Комбинированное (совмещенное) исследование

При планировании комбинированного исследования возможны несколько вариантов. Во-первых, можно совместить количественные и качественные эмпирические методы и использовать, например, сформулированные после глубинных интервью гипотезы исследования, поочередно проверять экспериментально; или классификационные признаки причин конфликтов использовать как ориентиры качественно организованного наблюдения. Во-вторых, можно подвергнуть полученные качественными методами данные количественной обработке и использовать их для конструирования интервью, данные которого будут использоваться в верификации гипотезы. Возможны и иные варианты комбинирования, делающие план исследования усложнённым, предусматривающим переход от качественных к количественным этапам.

Если цели исследования формулируются одинаково, и в количественном, и в качественном исследовании возможны предположения о том, как уменьшить число причин возникновения конфликтов, и рекомендации родителям девочек и самим девочкам, как себя вести и избегать конфликтов.Основная разница будет заключаться в порядке и характере действий.

При определении базы исследования следует исходить из возможностей привлечения к осуществлению исследовательских действий людей, учреждений, общественности. Официальные разрешения на такие исследования требуются иногда, а личное согласие участников – всегда. При проведении простых эмпирических исследований самой доступной базой являются соученики автора исследования: будущие педагоги-психологи обычно охотно соглашаются на такое участие, так как не только интересуются педагогикой и психологией, но и приобретают опыт участия в научном поиске. Кроме того, будущие профессионалы – люди, которые и поймут нужды исследователя, и не обидятся, если в исследовании не все гладко. Возможности проведения исследований предоставляются студентам и во время практик. В этом случае требуется согласие педагогов-психологов – руководителей практики, а иногда и администрации учреждения. Самый несложный случай – когда проводится корреляционное исследование, и все действия по получению данных связаны только с проведением психодиагностических процедур (при опросе или тестировании). Посложнее случаи организации систематизированного наблюдения, и самые сложные – проведение экспериментов, особенно педагогических. Здесь требуется глубокая проработанность процедур эксперимента, тщательность планирования и реализации действий, зачастую нужно и получение разрешения на проведение эксперимента. При любом варианте студенту предоставляется прекрасная возможность развивать коммуникативные, организаторские, исследовательские умения.

К характеристикам базы исследования (в первую очередь, количественного) относится и такой важный вопрос, как определение свойств выборочной совокупности. Когда вероятность результатов исследования должна определяться по отношению к определенной категории людей, часто возникает отдельная задача – обоснование репрезентативности той группы, с членами которой проводилась исследовательская работа, выборочной совокупности (см. раздел о математической статистике). Однако для тех гуманитарных наук, которые изучают проявление сущностных свойств человека, к которым относятся педагогика и психология, проблема определения выборки исследования в большинстве случаев не является критически значимой. Здесь вопрос о репрезентативности выборки появляется, когда нужно изучить свойства людей, связанные с качествами личности, поведением, выполнением определенных действий, умениями, навыками и изменениями в них только в определенных отношениях: когда человек рассматривается как учащийся (педагог, родитель и пр.), когда рассматриваются определенные психические явления (процессы, состояния, свойства, отдельные феномены), когда могут проявиться сложные культурные и иные различия между людьми, которых можно считать генеральной совокупностью. Для психологии важными характеристиками репрезентативности являются половые, возрастные, мотивационные, поведенческие, профессиональные и др. Для педагогики важны сходные характеристики, а также те, которые связаны с организацией и реализацией учебно-воспитательного процесса.

Если в исследовании требуется определение выборки, следует обратиться к соответствующей литературе, в которой изложены все необходимые процедуры для определения достоверности выборочной совокупности.

При определении необходимых ресурсов, условий, средств организации исследования важно учесть следующие обстоятельства:

– сколько будет испытуемых, в каком учреждении и в каких условиях (время, характер помещения, другие условия) будет проводиться исследование;

– сколько времени займут действия с испытуемыми;

– в каких помещениях можно проводить исследование;

– сколько нужно бланков (теста, опросника, бланков протокола наблюдения и пр.);

– какое необходимо оборудование и предметы (приборы, плакаты, карандаши и т.п.);

– в каких процедурах полезно использовать аудио и видеозапись, компьютер и вносите указания на это в план.

