На сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, решение социальных проблем

· здоровьесбережению и безопасным условиям жизнедеятельности (гим.№ 13, 18, 29, Сибирский и Академический лицеи, СОШ № 21, 25, 58);

· по поддержке многодетных и малообеспеченных семей (Академический лицей).

Динамика организации и развития деятельности структурных единиц (комиссий, комитетов, рабочих групп) органов ГОУ свидетельствует о реальном делегировании им полномочий по управлению образовательным учреждением.

Центральное место в полномочиях Управляющих советов занимает стратегическое планирование развития общеобразовательного учреждения – утверждение Программы (Концепции) развития. Это задает приоритеты и направления ежегодного бюджетного планирования самому Управляющему совету, директору учреждения и основания разработки критериев мониторинга по всем вопросам функционирования и развития образовательного учреждения.

Управленческая функция контроля прямо связана с обязанность органа ГОУ представлять школьной общественности, местному сообществу и учредителю ежегодный отчет обо всех сторонах деятельности школы, включая ее финансово – хозяйственную деятельность. Это обеспечивает постоянную подотчетность данного органа общественности и максимальную открытость школы для родителей, заинтересованной общественности, информированность о школьных делах и проблемах учредителя, в том числе и через его постоянное участие в лице своего представителя в управлении функционированием и развитием образовательным учреждением.

Определяющим фактором качества организации деятельности органа ГОУ является его способность понимать и осознавать школьную реальность и проблемы, адекватно оценивать их с позиции согласования интересов всех значимых групп школьного сообщества, коллегиально вырабатывать цели, ради которых должно работать общеобразовательное учреждение. Наиболее организованно осуществляют деятельность органы ГОУ в Академическом лицее, гимназиях № 6, 55, 56, школах № 16, 33, 40, 47.

Положительным эффектом стало возрастание активности вышеназванных органов, их программно-целевое развитие, рост интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении образованием. Его показателями являются:

· включение в Программы развития (концепции) разделов по расширению деятельности органов ГОУ, государственно-общественному характеру управления образованием;

· количество инициатив общественности (родительской, педагогической, общественных организаций, школьных органов самоуправления, членов органов МГОУ и ГОУ образовательных учреждений) по основным направлениям развития образования;

· участие в разработке и реализация членами органов ГОУ образовательных учреждений проектных инициатив (инициативных, инновационных, социальных проектов; проектов в рамках социального партнерства).

Таким образом,

· с содержательной стороны деятельность комиссий и комитетов определена сферой их компетенций, делегированных органами ГОУ, закрепленных в соответствии с примерными функциями в нормативных документах (Положениях о комиссиях и комитетах, механизмах реализации полномочий, отраженных в Регламентах деятельности) и других локальных актах;

· комиссии общеобразовательных учреждений имеют полномочия в определении путей развития учреждения, организации образовательного процесса, вопросах функционирования общеобразовательного учреждения, взаимоотношений участников образовательного процесса, согласования стимулирующих выплат педагогическим работникам, в сфере финансово-хозяйственной деятельности, конкретность полномочий;

· основными функциями созданных комиссий являются:

- осуществление контроля расходования бюджетных и внебюджетных средств;

- подготовка предложений по стимулирующим выплатам ФОТ;

-разработка содержания школьного компонента, включая профильное обучение;

- организация работы по подготовке Программы (концепции) развития учреждения;

- осуществление контроля соблюдения здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;

- экспертиза качества условий организации учебного процесса;

- подготовка соответствующего раздела ежегодного Публичного доклада;

- осуществление контроля соблюдения прав участников образовательного процесса и др.;

· комиссии и рабочие группы осуществляют деятельность в соответствии с планами работы на учебный год, по мере необходимости в них вносятся коррективы;

· в общеобразовательных учреждениях сложилась практика заслушивания на заседаниях Советов итогов работы комиссий (комитетов, рабочих групп), затем принятия соответствующие решений.

Проблемным в работе комиссий и рабочих групп является недостаточная планомерность в проведении заседаний (по мере необходимости), за исключением комиссии по стимулирующим выплатам. Необходимы системные меры по организации проведения заседаний данных структур в соответствии с ранее утвержденным планом, уточнение их полномочий и задач, контроля деятельности со стороны органов ГОУ, в том числе и руководителей образовательных учреждений.

Реализации принципов демократического, государственно-общественного характера управления способствует функционирование муниципального государственно-общественного совета по развитию общего образования в городе Томске (далее - МГОУ).

В регламентированный состав 15 членов Совета вошли:

На сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, решение социальных проблем - student2.ru

В 2009 – 2010 учебном году по объективным обстоятельствам (изменению места работы, увольнению, выходу на заслуженный отдых) произошла смена отдельных представителей данного органа. Введены в его состав представитель дошкольных образовательных учреждений и 2 вновь назначенных из числа работников администрации города Томска, кооптирован представитель общественности от профсоюза работников образования.

В целях повышения эффективности функционирования данного органа Распоряжением администрации города Томска от 21.05.2010 года № р 660 продлены полномочия его членов до 3 лет.

Основными задачами Совета в 2009 - 2010 учебном году были: участие в определении основных направлений развития муниципальной системы общего образования; содействие в организации предоставления общедоступного и бесплатного общего, дополнительного, дошкольного образования; создание условий реализации Программы развития сети, расширение форм участия общественности в управлении образованием, в оценке качества общего образования в формах общественного наблюдения и экспертизы, содействие открытости и публичности деятельности муниципальной системы образования; развитие форм взаимодействия с органами ГОУ общеобразовательных учреждений, ученическими и родительскими органами самоуправления, участие в реализации проектов и программ, в том числе по обучению общественных управляющих.

Деятельность Совета основывается на принципах коллегиальности принятия решений, гласности, объективности.

Работают в соответствии с Положениями, планами работы и собственными инициативами Коллегия департамента образования, Советы по дошкольному, общему и дополнительному образованию детей из числа руководителей муниципальных образовательных учреждений соответствующего типа, способствующие развитию муниципальной системы образования и эффективному ее функционированию.

МГОУ был активен в вопросах подготовки внедрения НСОТ, разработки нормативных документов для учреждений, контроля расходования средств на образовательные мероприятия. Решения о реорганизации образовательных учреждений (МОУ СОШ №№ 21, 63, МОУ школа-сад №60; муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, прогимназии «Кристина» и ДОУ № 115) рассматривались на заседаниях МГОУ и принимались с участием общественности.

Помимо данной проблемы на заседаниях МГОУ обсуждались и такие вопросы, как:

· утверждение Публичного информационно-аналитического доклада о состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования;

· принятие Положения «Об оплате труда руководителей муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации города Томска»;

· разработка программы методического сопровождения муниципального государственно-общественного совета по развитию общего образования в городе Томске;

· итоги реализации КПМО в городе Томске;

· согласование представления к награждению Почетным Знаком «За заслуги перед городом Томском», присвоения звания «Почетный гражданин города Томска»;

· обсуждение Программ (Концепций) развития муниципальных образовательных учреждений города Томска;

· согласование распределения фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений, перешедщих на новую систему оплаты труда с 01.09.2008 года;

· итоги подготовки образовательных учреждений города Томска к 2009-2010 учебному году;

· о расширении эксперимента перевода образовательных учреждений города Томска в статус муниципальных автономных учреждений;

· предложения к Проекту бюджета «Образование» на 2010 год.

Членами Совета осуществляется участие в разработке и реализации:

· модели взаимодействия МГОУ с органами ГОУ, ученическим самоуправлением образовательных учреждений, ДЮПом, общественными организациями города Томска;

· переговорных площадок по развитию общественных инициатив, вопросам деятельности органов ГОУ образовательных учреждений (в рамках реализации гимназиями №26, 56 целевого проекта «Здоровье школьников», инициированного ДЮПом города Томска);

· модели наблюдательных советов УДОД (проектирование взаимодействия).

