Глава 3. Становление местного самоуправления в России.
В эпоху Александра II, а именно 1 января 1864 г., были утверждены «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и 16 июня 1870 г. – «Городовое положение». Данная реформа была направлена на укрепление самостоятельности местных обществ, их органов, соединение различных групп населения, сословий в решении общих дел и задач по месту жительства. Земское само- управление рассматривалось как обособленное от государства публичное управление, лишь опекаемое и контролируемое в известных пределах государством.[10]
Органы земств по Положению 1864 г. - уездные и губернские земские собрания (представительные и распорядительные органы), избирались на три года, а также уездные и губернские земские управы (коллегиальные исполнительные органы), избираемые из своего состава уездными, губернскими собраниями на тот же срок их полномочий. Органы городского самоуправления по Положению 1870 г. - городские избирательные собрания, городские думы (представительные и распорядительные органы), избирались на четыре года, а также городские управы (коллегиальные исполнительные органы), избираемые городскими думами на тот же срок их полномочий.
Земские и городские учреждения образовывались как органы всесословные, однако формировались они с учетом сословного деления населения. Для производства выборов уездных земских собраний избиратели уезда делились на три группы (курии): уездных землевладельцев, горожан (собственников недвижимого имущества) и крестьян. Выборы гласных осуществлялись куриями на их съездах раздельно. Губернские собрания избирались уездными собраниями путем тайного голосования, т.е. в рамках многостепенных выборов. [11]
Губернские, уездные земские органы нацеливались на заведование делами, относящимися к хозяйственным пользам и нуждам соответствующих губерний, уездов. Земства ведали своими имуществами, капиталами, денежными сборами, благотворительными заведениями; устройством и содержанием принадлежащих им зданий, сооружений, путей сообщения; обеспечением народного продовольствия; прекращением нищенства; управлением взаимным земским страхованием имущества; попечением о развитии местной торговли и промышленности. Они участвовали в попечении о народном образовании, здравоохранении; содействовали предупреждению падежей скота; охране хлебных посевов. Аналогичные вопросы, как в части местных дел, так и государственных задач решали органы городского самоуправления с учетом своеобразия городских поселений. Так, на них возлагалось обеспечение благоустройства городов согласно утвержденным планам, содержание городских коммуникаций, обеспечение воинского постоя.[12]
Позднее данные законодательные акты были изменены Александром III в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» от 12 июня 1890 г. и «Городовом положении» от 11 июня 1892 г. Предпринятые изменения обычно именуют периодом контрреформ. В самом общем виде они были сведены к усилению государственного контроля над земствами, закреплению их положения как особого звена государственных учреждений, расширению представительства в них дворян. Так, в процессе проведения контрреформ в России постепенно формировались черты государственной теории местного самоуправления[13]
Заключение.
Государственное управление и местное самоуправление взаимосвязаны. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления средств. Осуществление переданных полномочий подконтрольно государству и его соответствующим органам.
Подводя итог, можно отметить, что методы осуществления местного государственного самоуправления в разных странах во многом различны, как и похожи.
Список литературы.
1. А.В. Горожанин . Русь-Россия-СССР-Россия: Этапы большого пути: В 2 т. /. Под общ. ред. В.В. Рыбникова. Сама- ра, 2013. Т.1.
2. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления / Отв. ред. С. Г. Агаджанов, В. В. Трепавлов. М.: Славянский диалог, 2010.
3. Евдокимов В.Б. Местные органы власти зарубежных стран. – М, 2001.
4. Салогуб Я. Л. Особенности формирования административной системы Дальнего Востока во второй половине XIX — начале ХХ века // Социально-этнические процессы в микро- и макроистории: Сб. материалов V ежегодной научно-теоретической конференции «Человек в истории». 22−23 декабря 2011 г. / Под ред. Т. В. Воробьевой, Т. П. Минченко. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2006.
5. В.П. Казанцев. «Система местного управления Дальнего Востока во второй половине XIX начале ХХ века: этапы и особенности развития». Из-во: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. –М. 2012.
6. Макаров.В.Б, Чернышова А.В. История государственного управления в России: учебное пособие. – Нижний Новгород // М.: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2007
7. Могунова М.А. Самоуправление в Швеции как способ обеспечения общегосударственных и местных интересов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 4 .
8. Шрёдер П. Принципиальные положения общей реформы местного самоуправления в Федеративной Республике Германия.// Чиновник. - 1999.- № 4.
9. Юдахина. И.В «Становление местного самоуправления в России. Исторический опыт и современные тенденции.» Из-во: Ж.Академия и общество. 2013.
[1] Евдокимов В.Б. Местные органы власти зарубежных стран. – М, 2001.
[2] Шрёдер П. Принципиальные положения общей реформы местного самоуправления в Федеративной Республике Германия.// Чиновник. - 1999.- № 4.
[3] Евдокимов В.Б. Местные органы власти зарубежных стран. – М, 2001.
[4] Там же.
[5] Могунова М.А. Самоуправление в Швеции как способ обеспечения общегосударственных и местных интересов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 4 .
[6] Макаров.В.Б, Чернышова А.В. История государственного управления в России: учебное пособие. – Нижний Новгород // М.: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2007
[7] В.П. Казанцев. «Система местного управления Дальнего Востока во второй половине XIX начале ХХ века: этапы и особенности развития». Из-во: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. –М. 2012.
[8] Салогуб Я. Л. Особенности формирования административной системы Дальнего Востока во второй половине XIX — начале ХХ века // Социально-этнические процессы в микро- и макроистории: Сб. материалов V ежегодной научно-теоретической конференции «Человек в истории». 22−23 декабря 2011 г. / Под ред. Т. В. Воробьевой, Т. П. Минченко. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2006.
[9] Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления / Отв. ред. С. Г. Агаджанов, В. В. Трепавлов. М.: Славянский диалог, 2010.
[10] Русь-Россия-СССР-Россия: Этапы большого пути: В 2 т. / А.В. Горожанин и др. Под общ. ред. В.В. Рыбникова. Сама- ра, 2013. Т.1.
[11] Юдахина. И.В «Становление местного самоуправления в России. Исторический опыт и современные тенденции.» Из-во: Ж.Академия и общество. 2013.
[12] Там же.
[13] Там же.