По физиологическому статусу мозга 3 страница
Уловить точную локализацию ощущений ведущий помогает своими прикосновениями к ребенку: взяв за руку, встряхнув — «расслаблена ли?», погладив спинку — «где напряжение?», подтолкнув — проверяя устойчивость, и т.п.
Образы фантазии сначала задаются ведущим, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка.
Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задачи:
— дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего);
— тренировать ребенка направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;
— тренировать ребенка определять характер физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;
— тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.
В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:
— напряженных и расслабленных;
— резких и плавных;
— частых и медленных;
— дробных и цельных гармоничных;
— едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;
— вращений тела и прыжков;
— свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.
Такое чередование движений гармонирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. В этом принципиальное отличие физических упражнений в психогимнастике от физкультуры.
Вовлекая детей в игру, включая в работу их внутреннее внимание, направить его на осознание того, что в них происходит во время игры. Ведущий должен менять свою позицию, становясь участником игры-драмы, активно увлекающим, показывающим, или просто наблюдая, режиссируя. Главное, он не должен заставлять, оценивать, наказывать.
Экспрессия ведущего при показе упражнений совершенно необходима, так как облегчает детям подражание и, эмоционально заряжая их, усиливает их ощущения.
Своевременные комментарии по ходу игры — называние ощущений, указание их места (локализации), характера, эмоциональной окраски, ассоциативного образа — помогают скорректировать и усилить эти ощущения, удержать на них внимание ребенка.
На занятиях по психогимнастике все дети успешны: правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. Но у всех возникают мышечные ощущения и эмоции, каждый ребенок может уловить их и научиться произвольно реагировать.
Дети не смогут полностью дифференцировать и осознавать все свои ощущения. Да это и необязательно. Достаточно сосредоточить внимание хотя бы на одном своем ощущении или сравнить хотя бы одну пару ощущений в каждом задании. Тренируя такие умения, дети развивают способность произвольной (подвластной сознательным усилиям) регуляции возникновения и смены различных мышечных и эмоциональных ощущений.
Условные обозначения характера движений
Кроме разминки, включающей упражнения на движение, и психогимнастики в сюжет каждого занятия обязательно включаются упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Они направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно проживать свои и чужие эмоции. Игровое и психологическое содержание упражнений решает следующие задачи:
— фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
— подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;
— анализировать и словесно описывать мышечные ощущения при проявленных этих эмоциях;
— повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.
Далее следует коммуникативная часть занятия, когда происходит тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. Это могут быть эмоциональные проявления и контакты-пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения — умением сопереживать, освобождается от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.
Следующий этап занятия — тренировка умения регулировать свое поведение. Ей отвечает сюжетное и психологическое содержание упражнений. На этом этапе решаются следующие задачи:
— показ-проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями;
— выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;
— приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;
— развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.
Составляя тренинговые упражнения для поведенческих игр, психолог варьирует их в следующем диапазоне:
— проигрывание ситуации с типовыми инцидентами;
— отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место в детском саду или дома;
— загадки на разрешение конфликтных ситуаций;
— самостоятельные игры-фантазии с проекцией внутренних эмоциональных проблем и актуальных переживаний;
— домашние задания на активизацию положительно эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования.
Источником сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи. Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, приводит детей в состояние эмоционального равновесия. Специальные техники здесь не используются. Это может быть хоровое пение, скандирование любимых веселых стихов с движением. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой может спонтанно продолжиться понравившийся сюжет или упражнение.
Регулярное выполнение комплекса психогимнастических упражнений приводит и к вторичным психологическим эффектам: формированию положительного образа тела, что ведет к самопринятию, повышению уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, гармонизации психики.
Другим важным эффектом психогимнастики является развитие абстрактных и творческих способностей у детей, чему способствует необходимость игры с выражающими и замещаемыми предметами. На психологической основе можно также развивать психические процессы и функции и сопровождать естественное развитие детского мышления.
