Сущность и научно-теоретические снования с-пкс
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ
1. Сущность и научно-теоретические основания С-пКс
2. Организация и формы социально-педагогического консультирования
3. Этапы процесса КспС
4. Методы и приемы КспС
Литература:
1. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей:Уч-метд.пособ. /Ж.И. Мицкевич, Л.Н. Мицкевич, Е.Э. Рымашевская, Е.С. Ящук. – Мн..: БГПУ, 2002. –С.37-49.
2. Карабанова Е.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб.пособие /О.А. Карабанова. –: Гардарики, 2007. – 320с (С.)
СУЩНОСТЬ И НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СНОВАНИЯ С-пКс
Каждая конкретная проблема имеет свою специфику решения в процессе консультирования.
С-пКс – непосредственное двустороннее целенаправленное общение консультанта — социального педагога с обратившейся за помощью семьей или ее членом.
Оно направлено разрешение на проблем детско-родительских отношений, в центре которых – ребенок. Главное для специалиста – ребенок, его психологический комфорт, условия, гармоничного развития личности ребенка в семье.
Концептуальные подходы С-пКс
· деятельность социального педагога – «помощь для самопомощи»,
· деятельность родителей — как процесс самоактуализации потенциальных возможностей семьи, каждого ее члена (Н. Пезешкиан, К. Роджерс).
Факторы, которые снижают его эффективность:
· стихийность, отсутствие системного подхода,
· принудительное консультирование семьи, а не на добровольных началах;
· незнание основ консультативной работы, частое использование действий интуитивного характера;
· невладение методами, приемами консультационной работы;
· использование в консультации тактики поучения, прямого воздействия как на детей, так и на родителей;
· отсутствие гибкой тактики, основанной на восприятии семьи как системы;
· решение проблем ребенка без участия семьи или оказание помощи родителям без работы с детьми.
Факторы, которые повышают эффективностьС-пКс:
Ø внимание на конкретной ситуации (проблеме);
Ø установка на нее каждого члена семьи в решения общей проблемы;
Ø ракрытие личностных ресурсов каждого члена семьи;
Ø глубокое знание специалистом теоретических основ психологии и педагогики
Позиции консультанта (Л.С. Алексеева):
1) консультант-советчик может давать прямые советы, информацию, этот процесс напоминает «семейную директиву» из семейной терапии;
2) консультант-помощник оказывает помощь в актуализации внутренних резервов, является толчком «помощи для самопомощи»;
3) консультант-эксперт предлагает возможные варианты решений и помогает в выборе на основе самоанализа клиента [2, 83].
Большинство консультантов (как психологов, так и педагогов) считают, что первая позиция неприемлема в работе. Однако мы присоединяемся к российским коллегам, которые полагают, что совет иногда бывает единственно возможным вариантом решения проблемы [2, 83].
Базовые теоретические положения С-пКс:
1) процесс формирования личности непрерывно протекает на протяжении всей жизни человека (гуманистическая теория К. Роджерса);
2) каждая нормальная личность обладает достаточными ресурсами для преодоления проблем, возникающих в семье, и что процесс личностного роста может быть возобновлен, продолжен в любых сложных ситуациях, даже таких, которые кажутся неразрешимыми позитивная (семейная психотерапия Н. Пезешкиана);
3) концепция о сенситивных и кризисных периодах развития личности (Э. Эриксон и Л.С. Выготский);
4) теория кризисных, экстремальных ситуаций в жизни человека (Д. Фонтенс, Е. Черепанова и др.). Они классифицируются на три группы:
а) непредвиденные сложные стрессовые ситуации (катастрофы, убийства, насилие, испуги);
б) стрессовые ситуации, связанные с социальной адаптацией и жизнью человека (поступление в учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), перевод из одного учреждения в другое, конфликты в детском саду и школе и др.;
в) стрессовая обстановка в семье (смерть близких, алкоголизм родителей, развод родителей, скандалы в семье и др.);
5) теория социально-психологической адаптации. ►Определяющий фактор развития личности и подростка, и взрослого – тип отношений, который у него складывается с референтной группой или миром (А.В. Петровского). В новой социальной среде любая личность проходит три фазы развития: адаптации (дезадаптации), интеграции (дезинтеграции), индивидуализации (дезиндивидуализации);
6) теория социальной ситуации развития Л.С. Выготского;
7) •положение о многоуровневой структуре общения, включающей эмоциональное выражение, убеждение, информирование.
Общение в С-пКс консультировании:
· основной инструмент в процессе консультации.;
· фактора стабилизации и мобилизации человека, семьи в целом в процессе трудной ситуации.
· отличается открытостью, уважением, взаимным принятием членами семьи, способностью понять собеседника, эмоционально поддержать.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КспС
МетодыКспС — это совокупность способов, позволяющих выявить причины проблем семьи, нарушений во взаимодействии родителей с детьми и. одновременно помочь семье в гармонизации детско-родительских отношений.
Наблюдение. Позволяет:
Ø получать непосредственную информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях участников консультации.
Ø увидеть и отношение семьи к специалисту, их настроенность на него. Важно наблюдать тон речи, мимику, жесты, детали внешности, одежды, стиль общения, особенности поведенческих и эмоциональных реакций и др.
Н. должно проходить незаметно. Некоторые результаты следует записывать, чтобы более тщательно проанализировать в процессе консультирования.
Внушение – аргументированное словесное воздействии на участников консультирования с целью изменения их мнения, установок и отношении.
Бывает прямым и опосредованным (косвенное воздействия на человека). Чаще используется косвенное, ►поскольку оно присутствует в замаскированном виде в большей части сообщаемой клиентам психолого-педагогической информации.
Убеждение – логическое и аргументированое доказательство правоты своих доводов и положений.
У – базовый метод для всех стадий консультирования семьи:
Воздействует на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.
Основывается на совместном с участником анализе доводов и положений.
Для успешного использования У специалиста необходимы:
· умения отбора, четкого логического анализа фактов и выводов,
· развитие образного и абстрактного мышления, памяти, внимания;
· коммуникативные способности: его умение находить «общий язык» со всеми членами семьи.
Педагогическое информирование один из главных методов. Цель использования –повышение психолого-педагогической грамотности родителей в области обсуждаемой проблемы. По форме – «мини-лекции», по содержанию – теоретическое знание в сочетании с примерами жизненных ситуаций, из мифологии, из философской и художественной литературы.
Аналогии – привлечение конкретных случаев из практической жизни, художественной литературы, истории, анекдотов (метод в позитивной психотерапии Н. Пезешкиана).
Предназначен для косвенного воздействия на семью (ее членов). А. могут использоваться и в методе убеждения. Воздействуют на мировоззрение, метода состоит в
Ролевые игры. Суть метода— в формировании конкретных умений и навыков успешного решения проблемы у участников консультации. Ролевые игры включаются в процесс консультирования.
Беседа — обсуждение специальной литературы по проблеме семьи с родителями, что позволяет и повысить уровень педагогической компетентности родителей, и помочь в самоанализе проблемы.
Методы диагностирования применяются как на начальной стадии консультирования, так и в процессе многоразовых консультаций. Цель – выявление индивидуальных особенностей членов семьи, проблемных, скрытых мотивов и установок. Особенно способствуют этому проективные методики.
С целью диагностирования родителей можно использовать следующие методики:
· PARI — методика измерения родительских установок и реакций (изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания);
· ACB — анализ семейных взаимоотношений (выявление ошибок в родительском воспитании);
· OPO — тест-опросник родительского отношения (выявление родительского отношения к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним);
· ШРО — шкала родительской озабоченности (выявление родительской тревоги по учебной успешности или неуспешности подростка);
o В работе с детьми применяются такие методики:
· «Волшебный мир» (изучение отношения ребенка к семье, взрослым);
· Рене Жиля (выявление межличностных отношений в диаде «родители — дети»);
· Методика КРС (кинетический рисунок семьи) Р. Бернса, С. Кауфмана (определение позиции ребенка в семье и его взаимоотношений с ней);
· «Несуществующее животное» (выявление тревожности, агрессивности ребенка);
· Социально-психологический опросник изучения отношения подростков и старшеклассников к некоторым актуальным проблемам современности Д.В. Оборина (выявление их реального отношения к социуму, социальным проблемам, семье);
· Сочинение «Я и моя семья», «Мой папа», «Моя мама», «О доме и о себе» (изучение отношения ребенка к семье);
· «Я — плакат» (выявление детской позиции в семье и взаимоотношений ребенка с другими ее членами).
