Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. 3 страница

4. Петербург в эпоху Петра I. Каталог документов. СПб.: Дм. Буланин, 2003.

Тема 2.Исторические предпосылки к возникновению новой столицы (XII-XVIII вв.)

Обитатели приневских берегов (водь, финны, карелы, ижоры, чудь, весь (вепсы)). Крестовые походы шведов на новгородские земли (1164, 1240, 1293-1300 гг.). Крепости Ландскрона, Ниеншанц, Канцы. Столбовский мир (1617 г.). Завоевание прибалтийских земель Петром I.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Иностранцы в России: проекты застройки города (Д.Трезини, Ж.-Б. Леблон). Первые здания в городе.

2. «Петровское барокко».

3. Петровские новшества: кунсткамера и ассамблеи, академия наук.

4. Наводнения в Санкт-Петербурге.

Литература:

1. Гиппинг, А. И. Нева и Ниеншанц / А. И. Гиппинг – М.: Наука, 2003.

2. Археологическое наследие Санкт-Петербурга. Сб. статьей. – СПб.: Нестор, 2003.

3. Марсден, К. Северная Пальмира. Первые дни Санкт-Петербурга / К. Марсден – М.: Наука, 2004.

Тема 3.Строительство града Петрова

Строительство Петропавловской крепости. Первые здания города, первая городская улица, площадь, гостиный двор, таможня. Планы застройки (Д.Трезини, Ж.Б. Леблон). Складывание стиля «петровское барокко». Санкт-Петербург – столица Российской империи.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Зрелое русское барокко. Эрмитаж: этапы застройки и первые коллекции.

2. Становление в Санкт-Петербурге духовной культуры просветительского типа. Учебные заведения при Екатерине II.

3. Утверждение классицизма в художественной культуре Санкт-Петербурга (литература, живопись, скульптура).

4. Театр в Петербурге XVIII в.

5. Новые принципы строительства Санкт-Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма (Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот, А.Ринальди, Ю.М. Фельтен, И.Е.Старов, Дж.Кваренги, Ч. Камерон).

Литература:

1. Костылев, Р. П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили / Р. П. Костылев – СПб.: Астрель-СПб, 2002.

2. Морозова, А. А., Гербель Н.Ф. Городской архитектор Санкт-Петербурга / А. А. Морозова. – СПб.: Архитектура, 2004.

3. Шуйский, В. К. Огюст Монферан / В. К. Шуйский – М.; -СПб.: Азбука, 2005.

Тема 4.Общественная и культурная жизнь Петербурга в петровскую эпоху

Первые строители и жители города. Петербургская знать. Двор и гвардия при Петре I. Официальные торжества и праздники в петровском Петербурге. Петровские ассамблеи, гулянья в летнем саду, фейерверки, традиции пушечных выстрелов. Газеты и книги. Первые музеи, библиотеки. Первые церкви в Санкт-Петербурге.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Санкт-Петербург: эпоха классики (живопись, архитектура, литература)

2. Оформление архитектурного ансамбля центра Петербурга. Стиль ампир в градостроении и архитектуре Петербурга XIX века.

3. Развитие системы образования и просвещения: военные корпуса, гимназии и т.д. Санкт-Петербургский государственный университет как центр науки и образования.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Отражение особенностей культуры Петербурга в творчестве А.С. Пушкина.

2. Литературные салоны как явление духовной жизни пушкинского Петербурга.

3. Петербург Ф.М.Достоевского.

4. Народные гулянья и официальные праздники.

Литература:

1. Быт Пушкинского Петербурга. Опыт энцикл. словаря. – СПб.: Журнал «Звезда», Т. 1, 2003; Т. 2., 2005.

2. Санкт-Петербург. 300 лет истории. СПб.: Наука, 2003.

Тема 5.Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы

Граница и предместья города. Аничковская слобода. Первый мост в Петербурге. Постройка крупных дворцов и монастырей. Аничковский дворец. Придворные церемонии. Малый театр. Набожность Елизаветы. Торжественные богослужения. Зимний дворец. Закладка нового здания.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Эпоха Модерна: особенности петербургского стиля.

2. Литературно-художественные общества и собрания к XIX – началу XX века. Поэты и художники.

3. Новое явление городской жизни: кино.

