Социальная терапия в местах лишения свободы

Опыт и возможности социальной терапии в процессе осуще­ствления правосудия достаточно перспективны, хотя имеют оп­ределенные границы. Дело в том, что места лишения свободы, хотя и являются закрытыми учреждениями, имеют обычную структуру, в которую входят и подразделения открытого типа, а также социально-терапевтические учреждения, часто имею­щие экспериментальный характер.

В социально-терапевтических учреждениях работает целый ряд специалистов − педагоги, психиатры, социальные работ­ники, психологи, мастера производственного обучения и т.д. В деятельности этих учреждений доминирует психолого-тера­певтический подход.

Немецкие исследователи уделяют значительное внимание психотерапевтической модели в терапевтически-психологичес­ком подходе. Более узкая психотерапевтическая модель свя­зана, в первую очередь, с представлением о том, что так назы­ваемые «основные симптомы», находящиеся в непосредствен­ной связи с криминальным действием, объясняются наруше­ниями самой психики, затрагивающими центральное «Я». Нарушения в развитии в раннем детстве могут выявляться в ге­незисе криминального поведения. Неблагоприятные семейные условия ребенка могут привести к выраженной слабости «Я-функций», и развивающаяся психопатия проявляется впо­следствии в том, что из-за концентрации внимания человека на инфантильных фантазиях возникает неправильная оценка ре­альности и невозможность ее адекватного восприятия со всеми вытекающими последствиями.

Эти концепции становятся основой аналитически ориенти­рованной психотерапии и социально-терапевтических устрем­лений. Однако успешной психотерапия может быть только при условии позитивного отношения клиента к терапевтам и их службе − в этом случае стабильная объективная связь и иден­тификация могут быть достигнуты уже после нескольких ме­сяцев работы. При этом объектом воздействия является лично сам пострадавший со всеми своими психическими проблемами, так как при таком подходе социальная терапия представляет собой индивидуальную терапию.

Более широкий терапевтически-психологический подход ха­рактеризуется прежде всего попыткой создать терапевтическую общность, когда особое внимание уделяется трудностям клиен­та, касающимся отношений с окружающими. Так, например, на основе нарушений эмоционального плана у клиента устанав­ливается недостаточная способность вступать в контакт, стро­ить его без постоянного страха разочарования. Преодоление трудности соразмерного общения друг с другом становится цен­тральным фактором модели действия.

По мнению немецких специалистов, столь же необходимо об­ратить внимание на дальнейшее отношение личности с окру­жающим ее миром. Методическое действие, техника терапев­тической общности характеризуется еще и необходимостью создания социального окружения с целью улучшения лечения, усиления разнообразных коммуникаций, выражения чувств и концепции обучающего учения и образа жизни. Не менее важ­ным является то, что окружение, в котором живет клиент, яв­ляет собой не только рамки, в которых применяются опреде­ленные техники лечения, но и непосредственно одну из этих тех­ник. Эта концепция направлена на то, чтобы помочь уголовным преступникам выработать собственную концепцию выздоров­ления, что означает разрушение криминальной структуры, соз­дание у всех членов групп, участвующих в лечении, положи­тельной установки по отношению к пребывающим в местах ли­шения свободы. Очень важно при этом суметь организовать об­щее собрание, основанное на демократических принципах, ко­торое смогло бы проработать существующие проблемы и попы­таться найти пути их решения.

В отличие от описанных моделей, подходы педагогическо­го, социально-педагогического и педагогически-терапевтичес­кого типов не имеют особенно большого значения в социально-терапевтических учреждениях, играют в них второстепенную роль. И хотя деятельность социальных работников, именно со­циальных педагогов, очевидна и всегда расценивается как очень важная, до сих пор ее применение остается довольно ограничен­ным и не является центром усилий социальной терапии. Педа­гогический и социально-педагогический подходы к проблемам клиента характеризуются прежде всего тем, что социально-пе­дагогическое действие чаще всего имеет дело с проблемами со­циального окружения клиента, а не с его собственными внут­ренними проблемами. При этом в противоположность психо­лого-терапевтическому социально-педагогическое действие по­нимается как «небеспристрастная практика», которая должна сосредоточить свои усилия на определении проблемы клиента. Этими концепциями определяются формы и методы работы с клиентом, которые обусловлены его образом жизни, его повсе­дневностью. В конкретной ситуации это означает, что терапия осуществляется по крайней мере 23 часа в сутки. В связи с этим некоторые авторы считают необходимым поддерживатьь кон­цепции терапевтического окружения, представляя повседнев­ную жизнь приюта или учреждения лишения свободы как со­существование и сотрудничество терапевтов и пациентов.

