Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. 4 страница
2. Гуревич, П. С. Эстетика: учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2006.
3. Каган, М. С. Эстетика как философская наука: университетский курс лекций / М. С. Каган. – СПб.: СПбГУ, 1997.
4. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1980.
Тема 12.Эстетическое отношение к действительности
Происхождение эстетического чувства: от синкретизма древнейшей формы ценностного сознания через его внутреннюю дифференциацию к системе эстетических ценностей.
Многообразие форм эстетической деятельности. Соотношение эстетической и художественной деятельности. Системообразующее значение эстетического. Прекрасное – коренная категория эстетики. Прекрасное в природе, обществе, искусстве. Другие эстетические категории: возвышенное, трагическое и их антиподы. Хаос и гармония. Историческая динамика системы категорий.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Многообразие форм эстетической деятельности.
2. Историческая динамика системы категорий.
3. Происхождение эстетического чувства.
4. Анализ основных эстетических категорий: прекрасного, возвышенного, трагического и их антиподов.
Литература:
1. Гуревич, П. С. Эстетика: учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2006.
2. Яковлев, Е. Г. Эстетика: учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. – М.: Гардарики, 2003.
Тема 13. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме
Художественная деятельность как особый способ осмысления мира. Происхождение художественной деятельности: филогенез и онтогенез. Исторический процесс автономизации художественной деятельности.
Художественно-образное воссоздание реальности. Реалии мира и личность художника – строительный материал образа. Художественный образ как форма художественного мышления, как единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность художественного образа. Художественно-творческий процесс – произведение искусства – художественное восприятие.
Тема 14. Искусство как полифункциональная система
Природа искусства. Концепции искусства в истории эстетики. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве. Множественность целей искусства. Функции искусства в его отношении к человеку, обществу, природе, культуре, собственным потребностям. Объективные законы социального функционирования искусства. Искусство как средство общения – коммуникативная функция; искусство как способ ценностной ориентации – воспитательная функция искусства; искусство как инструмент познания – просветительская функция искусства; искусство как орудие практически-духовного преобразования мира – гедонистическая функция. Динамика взаимоотношений функций искусства. Единство предмета и цели искусства.
Виды искусства: прикладное искусство, архитектура, декоративное искусство, живопись и графика, скульптура, литература, театр, музыка, фотография, кино, телевидение. Источник многообразия видов искусства.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Искусство как средство общения.
2. Объективные законы социального функционирования искусства.
3. Функции искусства.
4. Семиотика о знаковой природе художественного образа.
Литература:
1. Гуревич, П. С. Эстетика: учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2006.
2. Каган, М .С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. – СПб.: СПбГУ, 1998.
3. Яковлев, Е. Г. Эстетика: учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. – М.: Гардарики, 2003.
Тема 15. Социология искусства
Искусство и цивилизация. Несовпадение целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства. Роль искусства как духовно оппозиционного начала в социологической теории А. Швейцера. А. Тойнби о «продуктивной напряженности» между цивилизацией и искусством.
Социальные функции искусства. Элитарное и массовое искусство. Изучение аудитории искусства. Компенсаторная и гармонизирующая функции стереотипных форм и сюжетов в современной культуре, их каталогизация в современных социологических исследованиях. Искусство и игра.
Тема 16. Искусство и эстетика ХХ-XXI веков
Формирование нового мировоззренческого представления о мире как о хаотическом непредсказуемом движении. Отсутствие в искусстве и эстетике единого художественного направления, представляющего ХХ век. Возникновение художественно-концептуального системного плюрализма.
Центральная проблема художественной культуры ХХ века – человек и разные формы социума. Основные направления современного искусства. Роль интуиции и интеллекта в творчестве современного художника. Проблема ответственности художника в искусстве. Дегуманизация современного искусства.
Смена монологических культур универсальным диалогом как более сложным и более совершенным способом организации совместной жизни людей на планете.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Основные направления современного искусства.
2. Проблема ответственности художника в искусстве.
3. Дегуманизация современного искусства.
Литература:
1. Гуревич, П. С. Эстетика: учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2006.
2. Яковлев, Е. Г. Эстетика: учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. – М.: Гардарики, 2003.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;
- подготовку к семинарским занятиям;
- подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для студентов заочного обучения)
1. Учение Аристотеля о нравственных добродетелях.