1.2. КОРРЕКЦИЯ АФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ, РЕЖИССЕРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ ИГР
В каждом детском саду встречаются так называемые аффективные дети, склонные к частым, острым и разрушительным эмоциональным реакциям. Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта ребенка не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни наказания взрослых. Такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении детей в большей части являются лишь отклонениями от нормального психического развития, а не психическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.
Выявить детей, имеющих в своем поведении выраженные аффективные реакции, можно с помощью методики «Как бы ты поступил?», которая содержит наиболее часто встречающиеся ситуации, вызывающие аффект. Внешними проявлениями аффективности детей являются следующие признаки:
— в определенной ситуации теряются, замыкаются, плачут;
— боятся засыпать, перед сном напряженно ждут старшего;
— не могут переключить свое внимание, находятся под влиянием данной ситуации;
— не могут включиться в коллективную игру, занятие;
— боятся животных всех подряд или одного;
— скучают по дому, тревожатся, плачут при расставании с близкими;
— проявляют скрытость из-за боязни попасть в определенную ситуацию;
— не могут выбрать что-либо, хотят взять все;
— предлагают нечто несуразное;
— в конкретной ситуации не знают, как поступить;
— сверхпослушны, в определенной ситуации сначала пугаются, а потом действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых;
— часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками, могут впадать в состояние кратковременной истеричности;
— боятся, но, затаив дыхание, смотрят и слушают «скромно», после этого проявляют «повышенную боязливость».
Для изучения детей эти ситуации можно обозначить на картинках, которые сопровождаются рассказом взрослого и обрываются на определенной ситуации. Затем ребенку задается вопрос: «Как бы ты в этом случае поступил?» При этом учитывается, что ребенок может ответить «как полагается». Поэтому оцениваются ответы не сами по себе, а лишь в сопоставлении с ответами педагогов и родителей.
Характерные черты аффективных детей:
— зависимость от конкретной ситуации, замыкание в ней;
— рефлекторное перенесение страха на другие безопасные ситуации;
— низкий уровень произвольности поведения;
— четкое разделение познавательной и чувствительной сфер;
— пассивность, внешняя послушность.
Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами ее переосмысления. Он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении служит ориентация ребенка на наличную картину, уход от однозначных, альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного осмысления ситуации в целом. Появление этих возможностей связано с развитым воображением у ребенка.
Методика коррекции аффективного поведения разработана Е.Е. Кравцовой, А.А. Нурахоновой, В.В. Степановой (1990). Основным средством помощи детям с трудностями в поведении является игра. В современной психолого-педагогической литературе описывают четыре вида игры: сюжетно-ролевая, игра с правилами, образно-ролевая (кого-то, что-то изображает, не развивая сюжета), режиссерская, в которой ребенок одновременно является автором сюжета. В коррекции используются игры третьего и четвертого вида Коррекционная работа с детьми предполагает три стадии.
Стадия 1 — сюжетно-ролевая игра
На этой стадии нужно помочь ребенку удерживать позицию режиссера с помощью образа-роли. По своим личностным особенностям дети с аффективным поведением не в состоянии исполнять роль режиссера. Их зажатость и безынициативность, низкий уровень осмысления игры и сюжета приводят к тому, что дети сползают на простое манипулирование предметами. Поэтому, вводя в игру образ-роль, нужно с самого начала задавать ребенку определенную позицию, с помощью которой он управлял бы разными предметами и игрушками. На этом этапе важно научить детей придумыванию сюжета. В игре ребенок берет на себя не просто роль, а роль-образ сильного, веселого, храброго, хитрого, который поможет ребенку чувствовать себя уверенно. Это может быть и волшебник, и царь, и герой-рыцарь, и т.п. С помощью роли-образа ребенок становится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею. В этих организованных играх нет сопряженных ролей и ролевых отношений. В данном случае основная функция роли-образа — преодоление личностного послушания ребенка. Проигрывание ролей способствует тому, что ребенок начинает себя чувствовать субъектом деятельности и тем самым обретает способность овладевать ситуацией. Игровая деятельность объединяет реальную действительность ребенка и его воображение. Задача игровой деятельности заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься как естественное выражение его «Я», что позволит снять многие аффективные реакции.
