Виды занятий и методики обучения
Ивэсэп
ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ
\
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОе
ПРАВо
Учебно-методический комплекс
по направлению: 030500 – «Юриспруденция»
по специальности: 030501 – «Юриспруденция»
Киров
ББК 67.51
К 82
Уголовно-процессуальное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. Ю.Е. Петухов. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2011. – 55 с.
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 1 от 15.09.2011 г.
Автор-составитель: канд. юрид. наук, Ю.Е. Петухов
Рецензент: канд. юрид. наук В.А. Мухачев
Ответственный редактор:директор филиала НОУ ВПО
«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор педагогических наук, профессор И.М. Машаров
© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»
в г. Кирове, 2011
© Петухов Ю.Е., 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины –получение студентами знаний по вопросам уголовно-процессуальной регламентации деятельности по реализации назначения уголовного судопроизводства, практики ее применения и доктринальным взглядам на оба явления.
Задачи дисциплины:
- систематизировано изложить основные теоретические положения, раскрывающие сущность дисциплины, её структуру, предназначение в контексте связи с правоприменительной практикой реализации уголовно-процессуального законодательства;
- установить взаимосвязь ранее полученных знаний по таким дисциплинам как «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Правоохранительные органы» «Уголовное право» и другим, непосредственно соприкасающимися с пониманием правовых предписаний уголовно-процессуального законодательства и практики его применения в России;
- создать условия системного и комплексного использования имеющихся знаний с учетом динамики развития законодательства России по вопросам уголовно-процессуальной деятельности;
- развить способность студентов к грамотному толкованию и применению действующего законодательства в рамках уголовного судопроизводства России.
В результате изучения дисциплины студенты должны
1) Иметь представление о (об):
─ О взаимосвязи уголовного процесса с другими отраслями права, дисциплинами;
─ О структуре уголовно-процессуального права и об отдельных его элементах, а также о видах и элементах уголовно-процессуальной нормы;
─ О системе и существенных признаках уголовно-процессуальной деятельности;
─ О процессуальной форме, гарантиях и функциях, реализуемых участниками уголовного судопроизводства;
─ О видах источников уголовно-процессуального права и уголовно-процессуальной деятельности;
─ Об организационных и функциональных связях между судами судебной системы РФ и отдельными судебными инстанциями;
─ Об уголовно-процессуальной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве;
─ О видах, процессуальных полномочиях органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование при производстве по уголовному делу;
─ О порядке использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе;
─ Об оказании юридической помощи в уголовном процессе различным участникам производства по уголовному делу;
─ Об особенностях порядка возбуждения уголовного дела и принятия основных процессуальных решений по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении несовершеннолетних и в отношении отдельной категории лиц, предусмотренных гл.52 УПК РФ;
─ Об организации международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
─ Об осуществлении уголовного судопроизводства в США, Англии, Франции и ФРГ.
2) Знать:
─ Понятие уголовного процесса и его структура;
─ Назначение уголовного процесса;
─ Понятие и система источников уголовно-процессуального права;
─ Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени и по кругу лиц;
─ Особенности уголовно-процессуальной деятельности в сравнении с оперативно-розыскной и административно-процессуальной деятельностью;
─ Принципы уголовного судопроизводства и особенности их реализации на различных стадиях уголовного процесса;
─ Понятие, классификация и процессуальный статус участников уголовного судопроизводства;
─ Обстоятельства, исключающие возможность участия того или иного лица в качестве субъекта уголовного процесса;
─ Предмет и пределы доказывания, понятие доказательства и их виды;
─ Понятие, классификация мер уголовно-процессуального принуждения;
─ Особенности подачи и рассмотрения жалоб, ходатайств, а также решения вопросов по срокам и процессуальным издержкам в уголовном процессе;
─ Порядок реабилитации в уголовном процессе;
─ Процессуальный порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела;
─ Общие условия предварительного расследования. Общая характеристика производства в данной стадии уголовного процесса:
─ Общая характеристика стадии подготовки дела к судебному заседанию в суде первой инстанции;
─ Общие условия судебного разбирательства в суде первой инстанции. Общая характеристика стадии судебного разбирательства.
─ Виды особого производства в стадии судебного разбирательства;
─ Общая характеристика стадии пересмотра судебных решений в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производство);
─ Общая характеристика производства в суде надзорной инстанции;
─ Основания и процессуальный порядок пересмотра судебных решений в стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;
─ Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц и международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
3) Уметь:
─ определять средства доказывания, юридические свойств доказательств и классификацировать доказательства;
─ отграничивать по различным критериям меры уголовно-процессуального принуждения от уголовного наказания и мер административного принуждения;
─ определять законность и обоснованности применения принуждения в уголовном процессе;
─ находить несоответствие требованиям действующего законодательства в решениях принимаемых должностными лицами при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности на различных стадиях уголовного процесса
─ осуществлять толкования и применения действующего уголовно-процессуального законодательства с учетом его специфики.