2. Развитие моральной рефлексии в античной философии.
3. Этические воззрения раннего Христианства.
4. Христианская мораль как важнейший элемент идеологии и обыденного сознания европейского средневековья.
5. Древние восточные учения о нравственности.
6. Буддизм, христианство и ислам о человеке и смысле его жизни.
7. Гуманизм эпохи Возрождения.
8. Особенности и своеобразие западноевропейской этики ХУ1-ХУШ вв.
9. «По ту сторону добра и зла» – моральный императив сверхчеловека Ф. Ницше.
10. Идеал счастья в западноевропейской этике.
11. Этика И. Канта. Сущность морали. Категорический императив.
12. Этика экзистенциализма.
13. Проблема человека в этике ХХ века.
14. Сфера делового общения. Основные принципы делового общения.
15. Морально-значимые качества делового человека.
16. Соотношение теоретической и прикладной этики. Профессиональная этика.
17. Искусство и мораль.
18. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме.
19. Художественная деятельность как особый способ осмысления мира.
20. Искусство и мировые религии (по выбору).
21. Функции искусства в его отношении к человеку, обществу, природе, культуре, собственным потребностям.
22. Объективные законы социального функционирования искусства.
23. Художник: личность и творчество.
24. Система категорий в эстетике.
25. Художественная теория и практика эллинизма.
26. Эстетические представления Средневековья.
27. Художественные идеалы Возрождения.
28. Эстетика Просвещения.
29. Концепция искусства Романтизма.
30. Немецкая классическая эстетика.
31. Элитарное и массовое в искусстве.
32. Социально-художественные парадоксы развития искусства в условиях тоталитаризма.
33. Социология искусства.
34. Положение этических представлений в системе гуманитарного знания.
35. Место эстетических представлений в системе философского знания.
36. Критерии этического и эстетического в контексте культуры.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- защита контрольной работы;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:
- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Бычков, В. В. Эстетика: учебник / В. В. Бычков. – М.: АкадемПроеки, 2009.
2. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2007.
3. Иванов, В. Г. Этика: учеб. пособие / В. Г. Иванов. – СПб.: Питер, 2009.
Дополнительная:
1. Белолипецкий, В. К. Этика и культура управления: учеб.-практич. пособие / В. К. Белолипецкий, Л. Г. Павлова. – М.: ИКЦ МарТ, 2004.
2. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений: учеб. пособие / Р. Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Иванов, В. Г. Этика: учеб. пособие: в 2 ч. / В. Г. Иванов. – СПб.: СПбГУП, 2004.
4. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
5. Кукушин, В. С. Деловой этикет: учеб. пособие / В. С. Кукушин. – М.: ИКЦ МарТ, 2005.
Периодические издания:
1. Вопросы философии: журнал.
Составители: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.ф.н., доц. Т.М. Бердышева кафедры «Философия и культурология».
Рецензент: к.к.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.В. Фролов.
ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих религиоведческими знаниями, способствующих формированию разносторонних духовно-развитых личностей, обладающих широкой социокультурной подготовкой, способных к принятию самостоятельных решений по мировоззренческим вопросам.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- самостоятельному анализу общих закономерностей развития и функционирования религий;
- методам религиоведческого анализа межкультурных отношений в современном мире.
Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об историческом многообразии мировых религий, о месте религии в духовной культуре человечества, об особенностях локальных религиозных культур, религиозных сообществ, о причинах межрелигиозных противоречий, принципах их регулирования и преодоления.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «История мировых религий» студент должен:
· знать:
- структуру феномена религии;
- роль религии в эволюции человечества;
- проблемы взаимоотношений церкви, культуры и цивилизации;
- социально-экономические основания религий;
- перспективы развития религиозной культуры и своё место в ней;
· уметь:
- производить религиозно-этический анализ явлений современного мира;
- ориентироваться в религиозных течениях в современном мире;
- разрешать практические проблемы межкультурного взаимодействия;
· получить навыки:
- применения религиоведческих знаний в сфере будущей профессиональной деятельности;
- в решении практических вопросов религиозного характера.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Введение в религиоведение. | - | - | ||||
2. | Религия в системе культуры | - | - | ||||
3. | Структура и функции религии. | - | - | ||||
4. | Актуальные проблемы религии. | - | - | ||||
5. | Первобытные верования. | - | - | ||||
6. | Христианство. | - | - | ||||
7. | Ислам, Иудаизм. | - | - | ||||
8. | Религии Древнего Востока | - | - | ||||
9. | Религия в России. | - | - | ||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение в религиоведение.
