Методы педагогического исследования - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Таблица 13
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОИСКА | |
Сравнительно-исторический анализ | Позволяет более разносторонне и глубоко изучать педагогические явления (их истоки, основные этапы развития), проектировать конкретные меры совершенствования учебно-воспитательного процесса, предупреждая ошибки и недостатки прошлого, опираясь на передовой метод современного решения возникающих проблем. |
Причинно-следственный анализ | Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление-причина - это взаимодействие вещей, элементов, частей или взаимодействие внешнего и внутреннего, а также одностороннее воздействие одного объекта на другой объект. Явление, вызываемое или изменяемое определенной причиной, называется следствием. Явление-следствие - это изменение состояния вещи, системы, целого. Поведение любого объекта определяется как его внутренней природой, так и природой внешних воздействий, поэтому выделяют внутренние, внешние и комплексные причины. Например, к внутренним причинам неуспеваемости школьника относятся пробелы в знаниях, умениях, навыках по отдельным предметам, отрицательное отношение к учению и т. д.; к внешним причинам - недостатки дидактических воздействий (преподавания), отрицательные воздействия семьи, нарушение единства требований в действиях учителей и родителей и пр.; в том случае, когда причины неуспеваемости кроются одновременно в дефектах внутренних и внешних компонентов реальных учебных возможностей, говорят о действии причин комплексного характера. Задача исследователя - отыскать главную причину для правильного понимания происхождения того или иного явления. |
Моделирование | Это метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Наиболее широкое применение в педагогике получило наглядно-образное моделирование. Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т. п., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами изучаемого объекта, непосредственное изучение которого связано с какими-либо трудностями, большими затратами средств и пр.). Например, удачно отображаются на модели (схеме) взаимосвязи школы, семьи и общественности и других источников воспитательного влияния на учеников. |
Теоретические методы позволяют подняться над реальностью до теоретического обобщения. |
Таблица 14
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУПП | |
Педагогическое наблюдение Главное достоинство наблюдения: ценные факты добываются непосредственно из жизни (в процессе обучения, в ходе воспитательных мероприятий и т. д.). Недостаток наблюдения:субъективизм (субъективное отношение наблюдателя к тому или иному явлению). | Это целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях. По частоте выделяют: постоянные наблюдения (охватывают, например, уроки по какому-либо предмету непрерывно в течение определенного времени); повторные наблюдения(например, через неделю); однократные наблюдения (регистрируется виденное лишь на одном уроке). По объему охвата различают: сплошные наблюдения (охватывают одновременно многие стороны поведения и деятельности учащихся); несплошные (частичные) наблюдения(фиксируется какая-либо сторона поведения и деятельности учащегося):монографические (например, наблюдается деятельность среднеуспевающего учащегося при усвоении какого-либо навыка, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков всем классом, однако этот вид наблюдения используется редко, так как таким способом трудно получить достоверные данные) исопоставительно-монографические (из учебной группы отбираются самый сильный и самый слабый ученики, наблюдается некий вид их деятельности, на основе этого пытаются охарактеризовать всю группу; этот вид наблюдения применим тогда, когда в классе есть учащиеся, сильно отличающиеся от других по своим способностям). По способу получения сведений выделяют: прямые (непосредственные) наблюдения (исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты); косвенные (опосредованные) наблюдения(когда наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат, например, мы не можем непосредственно видеть процесс мышления учащихся, но можем пронаблюдать процесс решения учащимися задач и сделать вывод о последовательности шагов мышления). В зависимости от того, проводит ли наблюдение постороннее лицо или лицо, участвующее в учебном процессе, выделяют: невключенное наблюдение (когда происходящее на уроке оценивает постороннее лицо, у него достаточно времени для подробной записи результатов наблюдения, однако присутствие постороннего в какой-то мере мешает нормальному ходу урока); включенное наблюдение (учитель-наблюдатель активно участвует в жизни и деятельности воспитанников, не привлекая к себе особого внимания, однако его субъективное отношение к тому или иному явлению может оказать влияние на результаты наблюдения, кроме того, одновременное наблюдение и проведение урока не позволяет учителю-наблюдателю все время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями). Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения: выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения; получение разрешения на проведение наблюдения; составление плана наблюдения (план наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать (объект), для чего наблюдать (цель и задачи), когда и сколько времени наблюдать (время наблюдения, длительность), что можно ожидать в результате проведенных наблюдений (предполагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности и пр.); подготовка документов и оборудования (инструкции, протоколы, аппаратура); сбор данных наблюдения (протоколы, таблицы и пр.); оформление результатов наблюдения; анализ результатов наблюдения; выводы (на основе анализа результатов наблюдения педагог осуществляет корректировку воспитательных воздействий, проектирует дальнейшее изучение учащихся с уточненной целью). Объективность выводов по данным наблюдений значительно возрастает, если: педагоги заранее составляют таблицу для сбора информации, где фиксируются единицы наблюдения, например: Приемы общения Количество за урок Всего Поощрение 1, 1, 1 Предложение помощи Замечания ... ... ... педагоги сопоставляют получаемую ими информацию с данными других коллег; используются технические средства звукозаписи и видеозаписи уроков, мероприятий; наблюдение сочетается с другими методами исследования(беседы, анкетирование, пр.). |