4. Русский музей – национальный музей страны.

Литература:

1. Муравьева, И. А. Век модерна / И А. – СПб.: Журнал «Звезда», 2004.

Тема 6.Эпоха правления Екатерины Великой

Отражение эпохи Просвещения на духовном облике столицы. Развитие образования, науки, философии. Эрмитаж: этапы застройки, первые коллекции. Открытие новых воспитательных учреждений в Санкт-Петербурге. Переход к классицизму (ранний, строгий).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Революционная культура Санкт-Петербурга.

2. Культура города в 20-30-е годы: праздники и будни.

3. Жизнь блокадного города (1941-1944 гг.)

Литература:

1. Гордин, М. А. Екатерининский век / М. А. Гордин. – СПб.: Журнал «Звезда», 2004.

Тема 7.Санкт-Петербург на рубеже XVIII-XIX вв. Александровский классицизм

Военные парады. Дворцово-парковая культура: Павловск, Гатчина. Михайловский замок: история создания. Убийство императора. Мощный культурный подъем в Петербурге (п.п. XIX в.). Либеральные реформы Александра I. Классицизм.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Главные водные артерии города: Нева, Мойка и Фонтанка.

2. Роль каналов в жизни города (Крюков, Екатериненский).

3. Новый облик набережных во времена Екатерины Великой.

4. Реки и каналы Петербурга в XX веке.

Литература:

1. Горышина, Т. К. Зеленый миг старого Петербурга / Т. К. Горышина. – СПб.: Наука, 2003.

2. 300 лет военной истории Санкт-Петербурга. – СПб.: Полигон, 2003.

3. Келлер, Е. Э., Келлер А. Э. Петербург. Морская столица России / Е. Э Келлер. – СПб.: Азбука, 2003.

4. Военная столица Российской империи. – СПб.: Полигон, 2004.

Тема 8.Основные черты культурного развития Санкт-Петербурга в XIX в.

Литературный Петербург (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский). Наиболее значительные постройки этого времени: Сенат и Синод, Александрийская колонна и др. Новый архитектурный стиль – ампир. Литературные салоны, собрания и кружки. Театральная и музыкальная жизнь города. Женское образование в России. Библиотеки и книжные лавки. Наука в Петербурге. Открытие первой железной дороги.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Возрождение названия города. Позитивное и негативное в сегодняшней городской культуре.

2. Празднование 300-летия города. Новые памятники культуры.

Литература:

1. Гордин, А. М., Гордин М. А. Пушкинский век / А. М. Гордин – СПб.: Журнал «Звезда», 2005.

2. Длуголенский, Я. Н. Век Достоевского / Я. Н. Длуголенский – СПб.: Лениздат, 2005.

Тема 9.Санкт-Петербург в последние годы правления семьи Романовых. Эпоха эклектики и модерна

Увеличение численности населения, разрастание городских масштабов, застройка города жилыми доходными домами. Городская повседневность 80-90-х гг. Новые развлечения (театры-буфф, кино-театры). Открытие первых народных домов; электрификация, первый трамвай. Эпоха модерна – в архитектуре и живописи. Художественно-литературные кафе и собрания (Приют комедиантов, Бродячая собака). Торжественные события: 200-летие Санкт-Петербурга, 300-летие дома Романовых. Падение династии Романовых.

Тема 10.Ленинград – «колыбель трех революций». Город-герой, город-воин.

Февральская и октябрьская революции 1917г. Петербург – Петроград – Ленинград. Перенесение столицы. Период НЭПа. Жизнь города в 20-30-е гг. Уничтожение памятников культуры (взрывы храмов). Блокада Ленинграда. Город-герой.

Тема 11. Современные особенности развития и жизни города (1990-2007 гг.) Санкт-Петербург в XXI веке

Возвращение исторических названий городу, улицам, мостам, площадям. Особенности культурного развития Петербурга на современном этапе (музеи, выставки, театры, кинотеатры). Празднование 300-летия города.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к зачету.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

1. Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре.

2. История развития Невской Пятины: влияние русской культуры на Приневский край.

3. Синтез русской, шведской, финской и немецкой культур в регионе Ингерманландии.

4. Исторические предпосылки к возникновению новой российской столицы (XVII-XVIII в.).

5. Начало строительства Санкт-Петербурга.