– сколько времени может занять обработка данных;

– хватит ли времени, умений и сил для проведения исследования, не нужны ли помощники и т.п.

Особенно важно предусмотреть организационные стороны проведения исследования: время, которое нужно затратить на применение эмпирических методов, включая подготовительные процедуры, как будут заноситься данные в таблицы, как будет осуществляться обработка данных. Нужно уточнить и другие обстоятельства: определить параметры генеральной и выборочной совокупности, выяснить, какой мере доступна база исследования, где и когда будут концентрироваться, сохраняться, обрабатываться данные.После завершения предварительной работы желательно сконструировать развернутый «скелет», описание предстоящего исследования, в котором будут отражены все важнейшие его элементы.Для оперативного «оживления» скелета, «наращивания» его «мускулов», организации движения, для самоорганизации, полезно составить план в табличной форме, включающий сроки, характеристики действий, обстоятельства их выполнения, описание результата и необходимые комментарии.

Хотелось бы обратить внимание на то, что качественные исследования для студентов 2-3 курсов, да и для выпускников, часто «не по плечу», так как требуют высокого уровня общей культуры, логичности мышления, глубокого знания психологии и педагогики, знакомства с опытом проведения таких исследований.

Во-первых, «Личная методология» исследователя играет в качественном исследовании решающую роль, так как здесь всегда выражена личная позиция, сказывается знакомство с теориями и подходами и предпочтение некоторых из них, мотивация, которая подвигает исследователя и рассмотрению именно этой темы, а этим потенциалом практически все студенты еще не обладают.

Во-вторых, требуется и личностные «затраты». С какими вызовами встречается исследователь при проведении качественных исследований? – задаются вопросом австралийские психологи и приходят к выводу, что «ученые, участвующие в качественных исследованиях на деликатные темы, испытывают ряд проблем на протяжении всего исследовательского процесса». Некоторые из проблем относятся к процессу проведения интервью, в том числе при установлении взаимоприятия, когда приходится прибегать к саморазоблачению, но есть и другие текущие проблемы, такие, как работа по уточнению деталей впервые описанных случаев, углубления в подробности, что пробуждает чувство вины, «вызывает уязвимость и истощение исследователя» [118,p. 327]. Такая «ноша» чрезвычайно тягостна для начинающего исследователя.

В-третьих, требуются не только умения быстрой ориентации в складывающейся в ходе взаимодействия с испытуемым ситуации и немедленного реагирования на ее изменения, но и глубина проникновения в полученный материал. При качественном анализе постоянно приходится пересматривать, перечитывать материалы интервью или эссе, чтобы найти способы систематизации и обобщения, составления классификаций и типологий. Можно, конечно, как и в количественных исследованиях, воспользоваться способами интерпретации, уже разработанными другими исследователями, но, как правило, в качественных исследованиях разрабатываются уникальные методики, которые не позволяют прикладывать их к другому материалу, к другим исследовательским задачам.

Наконец, помимо собственно полученных результатов, в качественном исследовании в обязательном порядке интерпретируются и стороны исследования, связанные с влиянием исследователя на само исследование и на исследуемых. Это, в первую очередь, рассуждения о собственных действиях с пояснением своей позиции, с указанием: на теории и подходы, оказавшие влияние на содержание исследования; на факторы, вероятное воздействие которых не учтено; на возможное существование фактов, обстоятельств которые могут противоречить выводам исследователя. Во вторую очередь – это рефлексия, связанная: с потенциальным искажением реакций реципиента, связанном с личностными факторами и поведением исследователя; с анализом возможностей субъективного влияния исследователя на интерпретацию данных и искажения их; с описанием изменения представлений исследователя об изучаемом феномене в начале и в конце исследования; с изложением того, что осталось для исследователя неясным, непонятным. Студенту, чаще всего, недоступен требуемый уровень – как в теоретическом, так и в личностном и рефлексивном отношениях.

