Этические принципы в социальной работе 7 страница
Внимательность и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Работая с клиентом, социальный работник обязан обращать внимание на малейшие изменения в его настрое, как положительные, так и отрицательные. Хороший специалист всегда может заметить неуверенность и колебания клиента, его растерянность, угнетенность, наконец, плохое самочувствие или несогласие с предлагаемым решением, даже если по каким-либо причинам возражения не высказаны вслух. Наблюдательность и внимательность социального работника дадут ему в данном случае возможность, не упуская времени, доказать свою правоту, более веско аргументируя предложения, подбодрить клиента, поддержать его. Наконец, внимательность и наблюдательность помогут социальному работнику уловить неискренность клиента и подтолкнуть к проверке полученной информации.
Терпимость — обязательный принцип во взаимоотношениях социального работника с клиентом и непременное качество его личности. Социальный работник должен быть терпимым, если стремится достигнуть соглашения со своим клиентом. Терпимость — моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей1. Терпимость социального работника основывается на устойчивом навыке принимать человека таким, каков он есть, на признании его права быть самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убеждения, вести тот образ жизни, который он считает целесообразным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или иной социально опасной деятельности. Терпимость не означает, однако, одобрения социальным работником тех негативных идей или действий клиента, которые могут оказать отрицательное влияние на его жизнедеятельность, его ближайшее окружение или общество в целом.
Выдержка и самообладание являются качествами личности социального работника, без которых его профессиональная деятельность невозможна. Сталкиваясь в своей деятельности с клиентами, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальный работник всегда должен учитывать эмоциональный статус таких индивидов. Даже если клиент раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального работника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания — в противном случае, отдавшись во власть собственных эмоций, он не услышит того, что говорит клиент, не сможет воспринять информацию и правильно оценить ее. В случае, когда социальный работник общается с клиентом, имеющим нарушения психики или функций органов чувств, выдержка и самообладание ему также необходимы, поскольку в интересах дела следует наладить контакт даже с таким клиентом, получить от него сведения, предоставить информацию в доступной форме и добиться ее усвоения.
Доброта социального работника, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание — она деятельна. Она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Социальный работник должен быть не добреньким, жалеющим клиентов и потакающим их слабостям, а добрым, — т. е. способным учить клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Доброта социального работника обязывает его говорить клиенту даже неприятную правду, если это необходимо для его блага.
Любовь к людям — без нее социальный работник никогда не станет для клиента другом, наставником, близким человеком. Однако, как говорит пословица, «легче любить все человечество, чем своего соседа», и в своей профессиональной деятельности социальный работник постоянно сталкивается с тем обстоятельством, что далеко не все клиенты объективно способны вызывать к себе любовь. Тем не менее, социальный работник должен уметь видеть в людях положительные качества — именно они могут стать основой его любви к ним. Работая с клиентом и определяя его положительные черты и качества, социальный работник должен стремиться к тому, чтобы изменить мнение клиента о самом себе и вызвать ту положительную трансформацию личности, которая повлечет за собой позитивное изменение ее жизненных обстоятельств. Равнодушие к человеку ведет к невнимательности, непонима-нию его внутреннего мира и, соответственно, резко снижает эффективность воздействия.
Самокритичность — неотъемлемое качество социального работника. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища самооправданий, — одно из качеств, дающих возможность социальному работнику не только честно исполнять свой долг, но и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности. Только не закрывая глаза на собственные недостатки, а конструктивно критикуя самого себя, можно развивать свои достоинства. Вместе с тем самокритичность социального работника не должна переходить в «самоедство» — это качество, обусловленное стремлением все абсолютно, и свои, и чужие грехи взвалить на себя, не принесет пользы, а напротив, погрузит социального работника в состояние безысходности, пессимизма, сделает его неуверенным в себе и своих силах.