6. Общественная и культурная жизнь Петербурга в петровскую эпоху.

7. Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы.

8. Эпоха правления Екатерины Великой.

9. Санкт-Петербург на рубеже XVIII-XIX вв.

10. Основные черты культурного развития Санкт-Петербурга в XIX в.

11. Санкт-Петербург в последние годы правления семьи Романовых.

12. Ленинград – «колыбель трех революций». Город-герой, город-воин.

13. Современные особенности развития и жизни города (1990-2007 гг.). Санкт-Петербург в XXI веке.

14. Основные тенденции развития архитектуры Петербурга.

15. Петербург-центр развития литературы имперской России.

16. История развития музеев Санкт-Петербурга.

17. Быт Петербурга как элемент городской культуры.

18. Самобытность деятельности Петербургских композиторов.

19. Влияние Петербурга на развитие отечественной живописи.

20. Петербург – законодатель российской моды.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Каган, М. С. История культуры СПб: учеб. пособие / М. С. Каган, Е. А. Кайсаров. – 3-е изд-е. – СПб.: СПбГУП, 2006.

2. Рапацкая, Г. Р. История художественной культуры России: учеб. пособие / Г. Р. Рапацкая. – М.: Академия, 2009.

3. Соколова, М. В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие / М. В. Соколова. – 4-е изд-е. – М.: Академия, 2008.

Дополнительная:

1. Волков, С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней / С. Волков. – М.: Эксмо, 2005.

2. Дмитриева, Е. В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города с заданиями и тестами / Е. В Дмитриева. – СПб.: Корона Принт, 2005.

3. Келлер, Е. Э. Праздничная культура: очерки истории. / Е. Э. Келлер. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

4. Кутейникова, Н. С. Мазайка. Санкт-Петербург XVII-XXI вв. / Н. С Кутейникова. – СПб.: Знание, 2005.

5. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII в. / под ред.Е. П. Львова. – СПб.: Питер, 2006.

Периодические издания:

1. Деловой Петербург: журнал.

2. Караван историй: журнал

3. КЛИО: журнал

4. Туризм: практика, проблемы, перспективы: журнал

Составитель: д.и.н., проф. кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» С.Н. Полторак.

Рецензент: к.п.н., доц. кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» И.М. Триодина.

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные цели дисциплины – приобретение студентами знаний в области мировой этической и эстетической мысли, освоение теории и истории этики и эстетики.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- ориентироваться в основных проблемах и понятиях этики и эстетики;

- самостоятельно анализировать и оценивать современные нравственные коллизии в соотношении с «идеально-должным»;

- переводить этическую и эстетическую информацию в личностные смыслы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Этика и эстетика» студент должен:

· знать:

- положение этических и эстетических представлений в общей системе философского и гуманитарного знания, а также критерии классификации этических и эстетических учений;

· уметь:

- переводить этическую и эстетическую информацию в личностные смыслы: осознавать собственные ценностные ориентации, осуществлять рефлексию над своими поступками и их мотивацией, формировать собственную эстетическую культуру;

· получить навыки:

- анализа преемственности связей в развитии этического и эстетического знания и значимости общечеловеческих ценностей;

· владеть методологией анализа художественного произведения.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение - - -
2. Этика как наука. Предмет этики - - -
3. Мораль, ее сущность и роль в обществе. - -
4. Важнейшие моральные и этические учения. - -
5. Основные моральные понятия. - - -
6. Проблемы прикладной этики. - - -
7. Этика делового общения. - -
8. Конфликты в деловом общении. - -
9. Этикет и культура поведения делового человека. - -
10. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики. - - -
11. Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли. - -
12. Эстетическое отношение к действительности. - -
13. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме. - - -
14. Искусство как полифункциональная система. - -
15. Социология искусства - - -
16. Искусство и эстетика ХХ-XXI веков - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Введение

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, литература, форма отчетности студентов по дисциплине. Содержание разделов и методические основы их изучения (принцип историзма, диахронии, синтез исторического и теоретического и др.). Связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами. Анализ проблем курса на основе междисциплинарного синтеза.

Тема 2. Этика как наука. Предмет этики.