Описание данных методик можно найти в следующих источниках; «Искусство быть семьей» (Желдак И.М., 1998); «Психология и психотерапия семьи» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В., 1999); «Справочная книга школьного психолога» (Овчарова Р.В., 1996), «Практическая психодиагностика» (сост. Д.Я. Райгородский, 1998); «Альманах психологических тестов» (1995); «Настольная книга практического психолога в образовании» (Рогов Е.И., 1995).
Хотя многие методики относятся к психологическим, их может применять в своей работе консультант — социальный педагог, потому что они дают точную и полную информацию о взаимоотношениях в семье, позволяют выявить родительскую и детскую позиции и причины проблем семьи во взаимоотношениях с детьми.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ КспС
КспС направлено на решение проблем семьи.
Цели С-пКс:
1) помочь каждому ее члену семьи проанализировать свое поведения в данной проблемной ситуации;
2) укрепить семью в вере в свои силы, желании добиться успеха в решении проблем, в сотрудничестве с социальным педагогом;
3) развивать способности у семьи самоактуализироваться, решать свои проблемы самостоятельно.
ПринципыС-пКс:
· семья — система ► члены семьи взаимосвязанымьи, влияниют друг на друга (родители — дети), каждый ее член — уникальная индивидуальность);
· доверительная связь социального педагога с семьей;
· вера в успешное решение проблемы семьи. Доминантой этой веры является терпение, жизненная сила, энергия социального педагога;
· конфиденциальность (любая информация от каждого члена семьи может быть передана остальным только с его согласия).
Задачи С-пКс:
1) выявить и оценить возможности помочь семье в конкретной ситуации или определить показаний для оказания помощи другими специалистами;
2) оказать соц-пед помощь в решении данной конкретной проблемы семьи;
3) познать и раскрыть «Я» каждого члена семьи с целью более адекватного использования информации о себе в общении с семьей;
4) повысить общую социально-педагогическую грамотность членов семьи и (родителей);
5) мобилизовать внутренние, потенциальные возможности каждого члена семьи, для самостоятельного решения проблем;
6) выявить дальнейшие пути сотрудничества с семьей;
7) разработать коррекционно-реаб программу в рамках коррекц-реаблитботы.
Показания к началу:
§ семья самостоятельно обращается к социальному педагогу;
§ направление семьи на консультацию.
Эти варианты требуют различной тактики и стратегии в процессе консультации семьи.
Первый вариант самый благоприятный и эффективный. Семья сама:
Ø осознает свои проблемы,
Ø готова к сотрудничеству,
Ø имеет высокую мотивацию ► С целью увеличения самостоятельных обращений семей необходимо наладить систему информирования населения о возможности получения СПп .
Второй вариант обусловлен проблемными ситуациями. ►Семьи, которые находятся как на учете органов социальной защиты, так и в правоохранительных органах. ► Требуется :
§ снятие возможного напряжения и беспокойства, ощущения дискомфорта у семьи, поскольку ее члены уже чувствуют себя «изгоями»;
§ формирование мотивации к сотрудничеству с социальным педагогом и веры в успех решения проблемы. Высокая мотивация всех ее членов – условие эффективности консультации.
Бывает так, что кто-то из членов семьи доверительно идет на контакт, а другие насторожены и держатся закрыто. ►выход на них через того члена семьи, у которого более высокую мотивацию на сотрудничество с социальным педагогом.
