Принципы повышения эффективности социальной защиты детства
В стратегии работы по повышению эффективности системы социальной защиты детства специалисты исходят из следующих принципов. От ликвидации последствий социального сиротства нужно переходить к технологиям современного раннего выявления и помощи, от узковедомственного подхода - к осмысленному взаимодействию всех ресурсов, которые есть в Республике Алтай. Относиться к неблагополучным семьям надо не как к источнику социальной опасности, а как к гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. От административного реагирования необходимо переходить к сотрудничеству и взаимодействию с семьей, от игнорирования некомпетентности специалистов - к интенсивному обучению и профессиональной поддержке.
Как показывает международная практика, эффективным способом активизации внутренних ресурсов ребенка и семьи, способом преодоления социальной изоляции, безусловно, является семейно ориентированный комплексный подход, основанный на мобилизации социального окружения и на использовании собственных ресурсов семьи, которая построена на встречных обязательствах в работе с семьей. Для этого в последние годы в республике внедряются инновационные технологии, направленные на достижение системных региональных изменений в сфере поддержки семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Особенности модели раннего выявления жестокого обращения с детьми:
· наличие нормативного документа, закрепляющего порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
· организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, применение технологии работы со случаем, реорганизация межведомственного подхода при организации раннего выявления и оказания кризисной помощи, служба экстренной психологической помощи (детский телефон доверия), службы быстрого реагирования на ситуацию насилия и другие факторы семейного неблагополучия (Скорая социальная помощь);
· активное включение семьи в процесс оказания ранней помощи ребенку, мобилизация ресурсов социального окружения семьи, воспитывающей ребенка, с целью преодоления ее изолированности и снижения риска разрыва социальных связей.
Для адекватного решения конкретных задач социальной защиты семьи в последние годы стал активно внедряться программно-целевой метод. Значение этого метода управления заключается в том, что он увязывает цели с ресурсами, и показателем работы становится конечный результат, который рассчитывается заранее, измеряется качественно и, что важнее всего, количественно. Планируется, что реализация данного метода позволит организовать эффективную деятельность по созданию благоприятных условий системы защиты детства, обеспечению права ребенка жить и воспитываться в семье.
Службы «Скорой социальной помощи»
Службы быстрого реагирования на ситуацию насилия в отношении детей и другие факторы неблагополучия, является инновационной технологией для республики, и создаются поэтапно в течение 2010-2012 гг. во всех муниципальных образованиях республики в течение всего периода реализации Программы «Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в республике Алтай на 2010-2012 годы».
Основная цель данной работы – оказание своевременной экстренной адресной помощи семьям, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, подвергшимся преступным посягательствам на основе взаимодействия специалистов. В состав службы в зависимости от сложности выявленных случаев насилия в отношении детей или другие факторы социального неблагополучия, привлекаются специалисты различных ведомств: здравоохранения, опеки и попечительства, отделов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних, образования, социальной защиты и социального обслуживания населения.
Взаимодействие специалистов по осуществлению выездов выстраивается на основе соглашения, заключенного участниками, на случай необходимости экстренного сбора специалистов формируется резервный лист телефонов. Поступившие сообщения о фактах преступных посягательств в отношении детей принимаются специалистами всех служб и учреждений, затем поступают координатору службы – в учреждения социального обслуживания, и в обязательном порядке, если это тяжкие преступления – в отдел внутренних дел и в учреждения здравоохранения.
На службы возлагается и ряд других функций, помимо осуществления патронажей семей на обслуживаемой территории, проводятся мероприятия информационно-просветительского характера среди подростков и населения, предоставление социальных услуг.
Статистика добавить