Текст опросника. 1а Ухаживать за животными или 1б Обслуживать машины 2а Помогать больным людям
1а Ухаживать за животными | или | 1б Обслуживать машины |
2а Помогать больным людям, лечить их | или | 2б Составлять таблицы, программы для вычислительных машин |
3а Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов | или | 3б Следить за состоянием и развитием растений |
4а Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) | или | 4б Доводить товары до потребителя (рекламировать) |
5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи | или | 5б Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а Содержать животных | или | 6б Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | или | 7б Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п. |
8а Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) | или | 8б Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище | или | 9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а Лечить животных | или | 10б Выполнять вычисления, расчеты |
11а Выводить новые сорта растений | или | 11б Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т.п.) |
12а Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать | или | 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности | или | 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а Налаживать медицинские приборы, аппараты | или | 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т.п. |
15а Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. | или | 15б Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а Выполнять лабораторные анализы в больнице | или | 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий | или | 17б Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т.п. | или | 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | или | 19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | или | 20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, компьютере и др.) |
Обработка результатов. После заполнения «Листа ответов» подсчитайте число плюсов в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий). Запишите полученное число плюсов в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов.
Затем необходимо аналогичным образом подсчитать число минусов и записать их во вторую пустую строку «Листа ответов».
После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу «Листа ответов». Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X.
1. Ч — профессии типа «человек—человек», где основной объект труда — человек.
2. Т — профессии типа «человек—техника», где основной объект труда — техника, технические системы.
3. П — профессии типа «человек—природа», где основной объект труда — природа.
4. 3 — профессии типа «человек — знаковая система» (например, операторы ЭВМ, наборщики в типографии и т.п.).
5. X — профессии типа «человек — художественный образ».
При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки листа ответов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов.