Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям
С самого раннего детства люди познают окружающий мир через движения. В процессе овладения разнообразными двигательными действиями они познают и самих себя, развивают свои способности, формируются как личности.
Педагоги при обучении гимнастическим упражнениям опираются на учение о личности, деятельности и способностях, .на теорию познания. При этом они исходят из того, что в овладении новым упражнением ученик участвует как личность, как субъект Познания и деятельности в целом. В зависимости от сложности изучаемого упражнения и других его характеристик одни способ-н°сти могут играть большую, другие — меньшую роль. Успех же
зависит от совокупности свойств обучаемого, вовлеченных в активную работу. С точки зрения теории познания в ходе обучения педагог активизирует у учащихся чувственную, рациональную и практическую формы познания, опирается на законы высшей нервной деятельности человека, принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки, на теорию информации.
Такой подход к процессу обучения оправдан как в теоретическом, так и в практическом плане.
В теоретическом плане расширяются возможности для дальнейшего совершенствования методики преподавания гимнастики, более эффективного применения ее средств и методов в оздоровительных, образовательных, воспитательных, спортивных, профессионально-прикладных целях путем более полного использования сведений из смежных дисциплин естественнонаучного, психолого-педагогического, социально-экономического и спортивно-педагогического циклов. На основании изложенных выше принципиальных положений оказывается возможным упорядочение понятийного аппарата, повышение научности преподавания гимнастики, систематизация учебного материала, а следовательно, и облегчение его усвоения занимающимися.
В практическом плане открываются новые возможности, значительно более широкие по сравнению с существующими, для-со-вершенствования программ, нормативных требований, форм организации и методики проведения занятий гимнастикой с различными по возрасту, полу, учебной и профессиональной деятельности категориями занимающихся; для использования средств и методов гимнастики в оздоровительных, образовательных, воспитательных целях, а также для изучения, развития и прогнозирования способностей, необходимых занимающимся в учебной, трудовой деятельности и предстоящей службе в армии, в подготовке молодых женщин к детородной функции и материнству.
Обучение — это педагогический процесс, направленный на обучаемых лиц с целью обогащения их знаниями, умениями, навыками и опытом: двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, трудовым и др-В процессе обучения упражнениям педагог оказывает помощь своим ученикам не только в овладении упражнениями, но и в познании самих себя, своих способностей и стимулирует их развитие. Новый опыт учащиеся приобретают разными способами: путем подражания педагогу методом проб и ошибок, благодаря обучающим и воспитывающим воздействиям педагога. Грамотное в научном и методическом отношении обучение носит воспитывающий
характер.
В процессе обучения активно (или пассивно) взаимодействуют две личности — педагог и ученик. Эффективность обучения зависит от глубоко осознанной активности каждого из них при веду-
щей роли учителя. Он изучает способности ученика, создает ему благоприятные условия для успешного овладения системой знаний, умений, навыков, формирует у него сознательное и активное отношение к занятиям гимнастикой.
В овладении гимнастическими упражнениями должен быть заинтересован прежде всего сам ученик. Его обязанность состоит в том, чтобы создать у себя благоприятные внутренние условия для восприятия и осознания полезности педагогических воздействий со стороны учителя. Ему необходимо активизировать свое внимание, память, мыслительную деятельность, волю и создать положительное и активное отношение к гимнастике, к данному занятию и к изучаемому упражнению. К исполнению этих обязанностей ученик готовится заранее родителями и учителем.
Задача педагога состоит в том, чтобы методически грамотно преподнести учебный материал, возбудить у учеников интерес к овладению изучаемым упражнением, убедить их в полезности занятий для здоровья, учебы и труда (схема 2).
Необходимость занятий гимнастическими упражнениями с детьми диктуется следующими обстоятельствами.
1. Потребности общества. Целью любого общественного устройства людей является разностороннее физическое и духовное развитие личности, ее способностей. Успешное продвижение к этой Цели возможно благодаря физическому и умственному образованию и воспитанию детей. Большими возможностями в этом отношении располагают занятия гимнастикой.
2. Закономерности возрастного развития человека. Дети по сравнению со взрослыми быстрее и с меньшими затратами нервно-Мышечной энергии овладевают двигательным опытом. Чем более Разносторонний опыт они приобретают, тем больше знают об
окружающих предметах и явлениях, тем лучше развиты у них функции организма, психические и личностные свойства, каждое из них имеет свою возрастную динамику развития. В связи с этим важно не упустить наиболее благоприятный возрастной период (сенситивный) и своевременно стимулировать развитие способностей, обогатить занимающихся необходимыми знаниями, двигательными умениями и навыками, сформировать полезные для жизни привычки, твердую убежденность в личной пользе и общественной значимости систематических занятий гимнастикой.
3. Подготовка высококвалифицированных гимнастов, способных достойно защищать спортивную честь учебного заведения, района, города, республики, страны. Это обстоятельство тесно связано с предшествующими. Здесь решаются те же задачи, но только на более высоком уровне, достигаются более высокие и стойкие результаты. Кроме того, красота тела гимнаста, хорошо развитые двигательные способности, воспитанность и другие качества, приобретенные в процессе занятий гимнастикой, — убедительный пример для подражания.