I этап. Взрослый обучает ребенка владению образом-ролью, предлагает сюжет игры. В игре ребенок становится всемогущ, учится управлять ситуацией, защищать слабых, побеждать злых. Для этого ребенку можно предложить, к примеру, такую ситуацию: два героя сталкиваются с препятствиями, попадают в беду. Один из них теряется, плачет, не знает, что делать. Другой ищет выход. Ему на помощь приходит кто-то всемогущий, который с помощью волшебной палочки, ума, силы, хитрости помогает выйти из трудного положения. При этом надо иметь в виду, что два разных по характеру героя символизируют противоположные позиции. Этот момент позволяет наглядно демонстрировать ребенку разные способы поведения и оценивать свое поведение посредством нахождения у себя схожих черт. Во-вторых, роль-образ всемогущего дает ребенку реальную возможность взглянуть на ситуацию не изнутри, а снаружи, и из точки «вовне» найти выход из нее. В процессе этой игры ребенок может не справиться с ситуацией: будет просить прекратить игру, очень скудно использовать игровые действия, бояться, отказываться от решения задачи или ждать от взрослого указаний, советов. Тогда исполнение роли-образа может попеременно переходить от ребенка к взрослому и наоборот.
II этап. Ситуация кардинально меняется. Так, если на первом этапе субъектом деятельности является взрослый, то теперь деятельность осуществляется ребенком совместно со взрослым. Смысл задаваемой ситуации — помощь героям, попавшим в беду, — достается прежним. Теперь проигрываемый ребенком сюжет лишь вначале задается взрослым, а дальше реализуется ребенком самостоятельно. Если в начале I этапа ребенок нуждается в напоминаниях взрослого (не пытается решить задачи сам), то на следующем этапе ребенок уже преимущественно самостоятельно, без помощи взрослого, пытается решить свои проблемы, «конфликтную ситуацию». Ребенок игру придумывает самостоятельно, а взрослый лишь вводит в нее конфликтные ситуации. Перед ребенком стоит задача — с помощью образа-роли найти выход из ситуации, избежать проявления аффекта.
Результатом коррекционной работы на этом этапе является то, что дети становятся более уверенными в себе, с удовольствием берут на себя образ-роль. Заметно обогащаются и разнообразятся сюжеты игры. Дети все меньше ориентируются на взрослого, более активно используют накопленный опыт, начинают привносить в игру много нового.
Таким образом дети научатся переосмысливать ситуацию и находить выход из нее с помощью образа-роли. Несмотря на несомненные игровые достижения ребенка, эта способность проявляется у него не всегда. Он справляется с собой, лишь находясь в определенном образе, причем неоднократно к этому аппелируя. Однако в тех ситуациях, где ни сам ребенок, ни взрослый, находящийся с ним рядом, не могут наделить ребенка таким образом-ролью, у него по-прежнему наблюдаются аффективные реакции. Поэтому следующей задачей является формирование у ребенка способности осмысления и переосмысления ситуации уже не с точки зрения образа-роли, а исходя из обобщенной позиции, как бы извне. Такая позиция наиболее полно реализуется в режиссерской игре.
Стадия 2 — режиссерская игра
Вторая стадия коррекционной работы направлена на обучение детей различным режиссерским играм и состоит из четырех этапов.