Опрос | Это метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов. БЕСЕДА - метод исследования, который предполагает получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в вопросно-ответной форме. Условия эффективности применения метода беседы: педагог намечает цель предстоящей беседы; педагог намечает круг основных и вспомогательных вопросов (учитывая возможные варианты беседы), предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов; умение создавать в общении благоприятную психологическую атмосферу; наблюдение за поведением собеседника, его эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов; наличие форм фиксации получаемой информации (протокол, диктофон). ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ (устный опрос) - в отличие от беседы, интервью не предполагает постановки целого ряда уточняющих вопросов, которые имеют место в обычной беседе. Метод интервьюирования особенно полезен в тех случаях, когда педагог заранее может быть уверенным в объективности ответов учащихся. АНКЕТИРОВАНИЕ (письменный опрос) - метод массового сбора информации с помощью анкет. Требования, предъявляемые к применению метода: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление и дающих надежную информацию; исключение подсказок в формулировках вопросов; предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; использование как закрытых анкет с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых, позволяющих опрашиваемому высказать свое мнение; предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесение коррективов в содержание анкеты. |
Рейтинг | Это метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). Требования к подбору экспертов: компетентность; креативность; положительное отношение к экспертизе; отсутствие склонности к конформизму(чрезмерному следованию авторитету в науке); аналитичность и широта мышления; свойство коллективизма; самокритичность. Например, оценивание работы учителя по развитию у учащихся интереса к предмету может осуществляться на основании следующих критериев оценок: 5 - применяет специальные приемы развития у учащихся интереса к предмету, использует новизну содержания, сравнение изучаемых понятий, элементы занимательности, разнообразные методы обучения, обеспечивает индивидуальный подход к учащимся; 4 - в основном обеспечивает формирование интереса к предмету; 3 - слабо формирует у учащихся интерес к предмету, не обеспечивая индивидуального подхода в этой работе; 2 - обучение не способствует формированию у учащихся интереса к предмету (формализм преподавания, однообразие методов). |
Тестирование | Это процесс оценки соответствия личностной модели знаний ученика экспертной модели знаний. Слово ``тест'' (в переводе с англ.) - испытание, проба. В педагогике используются тесты успеваемости -серия кратко и точно сформулированных вопросов или заданий, на которые ученик должен дать краткие и точные ответы.Типы тестов: Открытые тесты (испытуемый сам записывает правильный ответ) Закрытые тесты (предполагают выбор правильного ответа из 4-5 вариантов) 1) задания на дополнение (краткий ответ: формула, слово и др.); 2) задания со свободно конструируемыми ответами (ответ в развернутой форме, при этом оговаривается полнота ответа для получения максимального балла). 1) альтернативный тест (задания с двумя ответами: да-нет, правильно-неправильно, имеют высокий процент угадывания, поэтому их одиночное использование в тесте считается неэффективным); 2) задания с выбором нескольких правильных ответов; 3) задания на установление соответствия; 4) тест, требующий расположения предметов по порядку. |
Социометрия | Это способ исследования структуры межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Социометрия проводится в коллективе, где участники знают друг друга. С помощью социометрии определяетсясоциометрический индекс личности по формуле: S = R + N-1, гдеS - величина индекса, R+ - количество положительных выборов, N-1 - число учащихся в коллективе. Посредством социометрии (заполнения учащимися листков опроса с вопросами типа ``кого бы вы пригласили на день рождения, с кем бы вы хотели участвовать в походе'' и пр.) определяют место личности в коллективе, выявляют лидеров(получавших максимальное по группе количество положительных выборов), предпочитаемых (меньшее число положительных выборов), пренебрегаемых (минимальное число положительных выборов) и отвергнутых (не получивших ни одного положительного выбора). Исследователь также может определить взаимовыборыучащихся. |
Таблица 15
МЕТОДЫ ЗАМЕРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Педагогическое наблюдение | Проводится повторное наблюдение в соответствии с планом наблюдения. |
Диагностические контрольные работы (тематические, четвертные, годовые; по ранее пройденному материалу, по новому материалу, по новому с учетом пройденного) | Метод диагностических контрольных работписьменногохарактера(решение задач, выполнение упражнений, ответы на теоретические вопросы, выполнение схем и пр.) и лабораторно-практического характера(опыты с приборами, установками и пр.) применяется для диагностики знаний учащихся. Задания, включаемые в содержание контрольных работ, должны отвечать следующим требованиям: содержать вопросы, наиболее сложные для усвоения, а также актуальные для дальнейших этапов обучения; совокупность заданий должна дать исследователю целостное представление об особенностях умственной деятельности ученика (задания на выделение существенного в изучаемом материале, требующие умения самостоятельно мыслить); выполнение заданий должно отражать сформированность у учащихся наиболее универсальных приемов учебного труда (приемы планирования, организации своей работы, контроля за ней, должный темп выполнения учебных действий). Цель: получить сведения как об отдельных школьниках, так о типичной подготовленности класса, о сильных и слабых ее сторонах, чтобы можно было регулировать индивидуальный подход и общеклассные меры для совершенствования процесса обучения. |
Самооценка | Этот метод предполагает оценивание своих качеств учениками по предложенным показателям. Метод самооценки часто применяется в сочетании с методом рейтинга. Применяется также метод самооценки коллектива (самоаттестации). |
Анализ продуктов детской деятельности | Изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, творческих и контрольных работ, тетрадей по отдельным дисциплинам, рисунков и пр.) дает исследователю сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. |
Анализ учебной документации | Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний) вооружает исследователя объективными данными, которые характеризуют реальную практику организации образовательного процесса. |