Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе преддипломной практики
ПРОГРАММА
Производственной ПРЕДДИПЛОМНОЙ практики
Пояснительная записка
Практика— особая форма внеаудиторной учебной работы, во время которой студенты овладевают прикладными аспектами будущей профессиональной деятельности, используют и закрепляют знания, приобретенные теоретическим путем. Практика является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста. В процессе производственной преддипломной практики будущий специалист по социальной работе должен не только актуализировать и систематизировать знания, умения и навыки по организации, технологиям социальной работы с различными категориями населения, но продемонстрировать готовность работать самостоятельно, применяя полученные в процессе обучения знания и опыт.
Преддипломная практика студентов 5-го курса (ДФО) и 6 курса (ЗФО) выступает составной частью учебного процесса, которая предусмотрена Государственным образовательным стандартом специальности «Социальная работа», является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки специалиста социальной работы, представляет собой завершающий этап обучения и проводится после освоения студентами программ теоретического и практического обучения.
Цель практики – освоение в практических условиях принципов организации и управления социальной работой; интеграция освоенных в ходе профессиональной подготовки компетенций в практическую социальную работу в соответствии с характеристикой рабочего места; овладение первоначальным профессиональным опытом; проверка профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности; сбор материала для написания выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Задачи практики:
- углубление и закрепление общенаучных, профессиональных и специальных знаний, полученных во время учебы в университете, для успешного осуществления профессиональной деятельности;
- закрепление умений использования для работы в социальной среде отечественного и зарубежного опыта по социальной работе (психологии), обеспечения посредничества между индивидом и обществом, ведения организационной, пропагандистской, профилактической, исследовательской работы;
- закрепление умений самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных последствий; выявлять семьи и отдельные лица, нуждающиеся в помощи; устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и предоставления социальной (психологической) помощи;
- закрепление практических умений по обеспечению связей между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; стимулирования клиента к выполнению социально-значимой деятельности, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
- практическая демонстрация профессиональных умений и навыков в процессе профессиональной деятельности;
- приобретение опыта решения практических, организационно-административных задач, требующих применения профессиональных знаний и умений;
- приобретение умения моделировать взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента;
- формирование навыков самостоятельности и ответственности в процессе исполнения ролевого репертуара и функциональных обязанностей;
- сбор, анализ и обобщение материалов по теме выпускной квалификационной (дипломной) работы;
- развитие приобретенных навыков исследовательской работы и овладение методикой исследования конкретных вопросов, разрабатываемых в дипломном проекте.
- подготовка и защита отчетных материалов по практике
Выпускник должен быть компетентен в следующих профессиональной деятельности в процессе прохождения практики:
- социально-технологическая
- организационно-управленческая
- социально -педагогическая
- исследовательская
- инновационной
- управление социальными проектами, программами, процессами
Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе преддипломной практики
Социально-технологическая:
- разработка и реализация моделей современной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания, администрирования;
- участие в посреднической, социально-профилактической, социально-терапевтической, социально-реабилитационной, адаптационной и консультационной деятельности с различными категориями и группами населения;
- оказание различных видов социальных услуг клиентам на основе поиска оптимального способа оказания помощи и поддержки.
Организационно-управленческая:
- участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждениях/организации;
- содействие координации в деятельности специалистов по решению профессиональных задач;
- организация делового общения, взаимодействия с клиентами, сотрудниками организации/учреждения;
- принятие ответственности за результаты профессиональной деятельности.
Социально-педагогическая
- осуществление педагогическое го взаимодействия в учебных и трудовых коллективах;
- оценивание педагогического потенциала клиента, прогнозирование развития его воспитательного и образовательного потенциала;
- выявление и анализ педагогических потребностей клиента;
- осуществление педагогического анализа развития личности;
- корректирование педагогического взаимодействия в семье;
- формирование установки на ответственное родительство;
- осуществление планирования педагогической работы в различных типах учреждений с учетом особенностей клиента;
- осуществление педагогической диагностики и педагогического консультирования.