Адекватность самооценки необходима социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Специалист, работающий с населением в области социальной защиты, осуществляет жизненно важные для всего общества функции. Однако при этом он не должен терять чувства реальности и переоценивать свои способности и возможности — завышенная самооценка приведет к самоуверенности и высокомерию, а самоуверенность, в свою очередь, повлечет за собой ошибки и негативно скажется на эффективности деятельности. Не менее опасна и заниженная самооценка социального работника — неверие в свои силы и возможности отрицательно скажется не только на результатах деятельности, но и на состоянии клиента, на общественном мнении о системе социальной защиты в целом.
Терпение необходимо в повседневной деятельности социального работника, поскольку он работает с различными клиентами, многие из которых трудны в общении. Такие трудности могут быть вызваны как возрастными (например, ослабление памяти), так и эмоциональными (например, раздражительность) характеристиками клиента. Социальный работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готов выслушать бессвязный рассказ или несколько раз повторить одно и то же, должен иметь терпение выслушать эмоционального клиента, даже если эти эмоции беспричинно направлены на социального работника. Для него главное — дать клиенту высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить разговор в конструктивное русло, чтобы получить и передать информацию в полном объеме, добиться понимания и вызвать мотивацию к совместной деятельности.
Коммуникабельность — важнейшее качество социального работника. С общения начинается его знакомство с клиентом, общением работа с ним заканчивается. От коммуникативной способности социального работника во многом зависит в целом успех его деятельности, потому что именно в общении он узнает о проблемах клиента, его надеждах и ожиданиях, в общении вырабатывает план совместных действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. В ходе общения могут открыться изменившиеся обстоятельства клиента, что позволит внести коррективы в работу, сделать ее более продуктивной. В общении с коллегами социальный работник перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопросы. В общении с представителями других государственных и негосударственных учреждений и организаций решает вопросы необходимые для нормального функционирования и развития социальной службы.
Оптимизм — социальная работа является одной из самых трудных профессий, поскольку социальный работник, в какой бы службе он ни работал, чаще всего видит людей несчастных, обездоленных, обремененных множеством проблем. И он знает, что далеко не все проблемы можно разрешить — и по объективным причинам, и по субъективным. Вместе с тем социальный работник несет людям помощь, хотя бы частичное облегчение их страданий, а следовательно, и добро — и это обстоятельство служит источником его оптимизма. Специалисту, наблюдающему постоянно вокруг себя человеческие страдания, трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость и торжество добра, однако это необходимо, так как помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды. Социальный оптимизм социального работника имеет своим источником убежденность в возможности осуществления социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Отсутствие оптимизма у социального работника не только «заражает» клиента безысходностью, но и делает нецелесообразными всякие попытки изменить положение к лучшему, т.е. делает социальную работу бессмысленной тратой времени и средств. С учетом того обстоятельства, что от настроя социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника.
Сила воли всегда необходима социальному работнику в его практической деятельности. Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца — являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.
Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, сложившимся в его сознании мнении о себе как о неудачнике, неспособном успешно функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым повысить свой личностный потенциал и социальную активность.
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение — «вчувствование» в переживания другого человека1. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необходимой чертой личности социального работника и во многом определяется его умением поставить себя на место клиента. Это качество развивается по мере накопления специалистом жизненного и профессионального опыта.
Клиент социальных служб — это человек или группа лиц, попавшие в трудную жизненную ситуацию, — как говорит определение. Но за рамками определения оказались такие характеристики клиента, как его негативный эмоциональный настрой, растерянность, угнетенное состояние, потребность в утешении, понимании. Практика показывает, что, обращаясь за помощью в социальные службы, клиент в первую очередь ищет сочувствия, сострадания, сопереживания.
Уже при первой встрече со своим клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не сможет обмануть клиента — он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь, которая ранит его. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будут оценены клиентом. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто всегда готов выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности не так профессионально.
Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту1, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном и нравственном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы.