I этап — учитывая личностные особенности детей с аффективным поведением, а также низкий уровень их игры, важно научить ребенка игровым действиям в режиссерской игре. С этой целью может использоваться набор кубиков. В начале взрослый рассказывает ребенку различные истории и с помощью кубиков и других маленьких предметов разыгрывает их перед детьми. Ситуации необходимо подбирать без неопределенных и аффективных моментов. Очень хорошо, если рассказывание и разыгрывание таких историй представляет собой смешные нелепицы. Это вызывает эмоциональный отклик у детей, будет способствовать их хорошему настроению. Нереальный характер сюжета этих историй активизирует воображение ребенка. Например: взрослый берет большой кубик и, передвигая его в пространстве, говорит: «Как-то раз идет Великан, большой, лохматый такой». Другой рукой строит из маленьких кубиков забор и продолжает: «Вдруг видит забор. Он подумал — это расческа». Взрослый берет маленький кирпичик-забор и говорит, расчесывая: «Какой я лохматый. Теперь можно причесаться. Хорошая расческа». Взрослый кладет кирпичик и говорит: «Расчесался Великан, поставил забор на место и пошел дальше, довольный расческой...»
Дальше можно предложить историю, сопровождаемую игровыми действиями: «А знаете, почему у машины три колеса? Шел как-то Великан по дороге и потерял пуговицу, расстроился. Видит, стоит машина на четырех колесах. Взял у машины одно колесо, пришил его к рубашке». Если взрослый проигрывает и рассказывает эти истории эмоционально, то ребенку захочется еще услышать подобные и самому разыграть их. Эту возможность надо ребенку предоставить, всячески поощрять ребенка.
Во всех историях неумение выйти из ситуации связывается с большим кубиком, а положительные — с маленьким. Ребенок с аффективными реакциями, как правило, чувствует себя маленьким, незащищенным. Отождествляясь в игре с маленьким кубиком, он увереннее начинает себя чувствовать, более активно управлять персонажами, другими словами, у него философия, особая внутренняя позиция. Аналогичную работу следует проводить и в следующем периоде (этапы II, III), уже не предлагая ребенку готовых рассказов, а только начиная их, побуждая ребенка самого продолжить рассказ. Дети очень любят игру-рассказ. Взрослый расставляет на столе «пальмы», сажает на них «обезьян» и жестом очерчивает море: «На берегу синего моря росли пальмы. На них жили обезьяны. А под ними рыбаки сушили сети. Вот как-то раз пришли рыбаки с уловом... А что было дальше?»
Чтобы закрепить умение ребенка играть в режиссерскую игру, самостоятельно продолжить рассказ взрослого, научиться создавать сюжет игры, ему следует предложить аналогичную ситуацию. Если ребенок затрудняется или дает аффективную ситуацию, следует предложить еще одну аналогичную игру. Игры могут быть разнообразными, веселыми и грустными, с внутренним конфликтом и без него. Однако, если удалось на всех этапах решить в полной мере задачу коррекционной работы, все игры будут иметь счастливый конец.
II, III этапы решают задачу научения детей самостоятельно составлять сюжет. Для этого следует предложить несколько игрушек, например: Карандаш, Чипполино, Дракон, овощи, звери, и попросить поиграть с ними. Ребенок может придумать следующий сюжет: «У мальчика был праздник, ему исполнилось четыре года. Дети принесли ему подарки. К нему пришла собака, Чипполино...» Когда дети в должной мере овладеют режиссерской игрой, им предлагается разрешать в ней различные конфликтные ситуации Довести до конфликта и окончить игру. Например: «Однажды Карандаш отправился гулять и встретил Дракона. Дракон говорит: "Подойди ко мне поближе, я шепну тебе что-то". Карандаш наклонился, а Дракон схватил его за нос». Ребенок должен продолжить по-другому: "Тут Карандаш говорит Дракону: "Я веселый человек. Зачем ты за нос меня схватил, чтобы съесть?" Дракон разжал пасть и выпустил Карандаша. Карандаш побил Дракона, и он стал добрый» Если концовка, предложенная ребенком, снова носит аффективный характер, игры закрепляются. В результате реализации этой стадии ребенок может удерживать ситуацию извне и управлять ею. С помощью предметов (символических кубиков) ребенок выходит из конфликта и избегает аффективных реакций.