Возникновение религиоведения как науки — стремление объяснить наличие религиозного и культурного различия между народами, раскрыть механизм формирования и функционирования религии, исследовать проблемы межкультурных и религиозных противоречий. История и философия религии. Структура и состав современного религиозного знания. Эволюция религиоведческого знания от смутных представлений о религии к научному знанию. Теории, концепции, школы и направления в исследовании проблем религии. Особенности религиоведческого знания, его языка, проблематики. Методы религиоведческих исследований.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Сущностные характеристики религии.
2. Многоконфессиональность.
Литература:
1. Введение в общее религиоведение: учебник. – М.: Высшая школа, 2005.
2. Основы религиоведения: учебник / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2003.
3. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. А. В. Солдатова. – М.: Прогресс 2003.
Тема 2. Религия в системе культуры.
Понятие религии. Место религии в обществе. Культурные аспекты религии, факторы функционирования, причины неоднозначности культурной роли религии в жизни общества и человека. Религия как система культуры.
Понятие религии. Многозначность определений религии: способ человеческой деятельности, совокупность ценностей, историческая память человечества, творчество и новаторство, система запретов-норм, система знаков-символов, система стереотипов поведения и мышления. Концептуальные основания основных определений религии.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Влияние религии на культуру.
2. Факторы формирование религии.
3. Определения религии в различных научных концепциях.
Литература:
1. Красников, А. Н. Религиоведение: хрестоматия / А. Н. Красников. – М.: Гардарики, 2005.
2. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Гардарики, 2002.
3. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. А. В. Солдатова. – М.: Прогресс, 2003.
4. Религия в истории и культуре / под ред. М. Г. Писманика. – М.: Лань, 2004.
Тема 3. Структура и функции религии.
Основные понятия религии: культура, цивилизация, функции религии, субъект религии, межрелигиозные коммуникации, духовные ценности и нормы, культурные традиции, социальные институты, культурная самоидентичность вероисповеданий, духовная модернизация.
Уникальное и общепринятое в религиозной культуре. Сферы религии. Функции религии: информационная, нормативно-регулятивная, защитная, адаптационная, функция социализации, функция творческой самореализации, функция разрядки напряжения.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Основные определения религии.
2. Сферы религии.
3. Церковь как социальный институт.
4. Функции религии.
Литература:
1. Введение в общее религиоведение: учебник. – М.: Высшая школа, 2005.
2. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Гардарики, 2002.
3. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. А. В. Солдатова. – СПб.: Лань, 2003.
4. Религия в истории и культуре / под ред. М. Г. Писманика. – М.: Лань, 2004.
5. Торчинов, Е. А. Религии мира / Е. А. Торчинов. – СПб.: СПбГУ, 2005.
Тема 4. Актуальные проблемы религии.
Типология религии. Взаимодействие национальных культур и религий. Религиозные чувства и убеждения. Восточные и западные типы религий — проблемы взаимодействия. Религиозная культура народов России.
Религиозная культура и природа. «Искусственное» и «естественное» как антропологические основания религии и культуры.
Духовная культура и личность. Исторический генезис личности. Индивидуализация и отчуждение личности. Застой и кризис в духовной культуре. Возрастные этапы жизни. Жизненные кризисы и формы девиантного поведения. Духовная и душевная жизнь личности. Индивидуализация и социализация. Роль общения в процессе самореализации личности. Роль личности в обществе.
Церковь и общество. Проявление в религии социально-классовой структуры общества. Роль общественных групп в созидании и распространении культурных ценностей. Проблема общечеловеческого в духовной культуре. Деидеологизация и аполитизм в религии. Церковь и глобальные проблемы современности.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Религия как часть культуры.
2. Религиозная культура и природа.
3. Церковь и личность: процесс самореализации человека.
4. Культура, церковь и коммуникация: процессы дифференциации и интеграции.
