Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. 3 страница
4. Петербург в эпоху Петра I. Каталог документов. СПб.: Дм. Буланин, 2003.
Тема 2.Исторические предпосылки к возникновению новой столицы (XII-XVIII вв.)
Обитатели приневских берегов (водь, финны, карелы, ижоры, чудь, весь (вепсы)). Крестовые походы шведов на новгородские земли (1164, 1240, 1293-1300 гг.). Крепости Ландскрона, Ниеншанц, Канцы. Столбовский мир (1617 г.). Завоевание прибалтийских земель Петром I.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Иностранцы в России: проекты застройки города (Д.Трезини, Ж.-Б. Леблон). Первые здания в городе.
2. «Петровское барокко».
3. Петровские новшества: кунсткамера и ассамблеи, академия наук.
4. Наводнения в Санкт-Петербурге.
Литература:
1. Гиппинг, А. И. Нева и Ниеншанц / А. И. Гиппинг – М.: Наука, 2003.
2. Археологическое наследие Санкт-Петербурга. Сб. статьей. – СПб.: Нестор, 2003.
3. Марсден, К. Северная Пальмира. Первые дни Санкт-Петербурга / К. Марсден – М.: Наука, 2004.
Тема 3.Строительство града Петрова
Строительство Петропавловской крепости. Первые здания города, первая городская улица, площадь, гостиный двор, таможня. Планы застройки (Д.Трезини, Ж.Б. Леблон). Складывание стиля «петровское барокко». Санкт-Петербург – столица Российской империи.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Зрелое русское барокко. Эрмитаж: этапы застройки и первые коллекции.
2. Становление в Санкт-Петербурге духовной культуры просветительского типа. Учебные заведения при Екатерине II.
3. Утверждение классицизма в художественной культуре Санкт-Петербурга (литература, живопись, скульптура).
4. Театр в Петербурге XVIII в.
5. Новые принципы строительства Санкт-Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма (Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот, А.Ринальди, Ю.М. Фельтен, И.Е.Старов, Дж.Кваренги, Ч. Камерон).
Литература:
1. Костылев, Р. П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили / Р. П. Костылев – СПб.: Астрель-СПб, 2002.
2. Морозова, А. А., Гербель Н.Ф. Городской архитектор Санкт-Петербурга / А. А. Морозова. – СПб.: Архитектура, 2004.
3. Шуйский, В. К. Огюст Монферан / В. К. Шуйский – М.; -СПб.: Азбука, 2005.
Тема 4.Общественная и культурная жизнь Петербурга в петровскую эпоху
Первые строители и жители города. Петербургская знать. Двор и гвардия при Петре I. Официальные торжества и праздники в петровском Петербурге. Петровские ассамблеи, гулянья в летнем саду, фейерверки, традиции пушечных выстрелов. Газеты и книги. Первые музеи, библиотеки. Первые церкви в Санкт-Петербурге.
Семинарское занятие 1:
Вопросы для обсуждения:
1. Санкт-Петербург: эпоха классики (живопись, архитектура, литература)
2. Оформление архитектурного ансамбля центра Петербурга. Стиль ампир в градостроении и архитектуре Петербурга XIX века.
3. Развитие системы образования и просвещения: военные корпуса, гимназии и т.д. Санкт-Петербургский государственный университет как центр науки и образования.
Семинарское занятие 2:
Вопросы для обсуждения:
1. Отражение особенностей культуры Петербурга в творчестве А.С. Пушкина.
2. Литературные салоны как явление духовной жизни пушкинского Петербурга.
3. Петербург Ф.М.Достоевского.
4. Народные гулянья и официальные праздники.
Литература:
1. Быт Пушкинского Петербурга. Опыт энцикл. словаря. – СПб.: Журнал «Звезда», Т. 1, 2003; Т. 2., 2005.
2. Санкт-Петербург. 300 лет истории. СПб.: Наука, 2003.
Тема 5.Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы
Граница и предместья города. Аничковская слобода. Первый мост в Петербурге. Постройка крупных дворцов и монастырей. Аничковский дворец. Придворные церемонии. Малый театр. Набожность Елизаветы. Торжественные богослужения. Зимний дворец. Закладка нового здания.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Эпоха Модерна: особенности петербургского стиля.
2. Литературно-художественные общества и собрания к XIX – началу XX века. Поэты и художники.
3. Новое явление городской жизни: кино.
