тренера быть честными и правдивыми, не признают никаких исключений из правил. Поэтому, призывая юных спортсменов к правдивости, тренер должен в то же время объяснять им, что не всякая правда должна публично высказываться, что надо щадить самолюбие товарища, проявляя при этом другое нравственное качество – тактичность.

С юными тяжелоатлетами необходимо ставить следующие задачи нравственного воспитания (рис. 6.2):

1. Формировать навыки поведения, необходимые для выполнения моральных правил, подкрепляя при этом положительной оценкой даже незначительные успехи юных штангистов в нравственном поведении.

2. Формировать адекватное представление юного штангиста о его нравственности, доводя до его сознания расхождения между его представлением о себе как нравственном образце и его действительным поведением. Важно при этом добиться переживания у ребенка этого несоответствия.

3. Развивать трудолюбие, заинтересованность в результатах спортивной подготовки, увлеченность тренировочным процессом. Для этого тренер должен оценивать не только результаты спортивной работы юного тяжелоатлета, но и затрачиваемые им усилия.

4. Учить юных спортсменов судить о поступках по их мотивам, а не только по результатам.

5. Развивать у них необходимость обращать внимание на переживания других людей, проявлять сочувствие к этим переживаниям.

6. Уделять особое внимание организации коллективной жизни юных спортсменов, выработке у них правильных взаимоотношений.

При нравственном воспитании тяжелоатлетов подросткового возраста следует учитывать, что их потребности и интересы во многом отличаются от потребностей и интересов детей.

Рис. 6.2. Содержание нравственного воспитания юных тяжелоатлетов

+Потребность в общении чаще всего реализуется подростками в группах сверстников.

Это имеет несколько следствий. Во-первых, у подростка среди нравственных ценностей на первом месте стоит товарищество.

Во-вторых, у подростка формируется эталон «настоящего товарища» и, если собственное поведение не соответствует этому эталону, то, в отличие от детей, это расхождение остро переживается подростком. Нравственные нормы подростка неустойчивы, требования к себе носят хаотичный характер и часто не могут выдержать конкуренцию с другими побуждениями. Поэтому подростки нуждаются в побуждениях извне, например в виде общественного мнения сверстников, тренера. Остается у подростков и «моральный формализм»: для них все еще большое значение имеет внешняя форма поступка, а не внутреннее его содержание. Подростковый возраст характеризуется сильно выраженным стремлением к самоутверждению. Именно этим можно объяснить негативизм и браваду подростков – с одной стороны, и уход в мир своих привычек, вкусов, переживаний – с другой стороны.

Важнейшей потребностью подростков является потребность в самоопределении. Потребность в самоопределении меняет характер нравственных идеалов и их функции. Подростки хотят сами убедиться в правильности правил поведения. В этом возрасте осуществляется переход знаний о нравственности в непосредственно побуждающие мотивы нравственного поведения, и поскольку одной из наиболее ярких черт юности является «общественная устремленность», такой переход способствует становлению гражданских качеств личности и формированию активной жизненной позиции.

Однако подростковый возраст не лишен противоречий. «Переоценка ценностей», о которой говорилось выше, часто становится причиной морального релятивизма, когда юный тяжелоатлет осознает относительность нравственных ценностей. Разочарование в нравственных принципах и жизни, которая, по мнению юных спортсменов, «далека от совершенства», «недостойна высоких принципов», происходит потому, что эти принципы несколько абстрактны и порой их трудно прямо применить на практике.

Важнейшая задача нравственного воспитания в этот период жизни юных штангистов подросткового возраста – формирование у них умения отстаивать свои моральные принципы, бороться за утверждение своих идеалов. Для решения этой задачи необходимо помогать им увидеть действие наиболее важных нравственных принципов в реальной практике человеческих отношений.

В специальных исследованиях установлено, что подавляющее большинство спортсменов на первое место в ценностных предпочтениях ставят спортивный успех. Это справедливо, так как успешность состязаний в тяжелой атлетике с сильным соперником невозможна без целенаправленной, специально организованной деятельности, психологическая установка на которую и определяет ценностный выбор. Но сама установка на высокие достижения включает в себя ценности, от выбора которых зависит успешность спортивной деятельности (настойчивость, помехоустойчивость, надежность, здоровье). Личностная целеустремленность к успеху в спортивной деятельности юного штангиста находится в прямой связи с его ценностными предпочтениями.

В самостоятельном ценностном выборе юный спортсмен, как правило, руководствуется так называемым здравым смыслом. И если в этом здравом смысле юного штангиста отсутствует нравственная оценка, то этот выбор может легко оказаться и в ряду асоциальных, неприемлемых в обществе предпочтений. Умение сопоставлять, критически осмысливать различные варианты возможного решения сложной бытовой проблемы или выхода из конфликтной ситуации создается у юного тяжелоатлета при соблюдении достаточно жестких, проверенных на практике педагогических условий формирования ценностных ориентации. Исходные данные в ценностных ориентациях спортсменов служили для нас ориентиром для разработки концептуальной модели целенаправленного формирования ценностных ориентации и практической их реализации в условиях тренировочных занятий и соревновательной деятельности.

Наши рекомендации