5. Религия и творчество.
6. Общечеловеческое в мировых религиях.
Литература:
1. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М.: Прогресс, 1993.
2. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М.: Высшая школа, 2002.
3. Кармин, А. С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003.
4. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2005.
5. Культурология: учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск: ТетраСистемс, 2003.
6. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. – М.: ЮНИТИ, 2003.
Тема 5. Первобытные верования.
Культура преклонения древних цивилизаций. Человек и религия в первобытном обществе: культурогенез. Синкретизм первобытного сознания: личное и общественное, индивидуальное и универсальное. Первобытная мифология и первобытное искусство.
История религии и история общества. Происхождение и ранние формы религии в культуре земледельцев и скотоводов. Религия ранних цивилизаций: Месопотамии, Египта, Мезоамерики.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Первобытная мифология.
2. Мифология и первобытное искусство.
3. Синкретизм первобытной религиозной культуры.
4. Религия ранних цивилизаций.
Литература:
1. Библия. Ветхий и Новый Заветы. Синодальный перевод.
2. Кармин, А. С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003.
3. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. – М.: Прогресс, 1993.
4. Николин, А. Церковь и государство / А. Николин. – М.: Прогресс, 1997.
Тема 6. Христианство.
Историко-культурные основания возникновения христианства. Возникновение христианства как мировой религии.
Платонизм и этика стоиков как предпосылки христианской идеологии. Библия как памятник мировой культуры. Ветхий Завет и Новый Завет. Новозаветная литература.
Рим и Византия. Западное и восточное христианство. Христианские конфессии: православие, католицизм, протестантизм.
Христианские ценности и нормы. Теологические и этические аспекты христианства. Догматика христианства и символы веры. Христианство и формирование свободы личности.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Возникновение христианства.
2. Христианские конфессии.
3. Догматика христианства и символы веры.
4. Христианство и свобода личности.
Литература:
1. Березовая, Л. Г. История русской культуры: учеб. пособие: в 2 ч. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М.: Высшая школа, 2002.
2. Библия. Ветхий и Новый Заветы. Синодальный перевод.
3. Виппер, Р. Ю. Рим и раннее христианство / Р. Ю. Виппер. – М.: Прогресс, 1997.
4. Торчинов, Е. А. Религии мира / Е. А. Торчинов. – СПб.: СПбГУ, 1997.
5. Черная, Л. А. Культурология: основы теории: учеб. пособие / Л. А. Черная. – М.: Логос, 2003.
Тема 7. Ислам, иудаизм.
Социокультурные предпосылки возникновения ислама. Духовная культура арабо-мусульманского мира. Распространение арабской духовной культуры в Азии, Африке и Европе. Особенности исламской культуры народов Закавказья, Средней Азии, Поволжья и южных славян.
Ислам как мировая религия. Коран – памятник мировой культуры. Конфессии ислама: суннизм и шиизм.
Иудаизм как монотеистическая религия. Ветхозаветные истины. Консерватизм иудаизма, ортодоксальность отдельных направлений в иудейской религии и культуре. Личность и Бог. Формирование личной ответственности.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Социокультурные предпосылки возникновения ислама.
2. Ислам как мировая религия.
3. Иудаизм как монотеистическая религия.
Литература:
1. Библия. Книги Ветхого Завета.
2. Васильев, Л. С. История религий востока. – М.: Прогресс, 1998.
3. Коран / пер. с арабского Г. С. Саблукова . – репринт. изд. – Казань, 1907.
4. Коч, М. Насилие в исламе? / М. Коч. – Германия, 2002.
5. Ланде, Р. Г. Ислам в истории России / Р. Г. Ланде. – М.: Прогресс, 1995.
6. Немировский, А. И. Мифы и легенды Древнего Востока / А. И. Немировский. – М.: Прогресс, 1994.
Тема 8. Религии Древнего Востока.
Религии Индии: индуизм, джайнизм, брахманизм. Божественная сущность избранных. Социальная иерархия, регулируемая религией.
Даосизм и конфуцианство в Древнем Китае.
Буддизм как мировая религия. Четыре великие истины буддизма.
Зороастризм – религия Древнего Ирана.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Религии Индии: индуизм, джайнизм, брахманизм.