Многие исследователи, работающие с этими проблемами, стремятся сделать результативной повседневность учреждений закрытого типа, не давая при этом самому забывать о повседнев­ности, существующей за стенами учреждений, поскольку это отвечает будущим потребностям и интересам клиентов. Види­мо, этот путь может оказаться более успешным, чем другие мо­дели. Однако речь, разумеется, идет не об устранении психоло­гов и психиатров из этих учреждений, но об их интеграции в повседневность жизни учреждения, а также о возможности при­глашения их в качестве специалистов при возникновении осо­бых проблем с отдельными заключенными. Таким образом, пер­спективным представляется сотрудничество, кооперация раз­личных специалистов с целью овладения повседневной ситуа­цией, а не как это было ранее, работая в одной группе, «коман­де». Подобные подходы находят поддержку во многих зарубеж­ных учреждениях, хотя психологам нелегко отказываться от прежних «доменов» (индивидуальная и работа в группах в оп­ределенное время и в специальных помещениях). Для большин­ства социально-терапевтических учреждений закрытого типа характерно развитие не по психотерапевтической модели, а с акцентом на групповой работе.

Ситуация с трудовой деятельностью в социально-терапевтичес­ких учреждениях закрытого типа мало соответствует таковой в условиях обычной жизни. Предлагаемая работа, как правило, представляет собой простейшие виды деятельности и не отвечает возможностям заключенных. Это не может стимулировать развитие мотивации к работе, которая и так не особенно выражена. О выборе работы и обсуждении предпочтений заключенного во­обще не идет речи. Собственно, все представители учреждения (со­трудники и заключенные) недовольны ни той работой, которая предлагается, ни монотонностью процесса труда.

Социальная терапия открывает возможность для изменения рабочей ситуации в местах лишения свободы, чтобы максималь­но приблизить предложения работы к интересам заключенных, сделать их более разнообразными. При этом труд не должен рас­сматриваться как часть «терапии занятости», как времяпрепро­вождение либо как источник дохода учреждения, но как учеб­ная ситуация для клиентов, имеющая целью подготовку их к жизни вне стен учреждения.

В российских учреждениях пенитенциарной системы каж­дый осужденный обязан трудиться. Он может работать как на государственных предприятиях, так и на предприятиях любой формы, а также заниматься индивидуально-трудовой деятель­ностью. Трудовая деятельность осужденных подчинена не це­лям извлечения прибыли, а целям наказания (ст. 37 ИТК). Она регламентируется в соответствии с Законом «Об органах и учре­ждениях, исполняющих наказание...» (1993 г.).

В 1994 г. между МВД Российской Федерации и Федераль­ной службой занятости Российской Федерации было заключено соглашение, согласно которому ФЗС РФ обязаны предоставлять ИТУ данные о потребностях рынка труда, направлять инфор­мацию о возможностях трудоустройства освобождающихся, принимать меры к организации учебных центров и пунктов в ИТУ, помогать в работе по профессиональной ориентации осу­жденных.

Особое внимание следует обратить также на организацию сво­бодного времени заключенных, необходимо создавать возмож­ности для пробуждения их собственной инициативы, знакомить их с реальностью проведения свободного времени вне стен учре­ждения с последующим обсуждением.

Особо важной задачей остается развитие личной ответствен­ности заключенных, прежде всего навыков самообслуживания, установления контактов, привычки соблюдать обязательства, обучение ведению счетов, денежных расчетов. Для этого про­изводится распределение ролей в пределах сложившихся групп. В Дании и Голландии распространен опыт самообслуживания заключенных, объединенных в группы по 10−12 человек (ве­дение общей кассы для осуществления необходимых покупок, приготовление еды, стирка, уборка помещения и т.д.). Самооб­служивание представляет собой серьезную основу развития личной ответственности.

К задачам социального работника в пенитенциарных учреж­дениях относится также содействие обеспечению своевременной медицинской помощи заключенным. В российских ИТУ порядок оказания медицинской помощи осужденным определяется совме­стно МВД и Минздравом РФ. Заключенный имеет право обратиться за консультацией и лечением в государственные и ме­дицинские учреждения, а также в организации, предоставляю­щие платные медицинские услуги. Заключенные проходят регу­лярные медосмотры. Основными заболеваниями, представляю­щими угрозу здоровью в учреждениях, являются туберкулез, сер­дечно-сосудистые, желудочные и психические заболевания.