Виды занятий и методики обучения
Учебными планами подготовки юристов в Кировском филиале СПбИВЭСЭП предусмотрено изучение дисциплины «Уголовно-процессуальное право» в объеме 24 часов аудиторных занятий (лекций 20 часов, семинарских занятий – 4 часа).
Лекционные занятия проводятся в форме классической лекции, в рамках которой преподаватель в начале исходит из совокупности знаний, которые были получены студентами в ходе изучения уголовного права и ряда других ранее изученных дисциплин, а затем подчеркивает тесную взаимосвязь вопросов рассматриваемых в разных темах между собой.
Семинарские занятия проводится в форме четко установленного последовательного уяснения вынесенных для обсуждения вопросов.
В начале это осуществляется путем проведения терминологического опроса студентов по вариантам (сам терминологический комплекс указывается в рекомендациях по семинару).
После этого проводится обсуждение выносимых на семинар вопросов. При этом по каждому вопросу вначале предлагается выступить с докладом, затем другим студентам предлагается задать вопросы по содержанию доклада и освещавшегося докладчиком вопроса. Далее студенты реализуют свои права на содоклад, на выступление в качестве рецензента, докладчик право на реплику. После указанного преподаватель подытоживает, что было правильного озвучено по вопросу на семинаре, акцентируя внимание на имевших место не точностях при выступлениях, и отвечает на вопросы студентов, что, по их мнению, не были ими усвоены как в рамках подготовки к семинару, так и при обсуждении конкретного вопроса семинара.
После обсуждения всех выносимых на семинар вопросов в указанном выше алгоритме организуется проверка остаточных знаний по всем выносившимся на семинар вопросам в тестовой форме и в конце при наличии времени проводится обсуждение тестовых вопросов и ответов на них.
Самостоятельная работа составляет, согласно плану, 216 часов. Она включает в себя изучение студентами учебной, учебно-методической и специальной литературы по вопросам уголовно-процессуального права. Информативными источниками при этом выступают как бумажные (книги, журналы), так и электронные (на СD- и DVD-дисках, сайтах Интернета) носители.
Кроме того, изучению должны быть подвергнуты различные источники права, регламентирующие правоотношения, возникающие в ходе уголовного судопроизводства в России, и отношения, предопределяющие реализацию положений уголовно-процессуального законодательства.
Следует также использовать право индивидуальных консультаций с преподавателем, и участие в конференциях, проводимых различными учебными и научными заведениями, а кроме того участие в совещаниях правоохранительных органов, где обсуждаются проблемы уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.
Главная задача самостоятельной работы – приобретение научных знаний путем изучения рекомендованной литературы и дополнительных источников, в том числе изданных после выпуска данного УМК, для подготовки к активному участию в семинаре, а также другим формам контроля; привитие интереса к обеспечению законности при реализации действующего уголовно-процессуального законодательства со стороны, как защиты, так и обвинения.
Формы контроля
Оперативный контроль. В процессе рассмотрения лекционных вопросов преподаватель обращает внимание студентов на ранее изученный материал либо предлагает отдельным студентам разрешить проблемную ситуацию.
Кроме того, так же в рамках лекционного занятия могут быть поставлены вопросы о правомерности действия правоохранительных органов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность в той или иной ситуации. В конце лекции подводится итог не только рассмотренным вопросам, но и выявленным пробелам в знаниях студентов.
Рубежный контроль осуществляется на семинаре и при проверке контрольной работы. Студентам, участвующим в работе семинара, ставятся конкретные вопросы, при этом обращается внимание присутствующих на правильности и полноте ответов. Проверка контрольных работ предполагает анализ их как по формальным требованиям, так и по требованиям к содержанию. Если в контрольной работе отсутствуют ссылки на правовые и иные источники, либо используется недействующее законодательство, либо имеется ссылка на источник права с меньшей юридической силой при наличии источника, обладающего большей юридической силой, студент не допускается до следующей формы контроля, а работа с замечаниями возвращается ему для уяснения природы выявленных недостатков.
Итоговый контроль. Проводится в рамках принятия экзамена. К экзамену допускаются студенты, чьи контрольные работы были представлены в установленные учебным планом сроки и зачтены.
