Мастерство педагогического общения.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный; демократический; попустительский. При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Попустительский (анархический, конформный)стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Альтернативой этим стилям общения является демократический стиль участников педагогического взаимодействия, при котором педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как: коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции – эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека. Владение собой, своим телом, способами релаксации для снятия физического и психического напряжения, способами эмоциональной саморегуляции, вытеснения отрицательных эмоций, способами создания рабочего творческого самочувствия называется гностическими умениями.
К коммуникативным умениям педагога можно отнести: умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; умения управлять своими эмоциями; наблюдательность и переключаемость внимания; социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам; умение "подавать себя" в общении с учащимися; речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога. Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы: умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения; умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения; умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.); умения обеспечивать обратную связь. Наблюдательность и переключаемость внимания позволяет педагогу быстро ориентироваться в ситуации общения, отбор содержания общения лежит в основе умения планировать свою речь, речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения относятся к умениям находить адекватные средства для передачи содержания общения, социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам, относится к умениям обеспечивать обратную связь в общении.
Распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки называется эффектом ореола. Ранее сложившееся представление мешает порой разглядеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления, называется монологическим общением. Развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске относятся к двигательно-знаковому варианту коммуникативной атаки. Управление общением в педагогическом процессе предполагает умение распределять внимание и удерживать его устойчивость. Коммуникативная атака – это способ привлечь к себе внимание.