Техника профессионального общения
1. Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «вы».
2. Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.
3. Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.
4. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.
5. Поощряйте вопросы вашего пациента.
6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса.
7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.
8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.
9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.
10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания и доверия.
Сестринская педагогика
В период реформ сестринского образования расширяются функции медицинской сестры. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь и сестринский процесс в лечебно-профилактическом учреждении. Сестринский процесс формирует непосредственное общение, картину будущей сестринской работы, где одним из методов сестринской деятельности является обучение пациентов и их родственников. Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского ухода является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни, обеспечивающих достойную жизнь в новых для пациента условиях.
Сферы обучения пациента
Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессионально воздействовать.
1. Познавательная – направлена на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
2. Эмоциональная – характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т. д.
Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида:
1) злобный – указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональной сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие;
2) испуганный – указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность;
3) апатичный – чаще по темпераменту флегматик, могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера;
4) растерянный – указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т. д.);
5) не может найти себе места – трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и другим, испытывание боли, эмоционального шока;
6) состояние аффекта – вспышка эмоций, кратковременная по времени;
7) уравновешенный – является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния;
8) признаки тревожности – потирание рук, напряженность в позе, голосе – являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на страх перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т. д.
3. Психомоторная сфера – характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Медсестра оценивает, как пациент сидит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Такая деятельность зависит от общего самочувствия, психических и эмоциональных состояний (эйфории, апатии), психических, соматических заболеваний, патологии сознания (делирий, галлюцинаций).
Если во время разговора пациент пытается дотронуться до медсестры, то это может являться индивидуальной особенностью личности или национальными особенностями темперамента (холерик), патологией ощущений, психическим заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику. Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфорию, истерию). Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопора, оглушенности), патологии воли (ступора), патологии эмоциональной сферы (депрессии, тоски, уныния), мышечного стопора, соматических и психических заболеваний. Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного, являются нормой поведения. К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить. Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента.
4. Социально-психологическая сфера отражает гражданскую позицию пациента, его личностные и деятельные особенности, т. е. способности, интеллект, самооценку, ориентацию, работоспособность, отношение к обучению и др.
Развитие личности получает свое начало в семье. Семья влияет на формирование психического состояния пациента. Семья в современной социальной ситуации – это ценность, потеря которой дорого обходится людям, деформируя их жизнь и судьбу, и может привести к тяжелым болезненным состояниям.
Медсестра, оценивая социально-психологическую сферу пациента, определяет его самооценку.
Различают адекватную и неадекватную самооценку.