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации
ПО ИЗУЧЕНИЮ дисциплины
Изучение студентами дисциплины «Уголовно-процессуальное право» целесообразно начинать с подготовки к лекционному блоку путем ознакомления с учебниками по темам, что будут прочитаны на лекции. Отмеченная деятельность позволит уже в рамках лекции установить объем изменений, что состоялся в регламентации уголовно-процессуальной деятельности после сдачи в печать учебника выдаваемого библиотекой.
Указанное актуально в связи с тем, что после вступление в силу УПК РФ в 2002 году законодатель ежегодно принимает почти десяток федеральных законов, вносящих изменения в регламентацию уголовно-процессуальной деятельности. Помимо этого, свою лепту вносят в совершенствование уголовно-процессуальной деятельности Европейский суд по правам человека и Конституционный Суд РФ, принимая решения по конкретным обращениям, и Пленум Верховного Суда РФ, вынося постановления, направленные на формирования единой судебной практики.
Кроме того, при изучении вопросов уголовно-процессуального права важно уяснять их взаимосвязь с вопросами из других дисциплин особенно уже изученными, а также видеть перспективы их дальнейшего усвоения как в рамках изучения других тем уголовно-процессуального права, так и дисциплин что будут изучаться на следующих курсах.
Так же не маловажным компонентом в уяснении вопросов уголовно-процессуального права является параллельное ознакомление с правоприменительной практикой реализации положений УПК РФ. Отмеченное может быть осуществлено студентами, как непосредственно путем посещения открытых судебных заседаний по рассмотрению уголовных дел, так и опосредовано путем знакомства с приговорами, выставляемыми на сайтах судов, а равно общения с лицами, осуществляющими правоприменение в уголовном процессе или попавшими в сферу реализации уголовно-процессуальных норм.
Завершение изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право» должно быть нацелено на получение системности знаний по дисциплине, умению видеть взаимосвязь отдельных вопросов между собой.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||||
Всего | Лек- ции | Семин | Сам. Работа | ||||
Раздел 1: Общие положения | |||||||
1.1 | Понятие и сущность уголовного процесса | - | |||||
1.2 | Уголовно-процессуальное право и его источники. | - | |||||
1.3 | Принципы уголовного процесса. | 0,5 | 8,5 | ||||
1.4 | Субъекты уголовного процесса. | 0,5 | 6,5 | ||||
1.5 | Доказательства в уголовном процессе. Общие положения и источники доказательств. | 0,5 | 7,5 | ||||
1.6 | Процесс доказывания. | - | |||||
1.7 | Меры уголовно-процессуального принуждения. | 0,5 | 7,5 | ||||
1.8 | Ходатайства и жалобы в уголовном процессе | - | - | ||||
1.9 | Процессуальные документы, сроки и издержки. | - | - | ||||
1.10 | Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. | - | - | ||||
Раздел 2: Досудебное производство | |||||||
2.1 | Возбуждение уголовного дела. | - | |||||
2.2 | Предварительное следствие и дознание (общие условия). | 0,5 | 7,5 | ||||
2.3 | Следственные действия. | - | |||||
2.4 | Предъявление обвинения и допрос обвиняемого. | - | - | ||||
2.5 | Приостановление расследования. | 0,5 | - | 7,5 | |||
2.6 | Окончание расследования. | 0,5 | - | 7,5 | |||
Раздел 3: Судебное производство | |||||||
3.1 | Подсудность и назначение судебного заседания. | ||||||
3.2 | Судебное разбирательство | 0,5 | 16,5 | ||||
3.3 | Особенности производства у мирового судьи. | 0,5 | - | 4,5 | |||
3.4 | Особый порядок судебного разбирательства и особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве | 0,5 | - | 3,5 | |||
3.5 | Особенности производства в суде присяжных. | - | 7,5 | ||||
3.6 | Апелляционное производство. | - | 0,5 | 7,5 | |||
3.7 | Кассационное производство. | - | 0,5 | 7,5 | |||
3.8 | Исполнение приговора. | - | - | ||||
3.9 | Производство в порядке надзора. | - | 0,5 | 7,5 | |||
3.10 | Производство по вновь открывшимся обстоятельствам. | - | 0,5 | 7,5 | |||
Раздел 4: Особый порядок уголовного судопроизводства | |||||||
4.1 | Производство по делам несовершеннолетних. | - | - | ||||
4.2 | Производство по применению принудительных мер медицинского характера. | - | - | ||||
4.3 | Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. | - | - | ||||
Раздел 5: Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства и уголовный процесс в зарубежных странах. | |||||||
5.1 | Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами иностранных государств. | - | - | ||||
5.2 | Основы уголовного процесса в зарубежных странах. | - | - | ||||
ВСЕГО: | |||||||
Содержание курса
Раздел 1: Общие положения