Стадия 3 — вербальные игры
Предлагается создание у ребенка такой особой позиции, которая была бы более обобщенной по отношению к позиции режиссера и могла бы реализоваться без материальных средств. Оценивая ее с точки зрения независимой позиции, дети учатся реализовывать способы выхода из нее. Игра начинает реализовываться в словесном плане. Ребенок в игре придерживается не какой-то роли, а позиции автора. Это подтверждается мыслью Л.С. Выготского о том, что детское воображение, реализующееся в игре, трансформируется в дальнейшем в литературном творчестве старших дошкольников.
Исходя из этого, третья стадия коррекции предполагает организацию таких вербальных игр. Вначале ребенку предлагаются неопределенные ситуации, которые он должен только завершить. Этот этап начинается с ситуации внутреннего конфликта. Надо убедиться, что ребенок может окончить ситуацию без помощи материальных средств, что окончание будет эмоционально благополучным. Ситуация предполагает наличие лишь взрослого и ребенка, общение требует особого внимания. Игровая ситуация создается без игрушек. Поэтому рассказ взрослого должен быть эмоциональным и в нем позиция автора и разных персонажей выделяется голосом.
Если ребенок хорошо (легко и безболезненно) справляется с этой или аналогичной задачей, то можно предложить ему другой вариант игры. В ней взрослый останавливает свой рассказ в более «опасном» месте: «Дети ходили за грибами. Набрали полные корзинки и идут домой по тропинке. Тропинка пересекла дорогу, мальчик прошел, а девочка уронила корзинку и рассыпала грибы. А в это время на дороге показалась машина...» При аффективном конце психолог возвращает ребенка к роли, в которой он спасал других героев. Если коррекционная работа прошла успешно, то к ее завершению легко убедиться, во-первых, в повышении уровня развития воображения, во-вторых, в появлении у ребенка особой внутренней позиции, в исчезновении в его поведении разрушительных аффективных проявлений. Дети будут характеризоваться большей произвольностью поведения.
1.3. КОРРЕКЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому его члену «легко дышится» в ней.
В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые непопулярны среди сверстников. У них, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются детьми.
В таком случае предметом коррекции становится непопулярность ребенка в группе сверстников, а основными направлениями психокоррекционной работы — переориентация недоброжелательного отношения к нему детей и выработка системы положительных оценок. Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы относительно каждой причины непопулярности.
Отклонения в формировании личности ребенка могут обнаруживаться в стремлении к уединению, отсутствии длительных контактов с другими детьми, неучастии в игровых объединениях. В таком случае предметом психокоррекционной работы выступает симптом малообщительности. Внимание психолога направляется на внутренние переживания ребенка. Эффективным приемом работы будет использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что поможет ребенку эмоционально откликнуться на воспринимаемое. Далее целесообразно предложить ребенку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов. Идентичному анализу подвергаются читаемые литературные произведения, рассматриваемые картинки. Перед ребенком ставятся вопросы, отвечая на которые он подчеркивает особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы воздействия людей друг на друга. Таким образом, ребенок накапливает типы выразительных экспрессивно-мимических движений, интонаций, учится понимать смысл шуток, поддразниваний, приобретает опыт коммуникативной деятельности, отсутствие которого главным образом опосредствовало его замкнутость. После этого можно включать ребенка в условия реального общения, совместной игры с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все его попытки общаться.
Нарушения в поведении дошкольника могут быть детерминированы наличием в группе жесткой фиксации позиционных ролей во всех видах деятельности, общения. При этом опасность представляет фиксированная роль не только «подчиненного», но и «руководителя». Предметом психокоррекции становится жесткая фиксированность обеих этих ролей. Основное направление коррекционной работы — «расшатывание» или снятие симптома фиксации ролей, создание условий, когда каждый ребенок сможет быть как ведущим, так и ведомым. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы создать для детей с фиксированной ролью «подчиненный» ситуации успеха в разных видах деятельности, особенно игре, и сделать их заметными для всех сверстников.
