Виды занятий и методики обучения

Ивэсэп

Виды занятий и методики обучения - student2.ru

ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ

\

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОе

ПРАВо

Учебно-методический комплекс

по направлению: 030500 – «Юриспруденция»

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»

Киров

ББК 67.51

К 82

Уголовно-процессуальное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. Ю.Е. Петухов. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2011. – 55 с.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 1 от 15.09.2011 г.

Автор-составитель: канд. юрид. наук, Ю.Е. Петухов

Рецензент: канд. юрид. наук В.А. Мухачев

Ответственный редактор:директор филиала НОУ ВПО

«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор педагогических наук, профессор И.М. Машаров

© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»
в г. Кирове, 2011

© Петухов Ю.Е., 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель дисциплины –получение студентами знаний по вопросам уголовно-процессуальной регламентации деятельности по реализации назначения уголовного судопроизводства, практики ее применения и доктринальным взглядам на оба явления.

Задачи дисциплины:

- систематизировано изложить основные теоретические положения, раскрывающие сущность дисциплины, её структуру, предназначение в контексте связи с правоприменительной практикой реализации уголовно-процессуального законодательства;

- установить взаимосвязь ранее полученных знаний по таким дисциплинам как «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Правоохранительные органы» «Уголовное право» и другим, непосредственно соприкасающимися с пониманием правовых предписаний уголовно-процессуального законодательства и практики его применения в России;

- создать условия системного и комплексного использования имеющихся знаний с учетом динамики развития законодательства России по вопросам уголовно-процессуальной деятельности;

- развить способность студентов к грамотному толкованию и применению действующего законодательства в рамках уголовного судопроизводства России.

В результате изучения дисциплины студенты должны

1) Иметь представление о (об):

─ О взаимосвязи уголовного процесса с другими отраслями права, дисциплинами;

─ О структуре уголовно-процессуального права и об отдельных его элементах, а также о видах и элементах уголовно-процессуальной нормы;

─ О системе и существенных признаках уголовно-процессуальной деятельности;

─ О процессуальной форме, гарантиях и функциях, реализуемых участниками уголовного судопроизводства;

─ О видах источников уголовно-процессуального права и уголовно-процессуальной деятельности;

─ Об организационных и функциональных связях между судами судебной системы РФ и отдельными судебными инстанциями;

─ Об уголовно-процессуальной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве;

─ О видах, процессуальных полномочиях органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование при производстве по уголовному делу;

─ О порядке использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе;

─ Об оказании юридической помощи в уголовном процессе различным участникам производства по уголовному делу;

─ Об особенностях порядка возбуждения уголовного дела и принятия основных процессуальных решений по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении несовершеннолетних и в отношении отдельной категории лиц, предусмотренных гл.52 УПК РФ;

─ Об организации международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

─ Об осуществлении уголовного судопроизводства в США, Англии, Франции и ФРГ.

2) Знать:

─ Понятие уголовного процесса и его структура;

─ Назначение уголовного процесса;

─ Понятие и система источников уголовно-процессуального права;

─ Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени и по кругу лиц;

─ Особенности уголовно-процессуальной деятельности в сравнении с оперативно-розыскной и административно-процессуальной деятельностью;

─ Принципы уголовного судопроизводства и особенности их реализации на различных стадиях уголовного процесса;

─ Понятие, классификация и процессуальный статус участников уголовного судопроизводства;

─ Обстоятельства, исключающие возможность участия того или иного лица в качестве субъекта уголовного процесса;

─ Предмет и пределы доказывания, понятие доказательства и их виды;

─ Понятие, классификация мер уголовно-процессуального принуждения;

─ Особенности подачи и рассмотрения жалоб, ходатайств, а также решения вопросов по срокам и процессуальным издержкам в уголовном процессе;

─ Порядок реабилитации в уголовном процессе;

─ Процессуальный порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела;

─ Общие условия предварительного расследования. Общая характеристика производства в данной стадии уголовного процесса:

─ Общая характеристика стадии подготовки дела к судебному заседанию в суде первой инстанции;

─ Общие условия судебного разбирательства в суде первой инстанции. Общая характеристика стадии судебного разбирательства.