Активное взаимодействие МГОУ выстаивается с органами ГОУ Академического лицея, гимназий № 6, 55, 56, школ № 16, 33, 40, 47, местным самоуправлением, ДЮПом. Департаментом образования также организована совместная работа с созданными органами государственно-общественного управления образовательных учреждений.

Положительным эффектом деятельности стало возрастание активности вышеназванных органов, их программно-целевое развитие, рост интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении образованием. Его показателями являются:

· включение в Программы развития (концепции) разделов по расширению деятельности органов ГОУ, государственно-общественному характеру управления образованием;

· количество инициатив общественности (родительской, педагогической, общественных организаций, школьных органов самоуправления, членов органов МГОУ и ГОУ образовательных учреждений) по основным направлениям развития образования;

· участие в разработке и реализация членами МГОУ и ГОУ образовательных учреждений проектных инициатив (инициативных, инновационных, социальных проектов; проектов в рамках социального партнерства);

· модели взаимодействия МГОУ с органами ГОУ образовательных учреждений, ДЮПом, ученическим самоуправлением, общественными организациями города Томска;

· переговорные площадки по развитию общественных инициатив, вопросам деятельности органов ГОУ образовательных учреждений;

· формирование модели наблюдательных советов УДОД и их организационное оформление (проектирование взаимодействия с местным самоуправлением, МГОУ);

· инициирование развития дополнительного образования и воспитания (группы кратковременного пребывания в УДОД, развитие платных дополнительных образовательных услуг и т.д.);

· возрастание степени участиячленов МГОУ в приемке образовательных учреждений к новому учебному году (участие членов МГОУ в составе комиссии по приемке ОУ города Томска;

· степень активного участия членов МГОУ в мероприятиях разного уровня (конкурсах профессионального мастерства, конференциях и т.д.);

· участие в разработке идеи Фестиваля школьников, членов органов ГОУ.

На положительную динамику развития ГОУ был направлен городской Фестиваль «Школа самоуправления», проведенный 2 апреля 2010 года. Основными его целями и задачами были: знакомство с системой развития государственно – общественного управления, деятельностью Управляющих советов общеобразовательных учреждений, формирование у школьников навыков развития общественной инициативы, социального проектирования, командной работы по решению социальных вопросов и проблем образования.

Более 150 общественных управляющих из 48 томских школ, представителей Муниципального государственно-общественного совета по развитию образования, Центров гражданского образования, Детско-юношеского парламента города Томска на Фестивале познакомились с системой государственно-общественного управления образованием, деятельностью Управляющих советов школ, приобрели навыки развития общественной инициативы, социального проектирования, командной работы по решению социальных вопросов и проблем образования.

По результатам исследования, проведенного в ходе Фестиваля группой социологов ДЮПа, большинство школьников (69 %) занимают активную позицию в Управляющем совете, имеют позитивную мотивацию к деятельности, в том числе реализации инициатив. 55% респондентов считают, что обязанностью школьного управляющего является представление интересов школьников; 10% - публичная деятельность; 16% - участие в дискуссиях, устанавливание контактов и партнерских отношений. По мнению педагогов, школьник в Совете должен: представлять интересы обучающихся; быть посредником в разрешении конфликтов взрослых и детей; транслировать решения Совета в органы ученического самоуправления, добросовестно относиться к своим обязанностям (посещение заседаний, активность).

На вопрос: «Чего, по-вашему мнению, не хватает для эффективной работы школьникам – членам Управляющих советов?», - 27% респондентов ответили низкую активность; 26% - отсутствие достаточных знаний для решения конкретных проблем; 25% - недостаточное желание помочь школе.

