У обучающихся с нарушениями зрения
Познавательные процессы | Характеристика |
Зрительное восприятие –целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств (в данном случае - зрение) | - неточностью (искажение форм, линий, привнесение того, чего нет) - фрагментарностью (могут видеть какую-то часть предмета, картины) - замедленностью (медленно осознают, то что воспринимают Причина: недостаточно быстрая переработка и усвоение информации) Лучше всего воспринимают черные линии на белом фоне (1,5 мм) |
Процесс узнавания-распознавание –опознание воспринимаемых объектов как уже ранее встречавшихся | Лучше работают с цветными пособиями, чем черно-белыми. Цвет дает дополнительную информацию. Плохо работают с контурными и силуэтными изображениями. |
Зрительно-пространственная ориентация –ориентация в пространстве, на плоскости листа | Нарушена зрительно-пространственная ориентация Могут быть сужены поля зрения, когда студент видит только правую или левую сторону теста, листа, задания. У части слабовидящих может быть «туннельное зрение» когда видят только центр предмета, текста. Большие проблемы в попадании в корзину, цель (физкультура). Могут не видеть полета мяча Чаще всего результат отрицательный. Причины: дефицит зрительно-моторных координаций, зрительной памяти вследствие дефектов зрительного анализатора |
Речевое развитие | Часто: Сигматизм (неправильное произношение свистящих и шипящих звуков) Ламбдацизм (неправильное произношение звука «Л») Ротацизм (неправильное произношение звука «Р») |
Письменная речь – вербальное общение при помощи письма | Могут быть: - пропуски букв; - замены или перестановки букв. |
Устная речь- вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух | Может быть: - отрывочна; - непоследовательна; - сбивчива |
Мимика (движение лица) и пантомимика (движение тела) – выразительные движения человека, которые подразумевают дополнительную информацию. | Не воспринимают совсем или плохо воспринимают большое количество мимических жестов и движений, поэтому могут плохо воспринимать различные оттенки и значения одного и того же высказывания. В речи часто не пользуются мимическими и пантомимическими жестами и движениями, речь становится менее выразительной Внешне это выражается в отсутствии эмоций на лице, движений глаз, мимических мышц. На лице часто «маска» -совершенно безразличного человека. |
Личностные характеристики – набор определенных свойств, качеств, характеристик присущих данному конкретному индивиду. | Сдерживание в формировании активных жизненных позиций (не всегда готовы добиваться чего-то большего, преодолевать препятствия на пути к цели; часто пассивно ждут решения той или иной проблемы) Снижен уровень самостоятельности (берут на себя роль ведомого, но не лидера; самостоятельно не проявляют инициативы, желания сделать что-то дополнительно) Снижено стремление к достижению результатов деятельности (часто довольствуются малым, даже при выраженных способностях; используют принцип «мне и так хватит») Проявляется замкнутость (не готовы к открытым контактам, общаются в малом круге, предпочитают тех, кого хорошо знают; с трудом доверят кому-то; часто уходят «в себя») Необщительность (см. выше) Недостаток социального опыта и как частности замкнутость и необщительность могут приводить к формированию таких черт как: эгоизм, нерешительность, упрямство, снижение внимания к окружающим. Может быть сужен круг интересов, обусловленный ограничениями в сфере чувственного отражения (это связано с дефектом и страхом, а вдруг не смогу, а вдруг не получится, а вдруг подведет зрение) Может быть редуцированность (отторжение, отгорожение тех заданий, которые требуют работы зрения. Причина: высокая истощаемость зрительного анализатора. Происходит своеобразная психологическая защита) способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля. Может быть ограниченность или отсутствие внешнего проявления внутренних состояний (на лице часто маска покоя, безразличия. Причина: не всегда правильно причитываем визуальную информацию, особенно в общении, поэтому прячемся в «скорлупу» неэмоциональности) Иногда могут быть привычки: покачивание, надавливание на глаза, щелканье пальцами. Обратить внимание:личностные особенности лишь косвенно связаны с дефектом, те или иные особенности обусловлены либо недостатками в области чувственного познания и неудачными опытами в познавательной и ориентировочной деятельности, либо неблагоприятными условиями воспитания. |
Чувства и эмоции Эмоции – выражение отношения человека к явлениям окружающего мира в связи с возможностью удовлетворения им свои потребностей(удовольствие, неудовольствие, ярость, интерес и т.п.). Чувства – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Чувства играют мотивирующую роль, направляя активность человека в определенном направлении (интеллектуальные чувства, нравственные чувства, эстетические чувства) | Снижено внешнее проявление эмоций и ситуативных выразительных движений, что снижает интонационное оформление речи, речь становиться монотонной. |
Нервно-психические нарушения – не зависят от этиологии и длительности дефекта зрения. Нарушения связаны только с глубиной дефекта. При слабовидении указанные расстройства проявляются в ослабленном виде, у части слабовидящих могут вообще отсутствовать | Депривация – недостаток или неполное получение информации по какому-то каналу, нехватка какой-либо информации (эмоциональной, сенсорной, социальной). Плотность потока информации. Если происходит снижение потока информации (например, космонавты, подводники), то наступает сенсорная депривация – «голод» на какие-то ощущения. - сенсорная депривация – недостаточное усвоение информации, поступающей по сенсорным каналам, блокировка каналов сенсорной информации (полная или частичная) - эмоциональная депривация – блокировка или недополучение эмоций и эмоциональных состояний, не всегда правильная трактовка эмоционального канала - социальная депривация; - осознание своей мало- или неполноценности Патохарактерологические черты личности психогенного происхождения: - «невротический педантизм» - когда человек скрупулезно следует установленным им правилам деятельности, быта без «поправок» на реальную ситуацию (снова и снова начинаем переписывать текст или рисовать что-то, т.к. нарушено некое правило.) - подозрительность - склонность к формированию необоснованных представлений о той или иной форме умышленного вреда для себя или близких, исходящего от окружающих -настороженность по отношению к окружающим («идея отношений») – преувеличение значения нанесенной обиды, насмешек, пренебрежительного отношения с переживаниями несправедливости, стремлением себя реабилитировать или отомстить обидчикам, избыточной фиксацией на обстоятельствах, при которых была нанесена обида - болезненная застенчивость; - ранимость; - стремление к уединению; -может быть агрессивность, бравада, игнорирование своего дефекта; - отмечаются частые случаи аутизма (безынициативность, бездеятельность, недоступность, необщительность); Патохарактерологическое развитие идет преимущественно по тормозному типу (подростковый и юношеский возраст). Для таких людей характерно: повышенная чувствительность, обидчивость, ранимость, неуверенность в себе, замкнутость. Встречаются также возбудимый тип (аффекты, раздражительность, эгоцентричность, злопамятность, мстительности) и смешанный (совмещающий признаки тормозного и возбудимого) типы. |
Семейное воспитание – может неблагоприятно повлиять на формирование различных черт характера | - формируются отрицательные моральные черты характера (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества); - отрицательные волевые черты (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм); - отрицательные эмоциональные черты (равнодушие к окружающим, душевная черствость); - отрицательные интеллектуальные черты (отсутствие любознательности, чувства нового). Обратить внимание: личностные особенности лишь косвенно связаны с дефектом, те или иные особенности обусловлены либо недостатками в области чувственного познания и неудачными опытами в познавательной и ориентировочной деятельности, либо неблагоприятными условиями воспитания. |
Слабовидящие могут обучаться по специальностям: библиотечное дело, культурно-просветительская работа, родной язык и литература, правоведение, история, математика, философия. Экономика. Народные инструменты, фортепиано, музыковедение и др.