Самосовершенствование социального работника — не самоцель, хотя для любой личности совершенствование своих профессиональных и духовных качеств является одной из важнейших потребностей. Как специалист в области работы с человеком, социальный работник свою деятельность во многом регулирует не только законодательными актами, но и моральными нормами, принципами и правилами, которые наибольшую ценность и значимость приобретают тогда, когда становятся частью сознания его как личности. Нравственность социального работника направлена не только на него самого, но и на клиента, и в этом ее высокое назначение. Как говорит недавно появившаяся пословица, «социальная работа — это не профессия, это — диагноз». Высокие моральные качества позволяют социальному работнику самостоятельно регулировать свое поведение и действия, осуществлять самоконтроль и моральную самооценку. Стремление социального работника к самосовершенствованию становится положительным примером для клиента, и напротив, трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.
Творческое мышление — неотъемлемая характеристика социального работника. В социальной работе, несмотря на то, что имеется определенная классификация стандартных положений, нет абсолютно одинаковых ситуаций и идентичных клиентов. В каждом конкретном случае социальный работник должен, принимая решение, учитывать малейшие нюансы дела, чтобы принять оптимальное решение и добиться наивысшего результата. При отсутствии творческого мышления специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, применимых в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует. Отсутствие творческого мышления у специалиста будет расценено его клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь, что может дискредитировать социальную работу.
Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование моральных качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти качества личности социального работника, проявленные им по отношению к клиенту, его окружению и всему обществу, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым — решению ряда социальных проблем.
Личность социального работника целостна. Те качества, которых требует от специалиста профессиональная деятельность, не исчезают за пределами учреждения социальной защиты, они присутствуют в его поведении и действиях постоянно, в любых ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик социального работника как высоконравственной личности.
Есть и еще одна социальная роль социального работника. Он не только представитель профессиональной группы и личность, он — гражданин.
Социальный работник должен понимать, осознавать свою миссию, свое место в профессии, в обществе, в мире. Он должен понимать, что избежать опасностей, угрожающих человечеству, и построить гуманный мир невозможно без такого состояния человеческой души, как сострадание. В этом смысле гуманизм, практический гуманизм, может быть определен формулой «разум + умение + сострадание».
Однако уже в настоящее время, несмотря на то, что социальная работа еще так молода в нашей стране и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал, среди социальных работников стало расти разочарование социальным статусом работников социальной защиты и ролью их деятельности в обществе. Многие, посвящая себя этой благородной деятельности, искали в служении ей возможность улучшения условий жизнедеятельности своих сограждан, но при этом оказывались зачастую бессильными помочь. Причинами подобного бессилия главным образом следует считать несовершенство законодательной базы, недостаточность финансирования системы социальной защиты и непонимание со стороны отдельных представителей властных структур объективного социального статуса и значимости социальной работы, а также все возрастающее по объективным причинам количество клиентов социальных служб.
Такое положение, хотя и объяснимое, не может считаться нормальным. Безусловно, в условиях экономического кризиса решить некоторые проблемы не представляется возможным — например, практически невозможно сколько-нибудь существенно увеличить социальный бюджет и снизить количество клиентов за счет улучшения качества жизни. Но при этом вполне реально и необходимо на основе убежденности социальных работников в важности их профессиональной деятельности создать положительный настрой как у специалистов, так и у их клиентов, вселить уверенность в то, что все пусть ограниченные ресурсы общества и системы социальной защиты будут использованы для их блага с наибольшей эффективностью.
Очень полезно в этом плане широкое информирование общественности через средства массовой информации, через клиентов и их социальное окружение о деятельности службы социальной защиты населения.
Осознание обществом высокой значимости социальной работы, ее объективного статуса и функций, которые она выполняет, поможет социальным работникам, если не решить полностью, то, по крайней мере, уменьшить груз проблем клиентов. Повышение статуса социальной работы как наиболее гуманной сферы профессиональной деятельности может способствовать повышению статуса милосердия и гуманизма, социальной справедливости и доброты в общественном сознании, росту духовности российского общества.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА |
В условиях современной России процессы реформирования экономики и всего общественного устройства могут быть кардинально оптимизированы лишь при соответствующем моральном уровне общества. Мораль в современных условиях должна не только адекватно реагировать на все изменения, происходящие в обществе, но и опережать их, так как отставание морального развития общества, как показывает практика, ведет к тяжелым последствиям.