4. Русский музей – национальный музей страны.
Литература:
1. Муравьева, И. А. Век модерна / И А. – СПб.: Журнал «Звезда», 2004.
Тема 6.Эпоха правления Екатерины Великой
Отражение эпохи Просвещения на духовном облике столицы. Развитие образования, науки, философии. Эрмитаж: этапы застройки, первые коллекции. Открытие новых воспитательных учреждений в Санкт-Петербурге. Переход к классицизму (ранний, строгий).
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Революционная культура Санкт-Петербурга.
2. Культура города в 20-30-е годы: праздники и будни.
3. Жизнь блокадного города (1941-1944 гг.)
Литература:
1. Гордин, М. А. Екатерининский век / М. А. Гордин. – СПб.: Журнал «Звезда», 2004.
Тема 7.Санкт-Петербург на рубеже XVIII-XIX вв. Александровский классицизм
Военные парады. Дворцово-парковая культура: Павловск, Гатчина. Михайловский замок: история создания. Убийство императора. Мощный культурный подъем в Петербурге (п.п. XIX в.). Либеральные реформы Александра I. Классицизм.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Главные водные артерии города: Нева, Мойка и Фонтанка.
2. Роль каналов в жизни города (Крюков, Екатериненский).
3. Новый облик набережных во времена Екатерины Великой.
4. Реки и каналы Петербурга в XX веке.
Литература:
1. Горышина, Т. К. Зеленый миг старого Петербурга / Т. К. Горышина. – СПб.: Наука, 2003.
2. 300 лет военной истории Санкт-Петербурга. – СПб.: Полигон, 2003.
3. Келлер, Е. Э., Келлер А. Э. Петербург. Морская столица России / Е. Э Келлер. – СПб.: Азбука, 2003.
4. Военная столица Российской империи. – СПб.: Полигон, 2004.
Тема 8.Основные черты культурного развития Санкт-Петербурга в XIX в.
Литературный Петербург (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский). Наиболее значительные постройки этого времени: Сенат и Синод, Александрийская колонна и др. Новый архитектурный стиль – ампир. Литературные салоны, собрания и кружки. Театральная и музыкальная жизнь города. Женское образование в России. Библиотеки и книжные лавки. Наука в Петербурге. Открытие первой железной дороги.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Возрождение названия города. Позитивное и негативное в сегодняшней городской культуре.
2. Празднование 300-летия города. Новые памятники культуры.
Литература:
1. Гордин, А. М., Гордин М. А. Пушкинский век / А. М. Гордин – СПб.: Журнал «Звезда», 2005.
2. Длуголенский, Я. Н. Век Достоевского / Я. Н. Длуголенский – СПб.: Лениздат, 2005.
Тема 9.Санкт-Петербург в последние годы правления семьи Романовых. Эпоха эклектики и модерна
Увеличение численности населения, разрастание городских масштабов, застройка города жилыми доходными домами. Городская повседневность 80-90-х гг. Новые развлечения (театры-буфф, кино-театры). Открытие первых народных домов; электрификация, первый трамвай. Эпоха модерна – в архитектуре и живописи. Художественно-литературные кафе и собрания (Приют комедиантов, Бродячая собака). Торжественные события: 200-летие Санкт-Петербурга, 300-летие дома Романовых. Падение династии Романовых.
Тема 10.Ленинград – «колыбель трех революций». Город-герой, город-воин.
Февральская и октябрьская революции 1917г. Петербург – Петроград – Ленинград. Перенесение столицы. Период НЭПа. Жизнь города в 20-30-е гг. Уничтожение памятников культуры (взрывы храмов). Блокада Ленинграда. Город-герой.
Тема 11. Современные особенности развития и жизни города (1990-2007 гг.) Санкт-Петербург в XXI веке
Возвращение исторических названий городу, улицам, мостам, площадям. Особенности культурного развития Петербурга на современном этапе (музеи, выставки, театры, кинотеатры). Празднование 300-летия города.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;
- подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для студентов заочного обучения)
1. Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре.
2. История развития Невской Пятины: влияние русской культуры на Приневский край.
3. Синтез русской, шведской, финской и немецкой культур в регионе Ингерманландии.
4. Исторические предпосылки к возникновению новой российской столицы (XVII-XVIII в.).
5. Начало строительства Санкт-Петербурга.
6. Общественная и культурная жизнь Петербурга в петровскую эпоху.
7. Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы.
8. Эпоха правления Екатерины Великой.
9. Санкт-Петербург на рубеже XVIII-XIX вв.
10. Основные черты культурного развития Санкт-Петербурга в XIX в.
11. Санкт-Петербург в последние годы правления семьи Романовых.
12. Ленинград – «колыбель трех революций». Город-герой, город-воин.
13. Современные особенности развития и жизни города (1990-2007 гг.). Санкт-Петербург в XXI веке.
14. Основные тенденции развития архитектуры Петербурга.
15. Петербург-центр развития литературы имперской России.
16. История развития музеев Санкт-Петербурга.
17. Быт Петербурга как элемент городской культуры.
18. Самобытность деятельности Петербургских композиторов.
19. Влияние Петербурга на развитие отечественной живописи.
20. Петербург – законодатель российской моды.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- защита контрольной работы;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:
- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Каган, М. С. История культуры СПб: учеб. пособие / М. С. Каган, Е. А. Кайсаров. – 3-е изд-е. – СПб.: СПбГУП, 2006.
2. Рапацкая, Г. Р. История художественной культуры России: учеб. пособие / Г. Р. Рапацкая. – М.: Академия, 2009.
3. Соколова, М. В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие / М. В. Соколова. – 4-е изд-е. – М.: Академия, 2008.
Дополнительная:
1. Волков, С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней / С. Волков. – М.: Эксмо, 2005.
2. Дмитриева, Е. В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города с заданиями и тестами / Е. В Дмитриева. – СПб.: Корона Принт, 2005.
3. Келлер, Е. Э. Праздничная культура: очерки истории. / Е. Э. Келлер. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
4. Кутейникова, Н. С. Мазайка. Санкт-Петербург XVII-XXI вв. / Н. С Кутейникова. – СПб.: Знание, 2005.
5. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII в. / под ред.Е. П. Львова. – СПб.: Питер, 2006.
Периодические издания:
1. Деловой Петербург: журнал.
2. Караван историй: журнал
3. КЛИО: журнал
4. Туризм: практика, проблемы, перспективы: журнал
Составитель: д.и.н., проф. кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» С.Н. Полторак.
Рецензент: к.п.н., доц. кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» И.М. Триодина.
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – приобретение студентами знаний в области мировой этической и эстетической мысли, освоение теории и истории этики и эстетики.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- ориентироваться в основных проблемах и понятиях этики и эстетики;
- самостоятельно анализировать и оценивать современные нравственные коллизии в соотношении с «идеально-должным»;
- переводить этическую и эстетическую информацию в личностные смыслы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Этика и эстетика» студент должен:
· знать:
- положение этических и эстетических представлений в общей системе философского и гуманитарного знания, а также критерии классификации этических и эстетических учений;
· уметь:
- переводить этическую и эстетическую информацию в личностные смыслы: осознавать собственные ценностные ориентации, осуществлять рефлексию над своими поступками и их мотивацией, формировать собственную эстетическую культуру;
· получить навыки:
- анализа преемственности связей в развитии этического и эстетического знания и значимости общечеловеческих ценностей;
· владеть методологией анализа художественного произведения.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Введение | - | - | - | |||
2. | Этика как наука. Предмет этики | - | - | - | |||
3. | Мораль, ее сущность и роль в обществе. | - | - | ||||
4. | Важнейшие моральные и этические учения. | - | - | ||||
5. | Основные моральные понятия. | - | - | - | |||
6. | Проблемы прикладной этики. | - | - | - | |||
7. | Этика делового общения. | - | - | ||||
8. | Конфликты в деловом общении. | - | - | ||||
9. | Этикет и культура поведения делового человека. | - | - | ||||
10. | Эстетика как философская наука. Предмет эстетики. | - | - | - | |||
11. | Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли. | - | - | ||||
12. | Эстетическое отношение к действительности. | - | - | ||||
13. | Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме. | - | - | - | |||
14. | Искусство как полифункциональная система. | - | - | ||||
15. | Социология искусства | - | - | - | |||
16. | Искусство и эстетика ХХ-XXI веков | - | - | ||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение
Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, литература, форма отчетности студентов по дисциплине. Содержание разделов и методические основы их изучения (принцип историзма, диахронии, синтез исторического и теоретического и др.). Связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами. Анализ проблем курса на основе междисциплинарного синтеза.
