Формирование звукопроизногиения и слоговой структуры слов
Определяя содержание работы по развитию произносительной стороны речи, логопед исходит из анализа результатов первичного обследования, сохранных и компенсаторных возможностей ребенка, а также учитывает закономерности развития фонетической стороны речи в онтогенезе.
Поскольку недостатки произношения данной категории детей связаны с задержавшимся по тем или иным причинам развитием фонематического слуха, основным условием для формирования правильного произношения звуков является развитие слухового восприятия фонем и подготовка артикуляционных навыков.
Содержание фонетических занятий включает в себя:
1. Развитие фонематического слуха. Формирование восприятия звуков зависит от их артикуляционной сложности. Ведущим в процессе фонемообразования, как известно, является слуховое восприятие. Детей учат последовательно различать фонемы, близкие по звучанию.
2. Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи детей.
3. Постановка отсутствующих звуков.
4. Закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости.
5. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах.
В процессе логопедической работы по развитию звуко- произношения в первую очередь отрабатываются согласные раннего онтогенеза — п, б, м, т, д, н,ф,к; гласные звуки а- у-о-и. Необходимо добиться четкого, правильного артикулирования каждого звука. У детей средней группы они, как правило, произносятся верно, но недостаточно отчетливо. Первостепенная задача логопеда заключается в уточнении произношения звука в изолированной позиции, а также в слогах и простых словах. Одновременно используются упражнения на дифференциацию оппозиционных и близких по звучанию фонем. Четкое произношение и различение сохранных гласных и согласных звуков имеет большое значение для последующей постановки более трудных по артикуляции звуков, нарушенных или отсутствующих в речи детей.
Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитие подвижности артикуляционного аппарата. Четкость произношения звуков достигается, главным образом, в результате постоянных тренировочных упражнений в различных фонетических сочетаниях.
Становление произносительной стороны речи тесно связано с формированием слоговой и ритмической структуры речи, при этом соблюдается следующее методическое условие: упражнения проводятся на базе только правильно произносимых звуков. Используется предложенная А. К. Марковой система упражнений по воспитанию навыков воспроизведения слов разной слоговой структуры, адаптированная с учетом возрастных и речевых возможностей детей 4-х лет:
а) все упражнения проводятся только в игровой ситуации;
б) лексический материал должен состоять из правильно произносимых звуков;
в) необходима специальная (игровая) система поощрений, побуждающая детей к активному и правильному выполнению фонетических заданий;
г) правильно артикулируемые слоговые сочетания должны тут же включаться в слова и предложения;
д) важно создавать условия, обеспечивающие мотивацию ребенка.
Предлагаемые задания выстраиваются в нижеуказанной последовательности.
> Научить ребенка на слух дифференцировать длинные и короткие слова:
машинисты — кот; панама — суп; каша — дуб.
> Отхлопывать предложенный рисунок слова:
Например: ////, ///
> Запоминать и проговаривать
• сочетания из однородных слогов:
а) с разным ударением — па, папа, папапа, папапа;
б) разной силой голоса;
в) разной интонацией.
• сочетания из одинаковых согласных и разных гласных звуков:
папупы
татуты
какукы.
Их также следует произносить с разным ударением, силой голоса и интонацией, постепенно включая их в слова и предложения: У папы Тата. У Таты мама. > Запомнить и повторить
• сочетания из разных согласных и одинаковых гласных звуков:
ката, катама, катама ка-та, ка-та-ма панама, канава.
• слоговые сочетания со стечением согласных звуков: то — кто
ва — ква
Ам, ам — кто там?
• слоговые сочетания с разными гласными и согласными звуками:
патукы, вамопу, тыкабу. Названные упражнения способствуют введению в речь детей односложных двух-, трех- и четырехсложных слов с закрытыми и открытыми слогами, состоящих из правильно произносимых звуков.