По мнению западных специалистов, «терапевтизация» всей деятельности пенитенциарного института подразумевает тера­певтическое проникновение во все сферы функционирования учреждения с целью создания естественных форм общения в максимально приближенных к обычной жизни ситуациях. Раз­вивая с этой целью идею относительной открытости учрежде­ния и включения внешнего мира в его оздоровление, некото­рые ученые предусматривают следующие меры:

—«импорт» специалистов и возможных услуг: приглаше­ние специалистов, не работающих непосредственно в правовой
системе, например, для консультаций по правовым вопросам, по проблемам социального страхования, регулирования денеж­ных вопросов, для проведения специальных видов терапии. Подобные мероприятия имеют то преимущество, что заключенные встречаются не только с представителями юстиции, но и с обычными гражданскими лицами и сами могут общаться с ни­ми как обыкновенные граждане. Эта модель должна также способствовать развитию самообслуживания, когда близлежащие магазины предоставляют свои товары, банковские служащие или библиотекари предлагают свои услуги и т.д.;

—«экспорт» услуг учреждения в общество: например, пре­доставление специалистами учреждения консультационных ус­луг гражданам близлежащей части города, предоставление в их пользование помещений учреждения (спортивных площадок, залов, бассейнов и т.д.);

—проведение в учреждении мероприятий общественного ха­рактера, на которых могут присутствовать как общественность, так и заключенные;

—организация для заключенных опыта реальности вне учре­ждения (возможность свободного выхода и возвращения), напри­мер, работа за пределами учреждения, выход за покупками и т.д.;

—привлечение к процессу оздоровления клиентов лиц, имеющих значение для его успешной реализации;

—организация встреч с населением и т.д.

Все эти мероприятия и формы работы предусматривают, преж­де всего, установление и развитие социально-полезных связей меж­ду заключенным и внешним миром. Все социальные связи, ко­торые поддерживает заключенный можно условно разделить на социально-полезные, социально-нейтральные и социально-нега­тивные. При определении социально полезных связей необхо­димо учитывать следующие критерии: заключенный стремится к их устойчивости и стабильности, возлагает определенные наде­жды на их сохранение и развитие в будущем; эти связи способст­вуют таким изменениям в личности и поведении заключенного, которые приближают его к социально приемлемым стандартам. Таким образом, социально-полезные связи имеют три особенно­сти: заключенный является их активным субъектом; они имеют большое значение для заключенного; они позитивно влияют на самого клиента. Объектом социально-полезных связей могут вы­ступать семья, близкие и друзья, представители бывшего трудо­вого коллектива, общественных организаций, органов власти и самоуправления. Задача социального работника − выступать ак­тивным посредником, всячески способствовать развитию социаль­но-полезных связей заключенного.

Все эти формы работы уже представлены в деятельности учреждений лишения свободы за рубежом.

Проблемы социально-терапевтической работы. В практи­ке социально-терапевтических учреждений имеют место пре­пятствия, которые, на первый взгляд, кажутся непреодоли­мыми. Обусловленность социальной терапии рамочными усло­виями (приказы, предписания, законы и т.д.) препятствует ее деятельности, так как пока еще никому не удавалось опреде­лить последовательную направленность деятельности с помо­щью приказов, предписаний, законов органов надзора. До сих пор для мест лишения свободы она характеризовалась с тради­ционной точки зрения органа наказания как поддержание без­опасности и порядка, контроль за заключенными, жесткая дис­циплина и организация. Конфликт между целью оздоровления клиента, с одной стороны, и задачей охраны заключенных (и безопасности учреждения), с другой, обычно решается одно­значно в пользу охраны. И это вызывает значительную долю со­мнения, поскольку ограничивает возможности действий как за­ключенных, так и сотрудников, причем идеи социального из­лечения оттесняются на второй план.

Сложность социальной терапии, направленной на уголовных преступников, по мнению зарубежных авторов, состоит также в различии мировоззрения заключенных и сотрудников, в част­ности в том, что сотрудники постоянно открывают у заклю­ченных проблемы, которые те не видят или не хотят видеть. В целом, в процессе терапии это различие уменьшается, и но­вая концепция терапии, включающая как реальные жизненные ситуации, актуальные конфликты, так и конструктивные от­ношения заключенных между собой, находит все больше сто­ронников. Каким будет дальнейшее развитие этих тенденций, покажет будущее. Однако приходится признать, что существу­ет и опасность «дисциплинарного перерождения» сотрудников учреждения, что проявляется в заформализованности обще­ния, предубеждениях, выдвижении условий, усилении недове­рия к заключенным, ограничении помощи при попытках кли­ента самоутвердиться.