Тема 2. Этика как наука. Предмет этики.
Этика как философская теория нравственности. Становление предмета этики. Место этики в системе философского и гуманитарного знания. Этика и конкретные социальные дисциплины: социология, социальная психология, педагогика, право и т.д. Специфика этики. Этика и мораль. Задачи этики: описательная, объяснительно-теоретическая и нормативная. Этика как элемент моральной культуры общества.
Тема 3. Мораль, её сущность и роль в обществе
Мораль как форма регулирования общественной жизни. Моральное сознание и моральные отношения. Добро и зло как исходные представления морального сознания. Мировоззренческие представления морального сознания: смысл жизни, идеал, счастье. Моральные ценности личности, группы, общества. Личностные образцы. Моральные отношения как система механизмов социальной регуляции. Осуждение и одобрение как способы санкционирования должного поведения. Роль обычая, традиции, авторитета, примера в моральных отношениях. Мораль и нравы. Мораль и политика. Мораль и право. Мораль и другие формы духовной жизни общества: наука, искусство, религия. Функции морали.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Основные концепции происхождения морали.
2. Мораль и другие сферы общественной жизни.
3. Функции морали в обществе.
4. Свойства морали.
Литература:
1. Аристотель. Этика. Сочинения: в 4 т. Т. 4. / Аристотель. – М.: Мысль, 1983.
2. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004.
3. Зеленкова, И. Л. Основы этики: учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003.
4. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: МарТ, 2003.
5. Иванов, В. Г. Этика: учеб. пособие: в 2 ч / В. Г. Иванов. – СПб.: СПбГУП, 2004.
6. Этика: учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003.
7. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.
Тема 4.Важнейшие моральные и этические учения
Критерии классификаций этических учений. Вопрос об источнике морали и нравственном идеале как основной предмет идейно-теоретических разногласий в истории этики. Религиозная, натуралистическая, социологическая, культурологическая концепции в этике по вопросу происхождения морали. Их основные идеи и представители.
Учителя человечества – Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед – основатели религий, культур, цивилизаций.
Философы-моралисты – Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше.
Этика ХХ века. Марксистская этическая теория. Мораль социалистического общества. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.
Русская этическая мысль Х1Х-ХХ веков. Позиция «разумного эгоизма» в трудах революционных демократов. Этические взгляды Ф.М. Достоевского. Моральная интерпретация христианства в творчестве Л.Н. Толстого. Основной вопрос этики по мысли В.С. Соловьева. Утверждение высшего идеала в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева. Этико-философские идеи в русском советском искусстве (А. Платонов, А Тарковский).
Семинарское занятие
Вопросы для обсуждения:
1. Критерии классификации этических учений.
2. Учителя человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед.
3. Философы – моралисты: Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше.
4. Этическая мысль ХХ века.
5. Этические искания в русской философии Х/Х-ХХ веков.
6. Этико-философские идеи в русском советском искусстве: А. Платонов, А. Тарковский.
Литература:
1. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004.
2. Зеленкова, И. Л. Основы этики: учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003.
3. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: МарТ, 2003.
4. Иванов, В. Г. Этика: учеб. пособие: в 2 ч. / В. Г. Иванов. – СПб.: СПбГУП, 2004.
5. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2005.
6. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.
Тема 5.Основные моральные понятия
Понятие «смысла жизни» в этике. Обыденное представление о смысле жизни. Философское решение вопроса о смысле жизни. Жизнь и смерть как универсальные ценности. Смысл жизни и идеал. Место идеала в системе морали. Человек в поисках смысла. Счастье как этическая категория. Гуманистическая этика о счастье (Э. Фромм). Счастье как осуществление внутренней свободы. Некоторые особенности и «законы» счастья. В чем состоит парадокс счастья?
Природа и содержание «добра» и «зла». Теоретические и практические аспекты взаимосвязи добра и зла. Моральный выбор между добром и злом. Проблема «меньшего зла».
Тема 6. Проблемы прикладной этики
Соотношение теоретической и прикладной этики. Конкретизация универсальных норм и принципов морали в определенных сферах жизнедеятельности человека. Особенности прикладной этики? Структура прикладной этики: экологическая этика, этика гражданственности, этика межличностного общения, ситуативная этика, этика делового общения, профессиональная этика.