Исследовательская:
- проведение научно-исследовательской работы в рамках выполнения заданий по теме выпускной квалификационной (дипломной) работы;
- изучение опыта и практики деятельности организации/учреждения в рамках дипломной работы;
- представление результатов исследовательской работы в форме презентации, отчета, публикации, выступления на научно-практической конференции, методическом семинаре и других видах научной продукции;
- разработка и представление инновационно-внедренческого проекта по теме исследования или направлению, обозначенному супервизором.
Управление социальными проектами, программами, процессами:
- участиев реализации проектов,осуществляемых в организации/учреждении;
- участие в работе по разрешению трудной жизненной ситуации клиента на основе проектирования, формирования модели помощи;
- разработка методических рекомендаций по совершенствованию конкретного направления социальной работы в организации/учреждении в рамках темы дипломной работы или по теме, предложенной супервизором;
- определять ресурсы, которые должны быть задействованы для реализации работ проекта, оценивать стоимость данных ресурсов;
- разработка социальных проектов и программ и обеспечение их реализацию в соответствии с установленными сроками исполнения;
- разрабатывать методические и рабочие программы касательно проведения научно-исследовательской работы в рамках социальных проектов в материальной и нематериальной сфере.
БАЗЫ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика проводится на базе государственных учреждений, организаций и служб системы социальной защиты и социального обслуживания населения, территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), учреждений образования, общественные организаций (объединений), оказывающих социальную защиту, помощь населению.
Выбор базы прохождения преддипломной практики определяется:
- темой выпускной (квалификационной) дипломной работы;
- перспективой будущей профессиональной деятельности специалиста социальной работы после завершения обучения.
Практика может проводиться и по месту распределения специалиста.
Объектами преддипломной практики будущего специалиста по социальной работе являются: индивид, семья, группы, общность, находящиеся в трудной жизненной ситуации; учреждения социальной сферы как система социальной помощи и поддержки человека (органы, предприятия, учреждения и организации социальной защиты населения; негосударственные и государственные учреждения и социальные службы, центры и фонды социальной помощи; различные социальные группы населения, трудовые коллективы и общественные организации, находящиеся в зоне ответственности конкретного РОСЗ).
В период преддипломной практики студент осуществляет практическую профессиональную деятельность в соответствии с квалификационной характеристикой конкретного рабочего места.
Общее задание практики
На базе любого (соответственно исследовательской проблеме) учреждения, студент –практикант должен:
- осуществлять все виды работ, предусмотренные программой практики, заданием на дипломную работу и календарным планом-графиком, качественно и в установленные сроки;
- собрать необходимые материалы для написания дипломной работ (проекта) согласно заданию на практику;
- организовать и провести экспериментальное исследование по теме дипломной работы;
- апробировать методы, формы, модели, предлагаемые в дипломном исследовании;
- продемонстрировать навыки социального проектирования и прогнозирования в соответствии с направлением дипломного исследования;
- систематически представлять руководителю информацию о выполненной работе, в назначенные сроки являться на консультации руководителя от университета;
- по окончании практики представить на кафедру надлежащим образом оформленные отчетные документы по практике, заверенные руководителями от кафедры и учреждения.
Отчетные документы по практике:
1. Дневник практики с индивидуальным планом работы на период прохождения практики (Приложение 1);
2. Отзыв-оценка научного руководителя дипломной работы студента по результатам прохождения практики (Приложение 2);
3. Характеристика с места прохождения практики, подписанная супервизором и руководителем учреждения, являющегося базой практики. Рекомендуемый балл по результатам практики;
4. Отчет о прохождении практики и о ходе выполнения дипломного исследования, подписанный научным руководителем (приложение 3);
5. Полный черновой вариант дипломной работы;
6. Акт о внедрении результатов дипломного исследования на базе практике.
Сроки сдачи отчетной документации не позднее 3 дней после окончания практики. Документация сдается на проверку научному руководителю дипломного проекта.
В течение 2- недель после окончания преддипломной практики выпускающая кафедра организует предзащиту дипломных работ, после которой кафедра рекомендует представленные работы к защите, с условием определенной доработки. Если работа не рекомендована к защите, то дается время на ее доработку и назначается повторная предзащита.