2. Даосизм, конфуцианство, наследие религиозной культуры.
3. Буддизм как мировая религия.
Литература:
1. Васильев, Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М.: Прогресс, 1998.
2. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев . – М.: Прогресс, 1990.
3. Немировский, А. И. Мифы и легенды Древнего Востока / А. И. Немировский. – М.: Прогресс, 1994.
4. Переломов, Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л. С. Переломов. – М.: Прогресс, 1993.
5. Торчинов, Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания / Е. А. Торчинов. – СПб.: СПбГУ, 1998.
6. Шохин, В. К. Брахманистская философия / В. К. Шохин. – М.: Прогресс, 1994.
Тема 9. Религия в России.
Византия и Болгария. Константин (Кирилл) и Мефодий. Судьбы христианства в славянском мире. Место и роль славянских культур в истории мировой культуры.
Язычество на Руси. Византия и Древняя Русь. Принятие и распространение христианства.
Многоконфессиональная Россия. Многообразие христианских конфессий. Православие как основная христианская конфессия в России.
Религия в советской культуре. Обособление религии «русского зарубежья». Современное состояние и перспективы развития религиозной культуры в России. Место и роль России в мировой религиозной культуре.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Язычество и христианство в культуре Руси.
2. Многоконфессиональность России.
3. Православие, как основная христианская конфессия в России.
4. Состояние современной российской религиозной культуры.
Литература:
1. Библия. Ветхий и Новый Заветы. Синодальный перевод.
2. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1992.
3. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М.: Высшая школа, 2002.
4. История религий в России / под ред. Н. Трофимчука. – М.: Лань, 2002.
5. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2005.
6. Экономцев, И. Православие. Византия. Россия / И. Экономцев. – М.: Прогресс, 1992.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;
- подготовку к семинарским занятиям;
- подготовку к экзамену;
- работу над темами курса в виде доклада, выступления.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:
- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Сущность религии. Объективные условия и субъективные факторы возникновения религии.
2. Религия древних греков.
3. Религия древних римлян.
4. Язычество древних славян.
5. Сущность и формы ранних религий.
6. Основное содержание иудаизма.
7. Социально-экономические условия формирования христианства.
8. Национальные религии сущность и виды.
9. Социально-этическое содержание конфуцианства.
10. Объективные условия и объективные факторы формирования буддизма.
11. Основное содержание буддистских догматов.
12. Условия возникновения христианства.
13. Сущность православия.
14. Католицизм и его особенности.
15. Протестантизм и его особенности.
16. Ислам как мировая религия.
17. Сущность ислама и его течения.
18. Современные модернистские религиозные течения.
19. Религия и ее место в обществе.
20. «Религия». Этимология и происхождение термина.
21. Предметная область науки о религии.
22. Гносеологические причины существования религии.
23. Психологические причины существования религии.
24. Социальные причины существования религии.
25. Мифология и религия.
26. Основные черты мифологического сознания.
27. Ранние формы религии: проблема происхождения.
28. Тотемизм.
29. Анимизм.
30. Фетишизм.
31. Первобытная магия и ее формы.
32. Природа и сущность политеизма.
33. Основные типы политеизма.
34. Монотеизм: происхождение и сущность.
35. Феномен национальных религий.
36. Социальные и религиозные доктрины индуизма.
37. Религиозно – философские школы в индуизме.
38. Священные тексты индуизма.
39. Конфуцианство: вероучение, культ, доктрины.
40. Даосизм: вероучение, культ, доктрины
41. Возникновение иудаизма.
42. Священное писание и иудейские пророки.
43. Иудаизм как предшественник христианства.
44. Предпосылки возникновения буддизма
45. Социально-экономические основания буддизма.
46. Культурные источники буддизма: ведизм и брахманизм.
47. Роль религии в эволюции человечества.
48. Будда- личность и миф
49. Вероучение и культ буддизма: четыре благородные истины и восьмеричный путь
50. Хинаяна и махаяна
51. Восточный буддизм: содержание и специфика.
52. Основные догматы христианства
53. Природа и сущность Христа.
54. Основные таинства христианства
55. Возникновение национальных религий Китая.
56. Человек в христианстве и христианин в обществе
57. Эволюция христианства: основные этапы.