Сравнительные представления технологии
По А. М. Кушниру | В традиционном обучении | |
Обучение опирается на наиболее развитую к началу школьной жизни эмоционально-образную сферу личности. Обучение опирается на целостное психологическое содержание человеческой сущности и жизни, несущее в себе единство ценностных, информационно-коммуникативных , эмоционально-образных, интуитивных, абстрактно-понятийных и пр. процессов и состояний человеческого сознания, обладающего собственной позицией в жизненном пространстве. | Обучение опирается на абстрактно-логическое мышление, которое еще пребывает в зародыше. | |
Чтение является одной из основных форм познания и общения. Чтение понимается (информационно-ценностный подход): как активный процесс, побуждаемый и регулируемый целями, мотивами, установками, ценностными ориентациями, то есть личностны- | Чтение - вид речевой деятельности; процесс воссоздания звукового образа слова по графической модели. | |
ми образованиями, по отношению к которым техника чтения, как определенным образом организованные психомоторные процессы, выполняет служебные функции; как процесс понимания информации текста во всем многообразии фактов, языковых средств и вызываемых ими переживаний; как одна из форм познавательной коммуникации личности в широком контексте жизнедеятельности, выходящая за рамки речевых функций, это проявление личности как читателя. | ||
Обучение чтению - это: во-первых, формирование ценностного отношения к чтению, формирование соответствующего образа жизни; во-вторых, практика информационной коммуникации и расширение познавательных интересов и возможностей личности; и только в-третьих, - развитие соответствующих психомоторных навыков, то есть развитие техники чтения. | Обучение чтению - это этап подготовки читателя. | |
Лозунг «Читаем здесь и сейчас» (даже в первой четверти первого класса). | Лозунг "Учимся читать, чтобы потом читать" (даже в третьем классе). | |
Задача: отрыв чтения от артикуляции и формирование образного чтения. | Задача: совершенствование артикуляции и развитие чтения как формы речи. | |
Путь развития чтения: смысл - слово — смысл. | Путь развития чтения: буква - звук — слог — слово — предложение — смысл. | |
ГИПОТЕЗА АЙСБЕРГА
Речевой онтогенез представляется растущим айсбергом, надводная часть которого — активная речь, а подводная, превосходящая верхнюю в сотни раз, — понимание речи.
Развитие чтения - это развитие понимания. Это создание и поддержка актуального, понимаемого и интенсивного информационного потока с технологически обставленным процессом перехода от понимания учащимися устной речи к пониманию письменной. | Традиционная методика фокусируется на верхушке айсберга: развитие речи — вопросы -> ответы, пересказы. |
Чтение и письмо лишь продолжают такие феномены, как слушание, говорение, понимание, общение, отношение. | Чтение и письмо являются самостоятельными видами деятельности. |
Понимание речи ребенком — это трансформация речевого потока прежде всего в образы правого полушария: в онтогенезе понимание предшествует активной речи самого ребенка. | Понимание речи — связано с речевыми умениями, работой левого полушария (аналитико-синтетические процессы). |
Мотив деятельности чтения и письма — это интерес к содержанию текста (высокохудожественного, интересного ребенку). | Мотив - освоение техники чтения и письма. |
Оценивание только с позиции сравнения с самим собой; параметры оценки - понимание, интерес, прирост объема чтения, лишь в последнюю очередь - прирост характеристик техники чтения, прежде всего - темпа чтения про себя. | Оценивание сравнением с другими прежде всего по темпу чтения вслух и по речевым реакциям. |
Овладение письмом - присвоение развитой письменной деятельности взрослого. Проблема грамотности решается приучением к высоким образцам, накоплением опыта правильного письма и лишь на последнем этапе - средствами грамматики и анализа текста. | Проблема грамотности решается средствами научного анализа текста. |