Для обучения школьников эффективной работе в данных органах в рамках проведены тренинги:

- «Деловая переписка» (Л.В. Бакшт, информационно-аналитический отдел Думы города Томска);

- «Правовой консультант» (ТРМОО «Сибирский молодёжный союз»);

- «Обратная связь» (К.В. Фролова, кафедра социологии ТГУ);

- «Коммуникация: психологический аспект» (кафедра психологии ТГПУ);

- «Публичное выступление» (О.К. Васькина, ДТДиМ);

- «Школьный фандрайзинг» (Е.Г. Еремина, ДТДиМ);

- «Работа СМИ» (самостоятельное занятие в Интернет классе ДТДиМ).

В рамках Фестиваля проведены тренинги для заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений по темам: «Взаимодействие органов ученического самоуправления и Управляющих советов» (М.Н.Крюкова, руководитель МИП школы № 33) и «Взаимодействие ДЮПа и обучающихся – школьных управляющих г. Томска: «Школа самоуправления» (Н.В. Михайлова, координатор ДЮПа).

Взрослые выявили навыки и качества необходимые для школьного управляющего-школьника, такие как: ответственность, инициативность, коммуникативность, умения ориентироваться в проблеме, планировать, проводить анализ и вести публичную деятельность.

На Фестивале школьные управляющие имели возможность предметно отнестись к уже существующей проектной деятельности в городе Томске, познакомиться с реализованными социально значимыми проектами Управляющих советов школ №№ 33, 37 и Детско-юношеского парламента.

По итогам проведения Фестиваля «Школа самоуправления» наиболее активные участники приглашены в летний период в детский образовательно - оздоровительный лагерь «ПОСТ № 1» на смену молодежного самоуправления «Город».

Положительной динамикой, проявлением данного эффекта является активное и результативное взаимодействие в качестве организаторов мероприятия представителей государственных, исполнительных органов, образовательных учреждений и общественности (Думы города Томска; департамента образования; отдела по развитию местного самоуправления администрации города Томска; Дворца творчества детей и молодежи; Детско-юношеского парламента). Итогами работы фестиваля стали знакомство с деятельностью муниципального совета по развитию общего образования в городе Томске и возрастание интереса к его деятельности, формирование инициатив по развитию деятельности школьников в составе органов государственно-общественного управления на уровне учреждений, отработка навыков группового взаимодействия общественных обучающих при принятии решений, обучение школьного актива по проблемам государственно-общественного управления, моделирование взаимодействия органов ГОУ и МГОУ, ДЮПа, общественных организаций.

На положительную динамику результатов формирования системы государственно-общественного управления образованием были направлены такие организационные мероприятия, как открытие сайтов общеобразовательных учреждений, подготовка методических рекомендаций для руководящих и педагогических работников по вопросам организации деятельности и функционирования Управляющего совета; разработка нормативно - правовой базы их деятельности; проведение внутренней экспертизы разработанных нормативно-правовых документов.

Проблемными вопросами организации и развития государственно-общественного управления являются: низкая мотивация к качественно новой деятельности представителей общественности и недостаточная психологическая установка на демократизацию управления образованием руководящих кадров образовательных учреждений, отсутствие опыта общественного участия в управлении образованием, опыта и структуры формирования общественной инициативы в сфере образования, подготовки кадров, способных к созданию социально значимых программ и проектов, открытому диалогу с другими органами самоуправления образовательного учреждения, общественностью, муниципальным советом по развитию общего образования в городе Томске.

На решение вышеназванных проблем, развитие положительной динамики в 2010-2011 учебном году направлена разработанная отделом развития департамента образования программа «Развитие общественных инициатив через систему подготовки общественных управляющих», способствующая формированию и развитию общественной инициативы в сфере образования и подготовке кадров общественных управляющих по четырехуровневой программе обучения, расширение подготовки школьников на базе Детско- юношеского парламента (ДТДиМ) и Центров гражданского образования общеобразовательных учреждений; деятельность МИП «Развитие общественных инициатив через взаимодействие Управляющего совета общеобразовательного учреждения с общественностью, местным самоуправлением и систему подготовки школьных управляющих» (МОУ СОШ № 33), а также апробация методических рекомендаций для органов ГОУ по основным направлениям деятельности.

Наши рекомендации