Правила проведения социально-педагогической консультации:
1) исключить возможность отвлечения: проводить К в закрытом помещении, где отсутствует телефон и не могут помешать посторонние лица;
2) расположить к доверительному общению: дизайн помещения, расположение к-та и семьи (при проведении беседы социальный педагог и семья располагаются в креслах лицом друг к другу на небольшом расстоянии). Не навязчиво делать записи (стол);
3) основной метод К – живая беседа с семьей. В процессе беседы:
§ не принимать закрытых, напряженных поз (скрещенные руки, сомкнутые ладони), ► они способствуют закрытости семьи, усугубляют ее напряжение;
§ смотреть в лицо собеседникам, обеспечивая «контакт глаз»;
4) использовать различные диагностические методики, способствующие выявлению проблем семьи, их причин;
5) продолжительность одной консультации — от 45 минут до полутора часов без перерывов;
6) заполнить учетную документацию (карточке семьи)
Карта может составляться произвольно, в зависимости от желаний специалиста; с согласия членов семьи может использоваться диктофон.
В консультационной беседе может принимать участие вся семья или же социальный педагог работает с родителями и детьми отдельно (по выбору членов семьи, принимая во внимание в первую очередь желание детей).
Формы социально-педагогического консультирования:
§ Индивидуальная
§ Групповая
Групповые консультации:
· с семьей как группой;
· С семьями с аналогичными проблемами ►профилактический характер.
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА С-пКс
В процессе КспС решаются три основные задачи:
а) установление контакта с семьей;
б) диагностика семьи;
в) воздействие на семью и оценка его эффективности.
1. Подготовительно-информационный этап.
· по возможности социальный педагог собрать и проанализировать информацию о семье (воспитатели, преподаватели, соседи, правоохранительные органы или органы социальной защиты);
· при необходимости составить предварительный план возможных вопросов к семье и готовит методики для дополнительной диагностики (если нужна консультация для семьи, находящейся на реабилитации);
· наметить предположительные методы работы с семьей, обдумать тактику общения с ней.
2. Основной этап консультирования — это беседа-интервью. Основные стадии беседы-интервью:
Первая стадия – настройка на диалог с семьей.Специалист:
1) психологически настраивается на встречу с семьей;
2) дает себе установку на уверенность в успехе в работе с семьей;
3) уточняет информацию о семьей, план, намеченный на предварительном этапе, и четко определяется в тактике поведения с ней.
Вторая стадия — встреча консультанта с семьей. От нее зависит большая часть успеха консультации зависит от нее. Консультант:
1) тепло приветствует семью, представляется;
2) уточняет, будет ли принимать участие в беседе вся семья в целом или же отдельно родители и дети (по выбору семьи). Приоритет –желание детей;
3) предлагает всем расположиться в креслах. Дает 1-3- минуты адаптироваться к новой ситуации (для снятия чувства смущения, напряжения. Можно предложить посмотреть журналы или же шутка, к месту рассказанная история из жизни, подросткам – послушать музыку).
Когда к-т уверен, что семья чувствует себя комфортно и готова приступить к третьей стадии.
Третья стадия — создание у семьи позитивной установки на консультацию. ►определяет дальнейшую эффективность работы по решению проблем семьи
1)выяснить установку семьи, всех ее членов на сотрудничество с социальным педагогом. Алгоритм: уточнитьяет первичный запрос, пожелания и требования семьи к консультации
2)принять решение: а) самому проводить консультацию; б) направить семью к другим специалистам; в) совместно консультировать с другими специалистами.
3)по-деловому: а) довести до сведения семьи или отдельных, ее членов цели, задачи, регламент консультации, этические принципы работы, защищающих интересы семьи, каждого ее члена.
б)Объяснить понятие «сотрудничество с социальным педагогом»:
· равенство позиций родителей и специалиста в решении проблем семьи, однако ведущая роль остается за специалистом, ибо он — профессионал.
· этические принципы: доброжелательность, такт, уважение, оптимизм, откровенность, взаимность и взаимопонимании;.