─ Виды особого производства в стадии судебного разбирательства;

─ Общая характеристика стадии пересмотра судебных решений в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производство);

─ Общая характеристика производства в суде надзорной инстанции;

─ Основания и процессуальный порядок пересмотра судебных решений в стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;

─ Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц и международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

3) Уметь:

─ определять средства доказывания, юридические свойств доказательств и классификацировать доказательства;

─ отграничивать по различным критериям меры уголовно-процессуального принуждения от уголовного наказания и мер административного принуждения;

─ определять законность и обоснованности применения принуждения в уголовном процессе;

─ находить несоответствие требованиям действующего законодательства в решениях принимаемых должностными лицами при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности на различных стадиях уголовного процесса

─ осуществлять толкования и применения действующего уголовно-процессуального законодательства с учетом его специфики.

Виды занятий и методики обучения

Учебными планами подготовки юристов в Кировском филиале СПбИВЭСЭП предусмотрено изучение дисциплины «Уголовно-процессуаль­ное право» в объеме 24 часов аудиторных занятий (лекций 20 часов, семинарских занятий – 4 часа).

Лекционные занятия проводятся в форме классической лекции, в рамках которой преподаватель в начале исходит из совокупности знаний, которые были получены студентами в ходе изучения уголовного права и ряда других ранее изученных дисциплин, а затем подчеркивает тесную взаимосвязь вопросов рассматриваемых в разных темах между собой.

Семинарские занятия проводится в форме четко установленного последовательного уяснения вынесенных для обсуждения вопросов.

В начале это осуществляется путем проведения терминологического опроса студентов по вариантам (сам терминологический комплекс указывается в рекомендациях по семинару).

После этого проводится обсуждение выносимых на семинар вопросов. При этом по каждому вопросу вначале предлагается выступить с докладом, затем другим студентам предлагается задать вопросы по содержанию доклада и освещавшегося докладчиком вопроса. Далее студенты реализуют свои права на содоклад, на выступление в качестве рецензента, докладчик право на реплику. После указанного преподаватель подытоживает, что было правильного озвучено по вопросу на семинаре, акцентируя внимание на имевших место не точностях при выступлениях, и отвечает на вопросы студентов, что, по их мнению, не были ими усвоены как в рамках подготовки к семинару, так и при обсуждении конкретного вопроса семинара.

После обсуждения всех выносимых на семинар вопросов в указанном выше алгоритме организуется проверка остаточных знаний по всем выносившимся на семинар вопросам в тестовой форме и в конце при наличии времени проводится обсуждение тестовых вопросов и ответов на них.

Самостоятельная работа составляет, согласно плану, 216 часов. Она включает в себя изучение студентами учебной, учебно-мето­дической и специальной литературы по вопросам уголовно-процессуального права. Информативными источниками при этом выступают как бумажные (книги, журналы), так и электронные (на СD- и DVD-дисках, сайтах Интернета) носители.

Кроме того, изучению должны быть подвергнуты различные источники права, регламентирующие правоотношения, возникающие в ходе уголовного судопроизводства в России, и отношения, предопределяющие реализацию положений уголовно-процес­суаль­ного законодательства.

Следует также использовать право индивидуальных консультаций с преподавателем, и участие в конференциях, проводимых различными учебными и научными заведениями, а кроме того участие в совещаниях правоохранительных органов, где обсуждаются проблемы уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.

Главная задача самостоятельной работы – приобретение научных знаний путем изучения рекомендованной литературы и дополнительных источников, в том числе изданных после выпуска данного УМК, для подготовки к активному участию в семинаре, а также другим формам контроля; привитие интереса к обеспечению законности при реализации действующего уголовно-процессуал­ьного законодательства со стороны, как защиты, так и обвинения.

Формы контроля

Оперативный контроль. В процессе рассмотрения лекционных вопросов преподаватель обращает внимание студентов на ранее изученный материал либо предлагает отдельным студентам разрешить проблемную ситуацию.

Кроме того, так же в рамках лекционного занятия могут быть поставлены вопросы о правомерности действия правоохранительных органов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность в той или иной ситуации. В конце лекции подводится итог не только рассмотренным вопросам, но и выявленным пробелам в знаниях студентов.

Рубежный контроль осуществляется на семинаре и при проверке контрольной работы. Студентам, участвующим в работе семинара, ставятся конкретные вопросы, при этом обращается внимание присутствующих на правильности и полноте ответов. Проверка контрольных работ предполагает анализ их как по формальным требованиям, так и по требованиям к содержанию. Если в контрольной работе отсутствуют ссылки на правовые и иные источники, либо используется недействующее законодательство, либо имеется ссылка на источник права с меньшей юридической силой при наличии источника, обладающего большей юридической силой, студент не допускается до следующей формы контроля, а работа с замечаниями возвращается ему для уяснения природы выявленных недостатков.