Предметом коррекционной работы могут стать и дефекты операциональной стороны игровой деятельности дошкольников: неразвитость игровых умений и навыков, невладение положительными способами сотрудничества, неадекватность способов игровых действий (излишняя медлительность, двигательное беспокойство, моторная импульсивность и др.). Одним из направлений коррекции при этом становится обогащение представлений детей о собственно игровой деятельности: привлечение их внимания к сюжетам игр, содержанию игровых действий, последовательности, к игровым умениям сверстников, их веселому жизнерадостному настроению. Другое направление психологических воздействий — обучение детей реализации игровых замыслов, выполнению игровых действий (вначале в игре-занятии совместно с воспитателем); формирование умений сосредоточиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки; стимулирование ребенка к придумыванию собственной игры. Необходимо научить детей понимать замысел товарищей, рассказывать о своем, планировать совместную игру, определять последовательность действий. У детей с замедленной моторикой важно пробуждать интерес к играм с импульсивным содержанием. Следует максимально совершенствовать их игровые операции, поощрять соответствие действий такого ребенка общему темпу игры и действиям других партнеров. Нецелесообразно включать медлительного ребенка в игры, в которых он, несмотря на все старания, не сможет быть на высоте.
Для детей с повышенной моторной активностью необходимо создать такие условия, которые бы позволили им управлять своим двигательным беспокойством. Следует помнить, что искусственное ограничение подвижности таких детей лишь усилит их раздражительность и возбудимость. Эффективным будет использование приема включения ребенка в игры с захватывающими развернутыми сюжетами, требующими высокого сосредоточения. В увлекательной сюжетной игре импульсивному ребенку может быть предложена ведущая роль, но при этом он должен быть точно осведомлен взрослым о функции его роли и вытекающих правилах, о главной и промежуточной целях совместной игры.
Неадекватное поведение ребенка может быть вызвано искажениями в мотивационной сфере: отсутствие или невыраженность игровых мотивов, симптом «дети-нелюдимы». На первых этапах коррекционной работы не следует расширять контакты таких детей. Их общение со сверстниками следует активизировать очень осторожно, выявляя партнеров со схожими интересами. В результате образуется микрообъединение с общими увлечениями, к которому постепенно могут подключаться и другие дошкольники, вносящие игровую мотивацию.
Предметом коррекции мотивационной сферы станет и доминирование авторитарных эгоистических тенденций в поведении детей. Такие дошкольники могут быть активны, инициативны, общительны. Но их стремление к игре мотивируется не столько желанием играть, сколько личностной установкой «быть первым, главным; не играть, а выигрывать». Эгоистические мотивы могут быть выражены как в открытом поведении детей, так и в скрытой, завуалированной форме, когда используется другой ребенок для выражения своей воли. Основная коррекционная работа в таких случаях будет направлена на установление гармонии между личностно-значимыми и общественно ценными мотивами деятельности. Для этого целесообразна тактика включения дошкольников в различные виды социально полезной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закреплении позитивных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу. При этом могут быть использованы приемы, основывающиеся на мотивации типа: помощь другу, помощь своей группе, судья конфликта. Главное, что ребенок реально проявил социально значимое качество и одновременно удовлетворил свою потребность «быть главным».
Коррекционная работа более эффективна, когда дошкольник систематически включается в общественно полезную деятельность, вступая в отношения взаимной ответственной зависимости, в ситуацию взаимных требований. Общественное мнение детской группы важно направлять на развенчивание ложного авторитета детей со скрытыми эгоистическими тенденциями поведения.
Предметом психокоррекции может стать и «комплекс Золушки», который характеризует состояние отверженных в группе детей: негативное самовосприятие, отказ себе в достоинствах, безразличие к себе, небрежность внешнего облика, равнодушие в делах, неуверенность в голосе, отрешенность. Стратегическим направлением коррекции будет включение такого ребенка в совместную деятельность с наиболее доброжелательными сверстниками при обязательной поддержке воспитателя. Важно переориентировать самовосприятие ребенка: вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе и др.), личностным достоинствам. Поэтому первостепенное значение здесь имеет активно-положительное отношение педагога к детям, который обнаруживает и демонстрирует самому ребенку его положительные качества.