4)Убедить в необходимости много работать и настроить на длительный срок совместной работы (в зависимости от проблемы);
5)рассказать о контракте, правилах работы, способствующих ее эффективности: семья не должна опаздывать на консультацию; выполнять задания, предлагаемые консультантом; не распространять информацию о содержании консультации другим людям, поскольку этим может быть нанесен вред другим членам семьи.
6)предложить семье или ее членам изложить проблему. Важно, чтобы социальный педагог ясно представлял «самодиагноз» проблемы каждым членом семьи.
Эта стадия заканчивается определением ролей, взаимоотношений между специалистом и семьей, возникает доверие у семьи к специалисту.
Четвертая стадия — изложение проблемы самой семьей.
1)обратиться к семье с прямым вопросом; «Изложите, пожалуйста, свою проблему подробно. Что вас привело сюда?». Если же их направили, то соответственно: «В чем причина того, что вас направили ко мне? Расскажите, пожалуйста, о своей проблеме».
2)Если подросток не хочет общаться без родителей, но молчит и не хочет говорить или не может начать изложение проблемы, уместен такой прием (эффективность его доказана в работе с трудными подростками): «Сейчас я тебе расскажу о твоей проблеме, а ты оцени, я верно и все изложу. Если что-то в моем рассказе те так, чего-то не хватиает, исправь, дополни...» Данный прием позволяет уравнять подростка со специалистом, дать почувствовать, что его мнение значимо и важно.
3)Активное эмпатийное слушание проблемы. В процессе изложения просматриваются моменты «исповеди», человек признается зачастую в самом сокровенном. Специалист:
а)очень внимателен, не говорит большую часть времени, а слушает;
б) следит за тем, чтобы члены семьи не перебивали друг друга,
в) выражает свой интерес и сопереживание средствами невербальной коммуникации (мимикой, жестами, позами и междометиями).
г) делает интенсивный анализ ситуации, параллельно задает наводящие и уточняющие вопросы типа: «Так Вы говорите, что последний раз сын ушел из дома, но в школу не пришел, да?»
д) не дает удалалиться от темы разговора,
е) уточняет то, что в разговоре было неясным: «Объясни, пожалуйста, ...», «Возможно, проблема звучит так..., как Вы ее понимаете?», «Не можете ли Вы повторить вопрос?», «Я не могу понять Вашей просьбы, уточните, пожалуйста».
В процессе слушания семьи у социального педагога может сформулироваться предполагаемая гипотеза (или несколько) о причинах данной ситуации в семье. В таком случае он мысленно или письменно формулирует дополнительные вопросы, которые будут заданы семье на следующем этапе, Как показывает практика, вопросы лучше записывать — кратко, в произвольном виде, удобном специалисту.
Пятая стадия — гипотеза консультанта о причинах проблемы семьи.
1) задать уточняющие вопросы и проверяет свои гипотезы о причинах проблемы семьи.
2) предложить еще раз прослушать краткое изложение проблемы и ответить на вопрос: «Правильно ли я изложил(а) суть вашей проблемы?»
3) при необходимости использовать и различные методики, позволяющие выявить типовое состояние семьи, установку родителей на воспитание, роль ребенка в семье, его отношение к родителям, братьям, сестрам и т.д.
4) формулирует, но не говорит семье заключительное мнение о причинах проблемы семьи. Однако свое мнение он, поскольку ему предстоит это сделать на шестой стадии консультирования.
Шестая стадия — уточнение выдвинутой гипотезы с использованием метода совместного анализа. Стадия совместного поиска решения проблем
Цели — а) побудить семью к самостоятельному решению проблемы, б) выслушать мнение каждого, в) привлечь к активному участию всех.
1)высказать по поводу ситуации (сущность проблемы, ее причины: «Мне кажется, что дело в том, что, ...», «Здесь прослеживается связь с тем-то...», «Как Вы считаете, я правильно Вас понял(а)?»)► помогает членам С увидеть ситуацию со стороны);
2)принять решения (что делать, кто и что будет делать).