Этика как философская теория нравственности. Становление предмета этики. Место этики в системе философского и гуманитарного знания. Этика и конкретные социальные дисциплины: социология, социальная психология, педагогика, право и т.д. Специфика этики. Этика и мораль. Задачи этики: описательная, объяснительно-теоретическая и нормативная. Этика как элемент моральной культуры общества.

Тема 3. Мораль, её сущность и роль в обществе

Мораль как форма регулирования общественной жизни. Моральное сознание и моральные отношения. Добро и зло как исходные представления морального сознания. Мировоззренческие представления морального сознания: смысл жизни, идеал, счастье. Моральные ценности личности, группы, общества. Личностные образцы. Моральные отношения как система механизмов социальной регуляции. Осуждение и одобрение как способы санкционирования должного поведения. Роль обычая, традиции, авторитета, примера в моральных отношениях. Мораль и нравы. Мораль и политика. Мораль и право. Мораль и другие формы духовной жизни общества: наука, искусство, религия. Функции морали.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные концепции происхождения морали.

2. Мораль и другие сферы общественной жизни.

3. Функции морали в обществе.

4. Свойства морали.

Литература:

1. Аристотель. Этика. Сочинения: в 4 т. Т. 4. / Аристотель. – М.: Мысль, 1983.

2. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004.

3. Зеленкова, И. Л. Основы этики: учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003.

4. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: МарТ, 2003.

5. Иванов, В. Г. Этика: учеб. пособие: в 2 ч / В. Г. Иванов. – СПб.: СПбГУП, 2004.

6. Этика: учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003.

7. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.

Тема 4.Важнейшие моральные и этические учения

Критерии классификаций этических учений. Вопрос об источнике морали и нравственном идеале как основной предмет идейно-теоретических разногласий в истории этики. Религиозная, натуралистическая, социологическая, культурологическая концепции в этике по вопросу происхождения морали. Их основные идеи и представители.

Учителя человечества – Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед – основатели религий, культур, цивилизаций.

Философы-моралисты – Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше.

Этика ХХ века. Марксистская этическая теория. Мораль социалистического общества. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.

Русская этическая мысль Х1Х-ХХ веков. Позиция «разумного эгоизма» в трудах революционных демократов. Этические взгляды Ф.М. Достоевского. Моральная интерпретация христианства в творчестве Л.Н. Толстого. Основной вопрос этики по мысли В.С. Соловьева. Утверждение высшего идеала в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева. Этико-философские идеи в русском советском искусстве (А. Платонов, А Тарковский).

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Критерии классификации этических учений.

2. Учителя человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед.

3. Философы – моралисты: Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше.

4. Этическая мысль ХХ века.

5. Этические искания в русской философии Х/Х-ХХ веков.

6. Этико-философские идеи в русском советском искусстве: А. Платонов, А. Тарковский.

Литература:

1. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004.

2. Зеленкова, И. Л. Основы этики: учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003.

3. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: МарТ, 2003.

4. Иванов, В. Г. Этика: учеб. пособие: в 2 ч. / В. Г. Иванов. – СПб.: СПбГУП, 2004.

5. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2005.

6. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.

Тема 5.Основные моральные понятия

Понятие «смысла жизни» в этике. Обыденное представление о смысле жизни. Философское решение вопроса о смысле жизни. Жизнь и смерть как универсальные ценности. Смысл жизни и идеал. Место идеала в системе морали. Человек в поисках смысла. Счастье как этическая категория. Гуманистическая этика о счастье (Э. Фромм). Счастье как осуществление внутренней свободы. Некоторые особенности и «законы» счастья. В чем состоит парадокс счастья?

Природа и содержание «добра» и «зла». Теоретические и практические аспекты взаимосвязи добра и зла. Моральный выбор между добром и злом. Проблема «меньшего зла».

Тема 6. Проблемы прикладной этики

Соотношение теоретической и прикладной этики. Конкретизация универсальных норм и принципов морали в определенных сферах жизнедеятельности человека. Особенности прикладной этики? Структура прикладной этики: экологическая этика, этика гражданственности, этика межличностного общения, ситуативная этика, этика делового общения, профессиональная этика.

Отдельные проблемы прикладной этики. Благотворительность: этика или социальная инженерия. Аргументы «за» и «против» эвтаназии, смертной казни. Историческая социология смертной казни. Проблема морального обоснования или осуждения насилия. Буддизм и христианство о ненасилии. Ненасилие и перспективы современной цивилизации.