Итоговый контроль. Проводится в рамках принятия экзамена. К экзамену допускаются студенты, чьи контрольные работы были представлены в установленные учебным планом сроки и зачтены.

МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации

ПО ИЗУЧЕНИЮ дисциплины

Изучение студентами дисциплины «Уголовно-процес­суальное право» целесообразно начинать с подготовки к лекционному блоку путем ознакомления с учебниками по темам, что будут прочитаны на лекции. Отмеченная деятельность позволит уже в рамках лекции установить объем изменений, что состоялся в регламентации уголовно-процессуальной деятельности после сдачи в печать учебника выдаваемого библиотекой.

Указанное актуально в связи с тем, что после вступление в силу УПК РФ в 2002 году законодатель ежегодно принимает почти десяток федеральных законов, вносящих изменения в регламентацию уголовно-процессуальной деятельности. Помимо этого, свою лепту вносят в совершенствование уголовно-процессуальной деятельности Европейский суд по правам человека и Конституционный Суд РФ, принимая решения по конкретным обращениям, и Пленум Верховного Суда РФ, вынося постановления, направленные на формирования единой судебной практики.

Кроме того, при изучении вопросов уголовно-процессуального права важно уяснять их взаимосвязь с вопросами из других дисциплин особенно уже изученными, а также видеть перспективы их дальнейшего усвоения как в рамках изучения других тем уголовно-процессуального права, так и дисциплин что будут изучаться на следующих курсах.

Так же не маловажным компонентом в уяснении вопросов уголовно-процессуального права является параллельное ознакомление с правоприменительной практикой реализации положений УПК РФ. Отмеченное может быть осуществлено студентами, как непосредственно путем посещения открытых судебных заседаний по рассмотрению уголовных дел, так и опосредовано путем знакомства с приговорами, выставляемыми на сайтах судов, а равно общения с лицами, осуществляющими правоприменение в уголовном процессе или попавшими в сферу реализации уголовно-процессуальных норм.

Завершение изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право» должно быть нацелено на получение системности знаний по дисциплине, умению видеть взаимосвязь отдельных вопросов между собой.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Лек- ции Семин Сам. Работа
Раздел 1: Общие положения
1.1 Понятие и сущность уголовного процесса -
1.2 Уголовно-процессуальное право и его источники. -  
1.3 Принципы уголовного процесса. 0,5 8,5
1.4 Субъекты уголовного процесса. 0,5 6,5
1.5 Доказательства в уголовном процессе. Общие положения и источники доказательств.   0,5 7,5
1.6 Процесс доказывания. -
1.7 Меры уголовно-процессуального принуждения. 0,5 7,5
1.8 Ходатайства и жалобы в уголовном процессе - -
1.9 Процессуальные документы, сроки и издержки. - -
1.10 Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.   - -
Раздел 2: Досудебное производство
2.1 Возбуждение уголовного дела. -
2.2 Предварительное следствие и дознание (общие условия). 0,5 7,5
2.3 Следственные действия. -
2.4 Предъявление обвинения и допрос обвиняемого. - -
2.5 Приостановление расследования. 0,5 - 7,5
2.6 Окончание расследования. 0,5 - 7,5
Раздел 3: Судебное производство
3.1 Подсудность и назначение судебного заседания.  
3.2 Судебное разбирательство 0,5 16,5
3.3 Особенности производства у мирового судьи. 0,5 - 4,5
3.4 Особый порядок судебного разбирательства и особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве 0,5 - 3,5
3.5 Особенности производства в суде присяжных. - 7,5
3.6 Апелляционное производство. - 0,5 7,5
3.7 Кассационное производство. - 0,5 7,5
3.8 Исполнение приговора. - -
3.9 Производство в порядке надзора. - 0,5 7,5
3.10 Производство по вновь открывшимся обстоятельствам. - 0,5 7,5
Раздел 4: Особый порядок уголовного судопроизводства
4.1 Производство по делам несовершеннолетних.   -   -
4.2 Производство по применению принудительных мер медицинского характера.   -   -
4.3 Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. - -
Раздел 5: Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства и уголовный процесс в зарубежных странах.
5.1 Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами иностранных государств.   -   -  
5.2 Основы уголовного процесса в зарубежных странах. - -
  ВСЕГО:
               

Содержание курса

Раздел 1: Общие положения

Наши рекомендации