Почти неразрешимыми кажутся конфликты между работни­ками учреждений, особенно между специалистами и сотрудни­ками общих служб надзора. С одной стороны, удалось лишь в незначительной степени поколебать иерархическую систему учреждений лишения свободы. Например, до сих пор ис­ключается участие сотрудников в принятии важных решений по учреждению. Профессионализация части сотрудников, как того требовали специалисты: психологи, психиатры, социаль­ные работники, педагоги, не привела, как ожидалось, к демо­кратизации отношений между сотрудниками, но к еще большей иерархии. С другой стороны, возникли попытки осмысленной кооперации сотрудников между собой: образование терапев­тических групп, состоящих из различных специалистов (пси­хологов, социальных работников, педагогов, работников служб надзора), разработка программ социального лечения клиентов. Такая организация труда позволила, в свою очередь, снизить число конфликтов между сотрудниками.

К проблемным аспектам социальной терапии относится оп­ределение ее эффективности. Однако первые же исследования испытательных сроков уголовных преступников, вышедших из социально-терапевтических учреждений закрытого типа, пока­зали позитивные результаты, подтвердившие эффективность деятельности социальных работников.

Места лишения свободы как поле деятельности социаль­ных педагогов. Уголовными законодательствами многих стран (например, ФРГ) цель социального лечения определяется сле­дующим образом: отбывая наказание лишением свободы, за­ключенный должен научиться со всей социальной ответствен­ностью вести в будущем жизнь без преступлений. Эта «цель лечения» должна достигаться при участии пред­ставителей различных профессий, среди которых и социальные педагоги, которые могут работать и в местах лишения свободы. Область деятельности социального педагога в этих учрежде­ниях можно обозначить только в общих чертах, так как эта ра­бота зависит от целевой рабочей ситуации, т.е. от числа подо­печных заключенных, администрации, желания сотрудничать и квалификации служб надзора, от сроков заключения отдель­ных клиентов и т.д.

Область деятельности социальных педагогов подразумевает три рабочих поля (которые в реальности, естественно, пересека­ются): управление, персонал (рабочая команда), заключенные.

Под управлением здесь понимается административная дея­тельность, которая не предполагает прямого общения с клиен­том и, как правило, носит бумаготворческий и распорядитель­ный характер. Главным образом предполагается обработка и передача дальше по инстанциям заявлений и прошений за­ключенных (касающихся посещений, телефонных переговоров, отпусков и т.д.), переговоры с учреждениями социальной по­мощи, социальной судебной помощи, отделами по труду, про­изводственными предприятиями и т.п.

Работа педагога с персоналом должна соответствовать тому, чтобы само наказание служило цели сознательного лечения, чтобы служба надзора сознательно и активно участвовала в лечении клиента. Правильное сотрудничество с персоналом от­крывает перед социальным педагогом возможность создания те­рапевтической среды.

Непосредственная работа с заключенными распространяет­ся, с одной стороны, на индивидуальные и групповые консуль­тации, в ходе которых обсуждаются практические возможно­сти помощи, касающейся различных сторон жизни (например, семья, квартира, работа, счета, обучение). С другой стороны, эта работа должна включать «обучение жизни» при обмене опы­том и опосредованной индивидуальной консультации в группах. И, наконец, в задачи социального педагога входит помощь за­ключенному в осознании своих психических дефектов (напри­мер, страхов) и организация консультаций и лечения у специа­листов с целью их устранения. Цель этой деятельности состоит в обучении возможности социально акцептированного решения конфликта.

В работе с заключенными и персоналом социальный педагог использует супервизию, которая может осуществляться как ин­дивидуально, так и в группе.

В настоящее время социальный педагог, как и каждый, кто хочет преобразовать место лишения свободы в своеобразное лечеб­ное учреждение, должен быть готов разрешать проблемы, возни­кающие по всей «линии»: со стороны института (администрация учреждения, службы надзора, другие сотрудники), со стороны правовых органов и судов (отклонение предложений о структур­ных изменениях, отклонения прошений о сокращении срока за­ключения) и со стороны заключенных, которые видят в нем и же­лающего помочь (и помогающего), но и представителя учрежде­ния. Этот ролевой конфликт должен быть решен им лично, про­работан, вербализован относительно администрации учреждения и заключенных. Только таким образом социолог может смягчить противостояние администрации и заключенных.