Особые требования в период реформирования общества предъявляются к профессиональной деятельности в тех сферах, которые направлены на решение социальных проблем общества в целом и отдельных индивидов и социальных групп, более других подверженных негативному воздействию рыночной стихии. Одним из действенных факторов, оказывающих влияние на состояние социальной сферы и жизнедеятельность граждан, является институт социальной работы.
Потребность в создании специфических систем морали — кодексов — для различных сфер профессиональной деятельности неодинакова. Особо остро она ощущается тогда, когда деятельность специалистов направлена непосредственно на человека, когда человек является объектом деятельности, причем степень индивидуализации труда специалиста высока. В этом случае мораль имеет огромное значение, так как нравственность представителей таких профессий, их отношение к выполнению профессионального долга во многом определяют качество их работы и конечный результат. Однако для выработки привычного в рамках профессиональной этики поведения необходимы предварительная работа по выявлению, систематизации, анализу и формулированию, взаимному согласованию содержания конкретных норм и правил, обоснование этического кодекса и его легитимизация.
Новые экономические условия, тотальная социальная незащищенность людей в период перехода к рыночным отношениям диктуют потребность в создании разветвленной системы социальной защиты населения, способной решать многозначные задачи и обеспечивать помощь индивидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Профессиональная социальная работа, будучи совсем еще молодой, становится, тем не менее, одной из самых массовых профессий, хотя далеко еще не все возможные сферы социальной среды ею освоены. Однако, несмотря на признанную полезность и нужность социальной работы для общества, она не относится к числу наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий. Это обстоятельство порождает соответствующие проблемы, главной из которых является проблема нехватки и недостаточного квалификационного уровня кадров.
Сегодня в условиях безработицы, большинство граждан, не надеясь уже найти себе работу по сердцу или, по крайней мере, с удовлетворительной оплатой труда, вынуждены снизить свои первоначальные профессиональные притязания или коренным образом их изменить, направив в новую сферу деятельности; они соглашаются на любую работу и приходят с путевками служб занятости в социальные службы. Такие люди не имеют профессиональной подготовки, что само по себе является недопустимым для работы в системе социальной защиты, однако признается вынужденно приемлемым в условиях нехватки кадров вообще и квалифицированных кадров в частности. Но главное — далеко не все из этих людей морально готовы к тому виду деятельности, который называется профессиональной социальной работой. Это является одной из причин, делающих необходимым введение особых, дополнительных форм контроля за деятельностью специалистов, — профессиональных этических кодексов.
В практике социальной работы уже имеется целый ряд средств для регулирования поведения и действий специалистов. В системе социальной защиты населения действует система правового регулирования отношений между участниками процесса — Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента и распоряжения местных органов власти и система административного регулирования — уставы, положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы и т. п. Предусмотрена также система отчетности и формального контроля за деятельностью учреждений социальной защиты и отдельных социальных работников.
Но вместе с тем все эти средства, при всей их необходимости, не могут быть признаны достаточными. Они не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.
Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, формирующий основные принципы профессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее профессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также освещающий те социальные функции, которые возложены на профессию обществом. Рациональный, проверенный временем и откорректированный социальной действительностью набор этических норм приобретает статус кодекса(от латинского codex—книга), представляющего собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.
Из данного определения следует, что основная цель этического кодекса социального работника — содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом, а главная задача — служить эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника.
Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функциикак в обществе, являясь одним из способов ее регламентации, так и в самой профессиональной деятельности, определяя степень и меру влияния моральных норм на субъектов деятельности и способы их повседневных действий. Устанавливая определенные критерии, необходимые для выстраивания нравственных отношений между участниками деятельности, как субъектами, так и объектами, этические кодексы призваны выполнять следующие функции:
обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию;
создать единую морально-нравственную основу профессиональной деятельности;
служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста;
унифицировать поведение специалистов на основе
предъявляемых к ним единых этических требований;
обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей;
обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности;
обеспечить этичность поведения и действий социальных работников, их коллективов и социальных служб;
гарантировать осуществление прав клиентов; гарантировать возможность осуществления взаимозаменяемости работников;
обеспечить преемственность действий как отдельных специалистов, так и социальных служб;
дать социальным работникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов;
содействовать повышению уровня моральности — социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;
обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов;
повысить моральный авторитет социальной работы в обществе;
гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.
Социальные работники представляют собой специфическую профессиональную группу. И поскольку они в совокупности являются специфическим субъектом деятельности, о них можно говорить не как об отвлеченном объекте, а как о социальном организме, характеризующемся присущими ему стереотипами поведения и действий, социальной ролью в обществе. Этот социальный организм имеет определенный набор внутренних этических норм, в сравнении с которыми оцениваются и определяются поведение и действия каждого из отдельных его представителей, а также целостных коллективов и структур. Как в любой другой сфере деятельности, нравственные нормы в социальной работе складывались эмпирически и в настоящее время продолжают совершенствоваться с учетом научных исследований в данной области и накопленного опыта, в соответствии с ожиданиями и требованиями социума. Несмотря на то, что этические нормы в социальной работе длительное время (фактически вплоть до середины 90-х годов) не конституировались, их документальное оформление и сведение в этический кодекс началось не с нуля.
Во-первых, для современного человечества высшей базовой ценностью является человек, вне зависимости от его физического, профессионального, социального, материального статуса. Каждый индивид, согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 году, обладает правами на жизнь, достойную человека, на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальную защиту и др. Причем право на социальную защиту, наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших, поскольку для отдельных категорий населения система социальной защиты представляет собой основной механизм, который помогает реализовать остальные права, — на труд, на отдых, на образование и т. д. Главное же право, которое помогает осуществить система социальной защиты, — право на достойную человека жизнь, а не просто существование или прозябание.
Во-вторых, в период становления профессиональной социальной работы возник огромный интерес к традициям милосердия и благотворительности Российского государства. Изучая историю социальной работы, исследователи в том числе получали и сведения о мотивации деятельности благотворителей из разных слоев общества, о тех этических нормах и принципах, которые первоначально стихийно складывались в процессе становления и развития благотворительной деятельности и затем, с течением времени, превращались в традиции, бережно хранимые народом и передаваемые из поколения в поколение.
В-третьих, несмотря на отмечаемое многими исследователями падение нравственности современного российского общества, люди сохранили в себе человеколюбие. Национальный характер — это то качество народа, которое формируется тысячелетиями и в наименьшей степени (например, по сравнению с менталитетом или психологией) подвержено изменению. Российский народ всегда и всеми, согласно дошедшим до нас свидетельствам путешественников и торговых людей, характеризовался как народ необыкновенно добрый, милосердный, способный к состраданию, незлобивый. Тот факт, что русский человек всегда готов оказать помощь, причем не ожидая за это вознаграждения, говорит об изначальном гуманизме россиян, который может лишь до некоторой степени подавляться под влиянием обстоятельств, но не может исчезнуть бесследно.
В-четвертых, социальные работники нашей страны, формируя свои представления о социальной работе как специфическом виде профессиональной деятельности, имели возможность ознакомиться с опытом служб социальной защиты зарубежных стран, обладающих не только апробированными схемами помощи различным категориям клиентов, но и соответствующими этическими традициями и стандартами, регламентирующими их деятельность. Эти этические стандарты складывались и затем конституировались в соответствии со спецификой социальной работы в различных странах, наличием определенных традиций и потребностей в различных видах помощи.