Формирование ключевых компетенций

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН.

(Методическое обеспечение преподавания СД в ВУЗАх культуры и искусств).

Вопросы:

1. Роль и место СД в образовательных стандартах ВПО.

2. Специальности и дисциплины направления "культура и искусство".

3. СД дисциплины СКД.

4. Общеметодологические принципы изучения СД.

4.1. Основные педагогические методы.

4.2. Методы контроля знаний.

4.3. Основные формы организации учебного процесса.

Роль и место СД в образовательных стандартах ВПО.

Переход от специалитета на стандарт двухуровневого образования. Плюсы и минусы. Концептуальные подходы. Смотри образовательные стандарты и программы. + Компетенции.

Требования к уровню подготовки на базовом уровнеориентированы на минимум знаний, которым должен владеть учащийся по завершению изучаемого цикла. Они базируются на ключевых образовательных компетенциях, ориентированных на формирование обладающей широким культурным кругозором личности, что позволяет ей ориентироваться в окружающем мире.

На профильном уровне особенностью курса по специальным дисциплинам культурологического цикла является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией подготовки студентов. На профильном уровне предполагается не только объемное наращивание содержания курса, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки студентов, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного обучения в высшей школе. Таким образом, отрицается традиционное понимание профилизации как «расширения объема знаний», закладываются основы будущего культурологического курса, являющегося обязательным для всех образовательных учреждений высшей школы.

Реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов.

Классические и современные психолого-педагогические подходы в воспитании: гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный и личностно-ориентированный. Образование как ресурс и механизм общественного развития.

Специфика предмета, его непосредственный выход на творческую деятельность требует деятельностного и практико-ориентированного подходов как в содержании, так и в методах освоения содержания. В содержательном плане деятельностный и практико-ориентированный принципы обеспечиваются самой междисциплинарной природой специальных дисциплин культурологического цикла, её естественным выходом на систему межпредметной интеграции. Усвоение основ специальных дисциплин культурологического цикла обеспечивает формирование у студентов широкого социокультурного опыта, что способствует более адекватному и критическому восприятию ими окружающей действительности, реакции на нее, а также выработке собственной позиции и модели поведения. Личностная ориентация предметного содержания обеспечивается за счёт включения в стандарт знаний и умений, значимых для самих студентов. Актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта, усвоение ими элементарных приёмов анализа обеспечивает свободу выбора и формирования личной позиции. Стандарты рассчитаны не только на краткосрочный эффект, но на отдалённый результат личностного становления и созревания.

Формирование ключевых компетенций

В современном информационном обществе важную роль играет формирование информационно-коммуникативной компетенции, что вполне возможно в условиях безбрежного информационного поля специальных дисциплин культурологического цикла. Для решения познавательных и коммуникативных задач студенты могут использоваться различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей.

Барт –колледж США.

2. Специальности и дисциплины направления "культура и искусство".

Смотри классификатор.

СД дисциплины СКД.

См. сборники Москвы и нашей кафедры.

Наши рекомендации