Процедура проведения опроса
Состоит из двух этапов.
Эксперты, отвечая на вопрос «Какие организации (фирмы, компании) данного города и области, по Вашему мнению, являются наиболее успешными по результатам экономической деятельности в этом году, своему организационному развитию и социальной значимости для нашего региона ?» называют по 3-4 организации по следующим разделам:
Производственные организации;
Коммерческие и торгово-посреднические фирмы;
Финансовые организации (банки, страховые компании, инвестиционные и финансовые институты);
Прочие организации и фирмы.
На основе полученных данных составляется общий список предприятий и фирм для экспертной оценки по следующим принципам:
10 организаций (одна треть общего списка), занявших первые места в предыдущем опросе, т.е. год назад;
10 организаций, предложенных экспертами на первом этапе данного опроса и выбранных по принципу частоты упоминания (т.е. предложения не менее 3-х экспертов);
10 организаций, предложенных фирмой, проводящей данное маркетинговое исследование.
Затем сформированный список просматривается экспертами и определяются наиболее весомые предприятия.
При проведении экспертного опроса по оценке успешности деятельности и степени влияния на экономическую, социальную и политическую жизнь региона ведущих предпринимателей и хозяйственных руководителей организаций города и области технология отбора предпринимателей аналогична опросу по успешности организаций. (1/3 списка – занявших первые 10 мест в предыдущем опросе, 1/3 списка – 10 предложений экспертов, 1/3 -
10 предложений фирмы, проводящих исследование).
Процедура обработки и обобщения результатов заключается в расчете средних баллов, полученных каждым предпринимателем или хозяйственным руководителем в текущем году и по степени влияния на экономическую, социальную и политическую жизнь региона.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРОВЕДЕННЫМ МАРКЕТИНГОВЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
Первый раздел отчета содержит информацию о размерах как потенциального товарного рынка в целом, так и его основных сегментов.
Стандартная сегментация ведется:
по социально-демографическим параметрам;
по общим покупательским характеристикам;
по специфическим для данного товара покупательским характеристикам.
Три следующих раздела отчета содержат информацию об особенностях как рынка в целом, так и его достаточно значительных по размеру сегментов.
Рассматриваются:
покупательские характеристики;
отношения к средствам массовой информации.
Заключительный раздел отчета посвящен информируемости потребителей о различных брендах товара, мнение потенциальных и реальных покупателей о брендах, странах и фирмах-производителях товара, отношению к бренду тех, кто ими уже пользовался.
Отчет по проведенным маркетинговым исследованиям позволяет:
Определить примерное число и характерные особенности перспективных покупателей, выбрать подходящие сегменты рынка;
Выявить характеристики товара, значимые для покупателей в целом, так и для представителей определенных сегментов рынка.
Подобрать наиболее эффективные каналы передачи информации о данном товаре для выбранных сегментов рынка.
Подобрать наиболее убедительные для каждого сегмента формы обращения и самые подходящие способы продвижения товара.
ГЛАВА 4 ТЕСТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
Задача 1.
Дайте описание основных этапов маркетингового исследования на примере товара или услуги по своему выбору.
Задача 2.
Какой тип исследования и почему был бы наиболее уместен в следующих ситуациях:
· завод, выпускающий грузовики, хочет выяснить, какую долю его продукции закупают фермеры;
· фирма, выпускающая электоробытовую аппаратуру, хочет выявить степень влияния различных членов семьи на объем покупок своих товаров;
· маленький промтоварный магазинчик, торгующий на территории вуза, хочет собрать информацию об отношении студентов к своей деятельности;
· завод, производящий металлообрабатывающие станки, обдумывает возможность размещения своего филиала в быстрорастущем пригороде большого морского порта.
Задача 3.
Предположите, что Вы состоите в клубе поклонников какой-нибудь рок-группы, число членов которого стало сокращаться. Возможно ли провести маркетинговое исследование с целью выявления причин подобного явления? Если бы это исследование было поручено Вам, то как бы Вы проводили его?
Задача 4.
Дайте описание способов сбора маркетинговой информации. Будут ли, по Вашему мнению, пользоваться этими способами:
· книжный киоск в вузе;
· крупный универмаг в центре большого города;
· небольшой молочный магазинчик в пригороде;
· завод сельскохозяйственных машин, являющийся единственным в стране производителем определенного типа тракторов?
Задача 5.
Вам поручили провести по телефону опрос потребителей телепрограмм. Как Вы постараетесь учесть в своей работе достоинства и недостатки этого метода маркетингового исследования?
Задача 6.
Внутривузовское издательство приступает к печатанию сборника тестов и заданий по экономической теории. Большая часть тиража будет передана в институтскую библиотеку. Издательство обращается в ректорат за данными о количестве студентов, изучающих экономическую теорию. Какая это информация: внутренняя, внешняя, первичная, вторичная, мягкая или жесткая?