Самосовершенствование культуры умственного труда
В результате теоретического и практического изучения феномена умственного труда студентов были выделены противоречия, разрешение которых весьма необходимо для организации процесса формирования культуры умственного труда студентов вуза:
Ø между определением потенциала культуры умственного труда и несоответствием уровню овладения этим феноменом обучающимися;
Ø между требованиями к владению студентами культурой умственного труда и недостаточной ориентированностью вузов на ее формирование;
Ø между пониманием объективной необходимости целенаправленного формирования культуры умственного труда студентов и неполнотой разработанности условий и методов ее формирования.
Стремление к самосовершенствованию естественно, оно в значительной степени свойственно подавляющему большинству студентов. Всегда хочется быть чем-то большим и иным, чем есть, и так как это хотение есть само его существо, то можно утверждать, что каждый есть больше, чем то, что он есть.
Самосовершенствование – процесс, который включает в себя:
♦ потребность в поиске смысла жизни;
♦ потребность в другом человеке, в людях;
♦ потребность в самоутверждении.
Самосовершенствование можно определить как процесс приближения личности к идеалу посредством сознательных, целенаправленных, систематических усилий с целью улучшения своего поведения и деятельности.
Во-первых, самосовершенствование представляет собой такое развитие личности, которое заключает свои цели в себе. В процессе воспитания личность усваивает законы, которые мир – природа иобщество –предписывают ей. В процессе совершенствования личность сама задает законы миру. Совершенство представляет собой завершенность, абсолютную полноту, законченность, такое состояние, которое предполагает образ, эталон, идеал.
Во-вторых, самосовершенствование – деятельность, исходящая из целостного, единого, неделимого образа человека, процесс возвращения человека к самому себе, возвышения личности до уровня человек – мера вещей.
В-третьих, самосовершенствование есть жизнь в идеале. Если в ходе воспитания человек становится собой, то в ходе самосовершенствования он поднимается над собой, становится другим.
В-четвертых, процесс самосовершенствования включает: личность – идеал – самосознание – деятельность, это прежде всего самостоятельная, добровольная реализация способностей, размышлений, ценностных и волевых устремлений личности. Надо начинать с малого, без чего нельзя добиться большого успеха. Легче изменить к лучшему какие-то отдельные качества, относящиеся к умственной деятельности, саморегуляции, запоминанию, работе с книгой, самостоятельному обучению.
Первый момент – личность, в которой происходит определенная трансформация – это процесс развертывания духовной культуры в человеке, процесс реализации своих возможностей.
Второй момент процесса – идеал совершенства, которое можно определить как максимум духовного богатства, гармонию духа, целостность и устойчивость личности. Истина, Добро, Красота, Вера, Надежда, Любовь – источники, питающие представление об идеале совершенства.
Третий момент в процессе самосовершенствования – самосознание. Оно контролирует течение всего процесса – вплоть до практических шагов на новом жизненном пути. Самосовершенствование есть самореализация, самоутверждение своего истинного «Я».
В современных условиях основное звено – совершенствование профессионализма, особенно в управленческой и педагогической деятельности. Сегодня общество испытывает острую нужду в хороших работниках, в мастерах своего дела. В деятельности профессиональные качества органически связаны с общим уровнем духовного развития.
Одним из условий формирования культуры умственного труда студентов, отражающих особенности ее организации в студенческом возрасте, выступает самостоятельная работа студентов, рассматриваемая в качестве ведущей и активизирующей формы осуществления умственного труда.
В недавнем прошлом под самостоятельной работой обычно понималась лишь внеаудиторная занятость студентов. Теперь такое понимание не соответствует действительности, так как в современном образовательном процессе вуза доминирует доля самостоятельной работы (как под непосредственным руководством преподавателя, так и с оказанием им разной меры помощи студенту) и конечный результат обучения в высшем учебном заведении в решающей степени определяется организацией рациональной системы самостоятельной работы студентов.
Для получения эффективности и результативности от продуктов самостоятельной работы студентов необходимо выполнение ряда требований к ее организации:
Ø обеспечение правильного сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы;
Ø методически грамотная организация работы студента в аудитории и вне ее;
Ø обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью повышения результативности самостоятельной деятельности познания и превращения данного процесса в процесс творческий;
Ø оказание педагогической помощи и поддержки каждого студента и студенческой группы в целом;
Ø контроль хода выполнения самостоятельной работы и предусмотрение мер поощрения студента за ее качество.