Отдельные проблемы прикладной этики. Благотворительность: этика или социальная инженерия. Аргументы «за» и «против» эвтаназии, смертной казни. Историческая социология смертной казни. Проблема морального обоснования или осуждения насилия. Буддизм и христианство о ненасилии. Ненасилие и перспективы современной цивилизации.
Тема 7.Этика делового общения
Ключевые понятия. Роль этики в деловом общении. Этика делового общения традиционного общества. Этика делового общения в учении Конфуция. Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции. М.Вебер о влиянии этики протестантизма на развитие капиталистического предпринимательства и деловое общение в сфере бизнеса. Современные взгляды на место этики в деловом общении (К. Хорни., Э. Фромм).
Общие этические принципы и характер делового общения. Основные принципы этики делового общения между руководителем и подчиненным, между подчиненным и руководителем, между коллегами.
Роль обратной связи в деловом общении. Средства и способы повышения уровня этичности делового общения.
Особенности переговоров как формы делового общения. Структура переговоров: разъяснение рамок переговоров – начало переговоров – согласование тематической структуры – изложение точек зрения партнеров – соглашение.
Конференция и презентация как формы делового общения. Комплименты в деловом общении. Правила А.Ю.Панасюка «Как сделать комплимент комплиментом».
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Общие этические принципы и характер делового общения.
2. Этика делового общения традиционного общества.
3. Этика делового общения в западно-европейской культурной традиции.
4. Этика делового общения «по вертикали».
5. Этика делового общения «по горизонтали».
6. Формы делового общения: презентация, конференция, переговоры.
7. Комплименты в деловом общении.
Литература:
1. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса: учеб. пособие / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М.: Дело, 2004.
Тема 8. Конфликты в деловом общении
Определение, виды, структура, стадии протекания конфликта.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе делового общения: социально-психологические, индивидуальные особенности личности. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации (по К.У. Томасу и Р.Х. Килменну): конкуренция или соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, игнорирование или уклонение. Их характеристика. Главные правила поведения в условиях конфликта. Продуктивное и творческое разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной сфере.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.
2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.
3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
4. Правила поведения в условиях конфликта.
Литература:
1. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2002.
Тема 9.Этикет и культура поведения делового человека
Понятие этикета. Нравственные основы этикета. Этикет как форма социального общения. Функции этикета: регулятивная, оценочная, эстетическая, защитная. Этикет и ритуал. Виды этикета. Специфика делового этикета. Деловой этикет как важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Деловой этикет и протокол. Официальные формы общения: правила деловой переписки, визитные карточки, нормы телефонного разговора.
Национально-культурная специфика делового этикета. Роль делового этикета в формировании имиджа. Элементы привлекательного имиджа делового человека.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Этикет как социокультурное явление.
2. Определение этикета, его структурные элементы.
3. Виды этикета.
4. Деловой этикет: светские нормы.
5. Деловой этикет: служебные отношения.
6. Национально-культурная специфика делового этикета.
7. Роль делового этикета в формировании имиджа.
Литература:
1. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Кузнецов, И. Н. Современный этикет / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Кукушин, В. С. Деловой этикет: учеб. пособие / В. С. Кукушин. – М.: ИКЦ МарТ, 2003.
Тема 10. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики.
Понятие «эстетика». Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира. Предмет, метод, функции, задачи эстетики. Проблемное поле эстетики. Системность эстетических знаний. Связь эстетики с другими науками. Многогранность, многомерность эстетического знания, его практическая значимость.
Тема 11. Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли
Красота – один из предметов познания. Становление и развитие эстетической мысли. Образно-мифологический характер общественного сознания первобытного общества. Античные эстетические теории. Эстетика средневековья. Проблемы прекрасного и возвышенно героического в эстетике Возрождения. Рациональный характер эстетики Классицизма. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма – лейтмотив эстетических концепций Просвещения. Немецкая классическая эстетика: разработка диалектико-методологических принципов анализа эстетических явлений. Русская эстетическая мысль.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Образно-мифологический характер общественного сознания первобытного общества.
2. Античные эстетические теории, эстетика средневековья.
3. Проблемы прекрасного и возвышенно героического в эстетике Возрождения.
4. Рациональный характер эстетики Классицизма.
5. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма – лейтмотив эстетических концепции Просвещения.
Литература:
1. Гегель, Г. Эстетика: в 4 т. Т. 4 / Г. Гегель. – М.: Мысль, 1979.