Тема 7.Этика делового общения

Ключевые понятия. Роль этики в деловом общении. Этика делового общения традиционного общества. Этика делового общения в учении Конфуция. Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции. М.Вебер о влиянии этики протестантизма на развитие капиталистического предпринимательства и деловое общение в сфере бизнеса. Современные взгляды на место этики в деловом общении (К. Хорни., Э. Фромм).

Общие этические принципы и характер делового общения. Основные принципы этики делового общения между руководителем и подчиненным, между подчиненным и руководителем, между коллегами.

Роль обратной связи в деловом общении. Средства и способы повышения уровня этичности делового общения.

Особенности переговоров как формы делового общения. Структура переговоров: разъяснение рамок переговоров – начало переговоров – согласование тематической структуры – изложение точек зрения партнеров – соглашение.

Конференция и презентация как формы делового общения. Комплименты в деловом общении. Правила А.Ю.Панасюка «Как сделать комплимент комплиментом».

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Общие этические принципы и характер делового общения.

2. Этика делового общения традиционного общества.

3. Этика делового общения в западно-европейской культурной традиции.

4. Этика делового общения «по вертикали».

5. Этика делового общения «по горизонтали».

6. Формы делового общения: презентация, конференция, переговоры.

7. Комплименты в деловом общении.

Литература:

1. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса: учеб. пособие / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М.: Дело, 2004.

Тема 8. Конфликты в деловом общении

Определение, виды, структура, стадии протекания конфликта.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе делового общения: социально-психологические, индивидуальные особенности личности. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации (по К.У. Томасу и Р.Х. Килменну): конкуренция или соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, игнорирование или уклонение. Их характеристика. Главные правила поведения в условиях конфликта. Продуктивное и творческое разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной сфере.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.

2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.

3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

4. Правила поведения в условиях конфликта.

Литература:

1. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Тема 9.Этикет и культура поведения делового человека

Понятие этикета. Нравственные основы этикета. Этикет как форма социального общения. Функции этикета: регулятивная, оценочная, эстетическая, защитная. Этикет и ритуал. Виды этикета. Специфика делового этикета. Деловой этикет как важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Деловой этикет и протокол. Официальные формы общения: правила деловой переписки, визитные карточки, нормы телефонного разговора.

Национально-культурная специфика делового этикета. Роль делового этикета в формировании имиджа. Элементы привлекательного имиджа делового человека.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Этикет как социокультурное явление.

2. Определение этикета, его структурные элементы.

3. Виды этикета.

4. Деловой этикет: светские нормы.

5. Деловой этикет: служебные отношения.

6. Национально-культурная специфика делового этикета.

7. Роль делового этикета в формировании имиджа.

Литература:

1. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Кузнецов, И. Н. Современный этикет / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. Кукушин, В. С. Деловой этикет: учеб. пособие / В. С. Кукушин. – М.: ИКЦ МарТ, 2003.

Тема 10. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики.

Понятие «эстетика». Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира. Предмет, метод, функции, задачи эстетики. Проблемное поле эстетики. Системность эстетических знаний. Связь эстетики с другими науками. Многогранность, многомерность эстетического знания, его практическая значимость.

Тема 11. Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли

Красота – один из предметов познания. Становление и развитие эстетической мысли. Образно-мифологический характер общественного сознания первобытного общества. Античные эстетические теории. Эстетика средневековья. Проблемы прекрасного и возвышенно героического в эстетике Возрождения. Рациональный характер эстетики Классицизма. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма – лейтмотив эстетических концепций Просвещения. Немецкая классическая эстетика: разработка диалектико-методологических принципов анализа эстетических явлений. Русская эстетическая мысль.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Образно-мифологический характер общественного сознания первобытного общества.

2. Античные эстетические теории, эстетика средневековья.

3. Проблемы прекрасного и возвышенно героического в эстетике Возрождения.

4. Рациональный характер эстетики Классицизма.

5. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма – лейтмотив эстетических концепции Просвещения.

Литература:

1. Гегель, Г. Эстетика: в 4 т. Т. 4 / Г. Гегель. – М.: Мысль, 1979.

Наши рекомендации