3)резюмировать с активизацией субъектной позиции клиентов («Как я понимаю, Вы видите свою проблему в том, ...», «Итак, Ваше решение...», «Если я Вас правильно понял, то Вы решили...»);
Данная стадия завершена если:
ü выяснены причины проблем и трудностей семьи,
ü приняты решения (что делать, кто что будет делать);
Важно:
· вовлекать в работу семью;
· внимательно наблюдать за внешней реакцией члена(ов) семьи (мимика, жесты, взгляд), оценивать степень принятия рассуждений специалиста;
· закончить этот этап словесным комментарием : «Давайте подведем итог тому, о чем мы вами беседовали, ваша проблема состоит в том, что... Вы согласны со мной? Я все верно изложил(а)?»
Седьмая стадия — создание коррекционной программы.
Цель – конкретно решить проблему и сформировать установки на развитие потенциальных возможностей семьи.
1)Показать: а) есть выход из ситуации, б) необходимо свое поведение;
2)Определить новые формы поведения членов семьи;
3)Предложить домашнее задание, назначить новую встречу.
Восьмая стадия — рефлексия и прогнозирование.
Цели – позволить семье оценить консультацию, получить от семьи обратную связь.
На этой стадии членам семьи предлагается карточка, в которой они определяют свое мнение (Приложение 4, блок 6).
Пример. Мама И. Г. обратилась к социальному педагогу с проблемой сложностей отношения дочери (5-й класс, 10,5 лет) со сверстниками в классе. Девочка перешла в новую школу. Мама видела только эту проблему. В процессе консультирования выяснилось, что в семье очень сложная обстановка: мать развелась с отцом три года назад, дедушка и бабушка по линии матери живут вместе с ними и оказывают свое влияние на воспитание детей в семье. Сын, младший брат девочки, имеет отставание в развитии, начал говорить в четыре года. У нее с ним сложные отношения. В этот период в их трехкомнатную квартиру вселился и брат матери девочки (дядя) с женой и ребенком. Проблемные взаимоотношения в семье: скандалы, неприязнь друг к другу, упреки. Мать же, не связывает всю эту социально-психологическую обстановку с состоянием ребенка.
В процессе работы с каждым членом семьи и всей семьей вместе проблема разрешилась. Была разработана программа коррекции семейных взаимоотношений, которая осуществлялась в течение полугодия. Девочка же одновременно посещала коррекционную группу для подростков с проблемами общения.
В результате проблема девочки разрешилась: сверстники стали с ней общаться, играть вместе, не отделяя ее от коллектива. Семье помогли решить и многие проблемы социального характера, обстановка стала терпимее, межличностные отношения в семье в целом улучшились.
Профессиональная компетентность в области С-пКс | |
▼ | ▼ |
В области консультирования | В области психологии и педагогики |
↓
| ↓ 1.Сущность и особенности семейного воспитания (средства, методы, приемы, типы семейного воспитания, основания авторитета родителей; типичные ошибки родителей воспитании детей ….) |
| 2.Факторы развития личности |
| 3.Закономерности развития и воспитания ребенка |
| 4.Особенности внутрисемейных отношений (стили, причины и проявления нарушений) |
| 5.Структурные и ролевые нарушения в семье и их влияние на функционирование семьи |
| 6.Права и обязанности родителей, детей |
7.Меры, применяемые к нарушителям прав и обязанностей | |
8. | |
9. | |
10. |
Профессиональная компетентность в области С-пКс | |
▼ | ▼ |
В области консультирования | В области психологии и педагогики |
▼ Сущность и особенности С-пКс | ▼ Сущность и особенности семейного воспитания (средства, методы, приемы, типы семейного воспитания, основания авторитета родителей; типичные ошибки родителей воспитании детей ….) |
Принципы С-пКс | Факторы развития личности |
Формы С-пКс | Закономерности развития и воспитания ребенка |
Методы и приемы С-пКс | Особенности внутрисеменых отношений (стили, причины и проявления нарушений) |
Организация процесса С-пКс | Структурные и ролевые нарушения в семье и их влияние на функционирование семьи |
Этапы процесса С-пКс | Права и обязанности родителей, детей |
Меры, применяемые к нарушителям прав и обязанностей | |