Из-за негативного общественного отношения к отбывшим срок лишения свободы, отсутствия последующего социального сопро­вождения и враждебной настроенности заключен­ных социальный педагог, казалось бы, не вправе ожидать высо­кой эффективности своей работы. Однако, как показывает международный опыт, результативность интенсивной терапии в Лон­донской «Portman-Clinik» еще до второй мировой войны состав­ляла 60%, а в датской тюрьме Herstedvester − около 50%.

Одна из самых важных задач социальных работников/соци­альных педагогов состоит в том, чтобы переформировать инсти­тут тотального типа, каким являются места лишения свободы, в институт социального обучения.

В настоящее время в нашей стране разрабатывается переход пенитенциарной системы от карательно-репрессивного харак­тера к системе, построенной на охранно-защитной концепции.

Однако, как подчеркивается в специальной литературе, ес­ли исправительная система намерена отойти от свойственного ей в течение веков подхода, то ей необходимо признать ряд истин:

1.Тюрьмы никогда не предотвращали преступлений и не обеспечивали серьезной защиты общества.

2.Тюрьмы являются средством наказания.

3.Тюрьмы требуют больших затрат, и поэтому в них долж­ны содержаться только те, кому в наибольшей мере соответствует эта мера наказания.

4.Тюрьма должна находиться в той местности, откуда в нее поступает контингент заключенных.

5.Поддерживаемый в тюрьмах уровень безопасности должен соответствовать действительной необходимости.

6.Размеры тюрем должны быть ограничены.

7. В тюрьмах должен быть предусмотрен набор услуг, кото­рый отвечал бы конкретным потребностям заключенных.

8.Программы коррекции поведения и соответствующие ре­сурсы должны быть направлены на искоренение преступности и изучение методов ее профилактики.

9.Система уголовного судопроизводства должна использо­ваться только против лиц, представляющих опасность для окружающих.

10.Преступление порождается местными условиями, и подходить к борьбе с ним следует с использованием местных воз­можностей.

11.Необходимо искать, опробовать и использовать формы наказания, альтернативные лишению свободы.

12.Требуется проводить большую исследовательскую работу для оценки эффективности всех программ.

В связи с перспективами развития исправительной системы перед социальными работниками открывается широкое поле деятельности, охватывающее разные этапы работы с преступ­никами. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в отношении общества к осужденным как категории граждан.

В рамках уголовного процесса социальные работники могут принимать участие в программах работы с жертвами и свидете­лями преступлений.

Специфика социальной работы с осужденными подростка­ми. В настоящее время во всем мире чрезвычайную остроту при­обретают проблемы, связанные с заметным ростом и «омоложе­нием» подростковой преступности.

В 1997 г. в Москве начался эксперимент в рамках програм­мы «Дети улицы» по введению должности социального работ­ника в суде для работы с несовершеннолетними и их семьями. В обязанности такого социального работника вменяется:

—соблюдение законности в процессе реабилитации несовершеннолетних дезадаптантов;

—соблюдение законности и защита прав несовершеннолет­них во взаимодействии со всеми участниками реабилитацион­ного процесса;

—соблюдение установленных нормативов подготовки лично­го дела несовершеннолетнего к рассмотрению в суде;

—исполнение постановлений суда.

Инициаторы этой программы выступают за создание в Рос­сии института ювенального судопроизводства в системе «под­росток − государство». Предполагаются следующие исходные пункты для деятельности ювенального судьи:

1.В подавляющем числе случаев подростковой преступности основная часть вины лежит на социальном окружении, се­мье, в которой проживает несовершеннолетний.

2.Почти всегда для общества наиболее желательными являются действия, направленные на нормализацию внутрисемей­ных отношений (членов семьи и подростка, ребенка), на сохра­нение семьи. При этом исключение должны составлять только те случаи, когда сохранение семьи невозможно без реальной и непосредственной угрозы здоровью и жизни подростка.

3.Непосредственное уголовное наказание должно стать чрезвычайной мерой наказания подростка.

Институт ювенального судопроизводства должен стать неотъ­емлемой частью реабилитационного пространства и включать в себя совокупность правовых и социально-психологических конструкций, гармонично сочетающихся для нахождения оп­тимального для подростка (а в конечном итоге и для общества) способа решения весьма серьезных проблем.

Правозащитная деятельность социальных работников в сис­теме пенитенциарных учреждений в России еще только форми­руется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тен­денциями развития системы социального обслуживания и дик­туются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обес­печить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

Наши рекомендации