В качестве примера приведем развернутый план эмпирического исследования на тему «Регулярная регистрация спортивных упражнений, как средство приучения к зарядке» и табличное его оформление (составлено по материалам Ирины Б., экзаменационная работа).

План работы

над выполнением эмпирического исследования на тему «Регулярная регистрация спортивных упражнений, как средство приучения к зарядке»

Актуальность: сокращается двигательная активность людей, необходим поиск средств стимулирования активности. Один из видов такой активности – утренняя зарядка. Многие начинают ее делать, а потом бросают. Необходим поиск средств, стимулирующих регулярное выполнение зарядки. Простое и доступное средство помогло бы использовать его в семейном воспитании и самовоспитании для различных категорий населения. Особенно это актуально это для студентов, проживающих в общежитии: зарядка им очень полезна, но зачастую силу воли не хватает на то, чтобы сделать ее регулярной. В психологических и педагогических исследованиях средства стимулирования выполнения зарядки практически не описываются.

Проблема: проблема регулярности выполнения зарядки: как приучить регулярно делать зарядку в условиях общежития?

Объект исследования: выполнение зарядки, предмет исследования – влияние регистрации упражнений на регулярность выполнения зарядки.

Цель: выявить степень эффективности регулярной регистрации спортивных упражнений, как средства приучения к зарядке.

Идея: фактом является то, что большинство студентов не занимаясь по утрам зарядкой, не думают о ней, только изредка пытаются делать, но через несколько дней бросают, причем, как показывает опрос, каждый раз, начиная делать зарядку, они не думают, какие упражнения, и сколько раз они будут делать. Идея: надо создать список упражнений, а после выполнения зарегистрировать, сколько повторений на каждое упражнение нужно делать, чтобы студент хорошо представлял, что делать во время каждого сеанса зарядки. Замысел: повесить лист регистрации выполнения упражнений на стену и предложить студентам каждое утро отмечать число упражнений, выполненных на зарядке, это позволит увидеть, насколько эти действия способствуют приучению к регулярному выполнению зарядки.

Гипотеза: те из студентов, кто начал регулярно регистрировать выполнение упражнений зарядки на общем листе регистрации, приучатся выполнять зарядку.

Задачи:

1. На основе изучения литературы определить набор наиболее полезныхи доступных упражнений зарядки (составить программу спортивных упражнений), которые в совокупности обеспечат необходимую для «взбадривания» организма нагрузку.

2. Организовать регулярную регистрацию студентами выполнения ими упражнений во время зарядки и фиксировать ее выполнение.

3. На основе анализа связи частоты выполнения зарядки и регистрации упражнений определить, насколько регистрация способствовала приучению студентов к выполнению зарядки.

4. Выявив эмпирические признаки эффективности регистрации упражнений в, разработать рекомендации для самостимулирования приучения к зарядке.

Методы:

– Эмпирические: наблюдение, опрос, эксперимент.

– Теоретические: анализ, сравнение, систематизация.

Ход исследования.

Опросим студентов, задавая вопросы о том, выполняют ли они зарядку, насколько регулярно это происходит, хотели ли бы они ее регулярно выполнять, отбираем участников эксперимента, составляем их список, по возможности изучая психологические особенности: черты характера, привычки, успеваемость.

Составляем листы регистрации каждым студентом выполнения упражнений в течение месяца (у каждого индивидуальный набор упражнений и место зарядки), раздаемлисты и организуем первые 2-3 раза саморегистрацию студентами выполнения зарядки. Проводим наблюдение за тем, кто из них это делает. Делаем такой же лист и на следующий месяц.

В конце первого и второго месяца определяем, кто из студентов продолжает делать по утрам зарядку, и составляем таблицу:

Таблица 4

Наши рекомендации