Экскурсия как форма общения

В словарях русского языка понятие «общение» рассматривается как «взаимные сношения, деловая дружеская связь». Более широко «общение» трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками[16].

В практической деятельности человека имеют место два вида общения – прямое и косвенное. Формы прямого общения — беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых[17].

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент – важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии.

В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант – это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;

г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;

д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

е) как мероприятие по одному из направлений воспитания – патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;

и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Выводы.

Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».

Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г.[18] Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков – еще одна грань понятия «сущность экскурсии».

Наши рекомендации