Формирование трудовых навыков
Вопрос. Психологические особенности обучения студентов.
Рассмотрим психологические особенности формирования знаний, умений и навыков в профессиональном образовании.
Формирование знаний в процессе профессионального обучения
Обучение знаниям реализуется посредством различных видов деятельности. К ним относятся:
1) демонстрация учащимся различных предметов и явлений;
2) наблюдение учащихся за этими предметами, явлениями и выделение ими различных сторон, свойств, связей;
3) сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств; выявление и объединение(синтез) таких свойств, которые являются общими для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от объектов другой группы;
4) абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терминах;
5) обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки
Пути формирования знаний в одних случаях может демонстрироваться педагогом, в других - обнаруживаться или создаваться самими учащимися при изучении литературы, в ходе проведения практических работ, упражнений, экскурсий и др. Точно так же наблюдение, анализ, синтез, сопоставление, абстрагирование и обобщение могут осуществляться самим преподавателем, проводиться учащимися под руководством педагога, наконец, могут быть продуктом самостоятельной познавательной деятельности учащихся в проблемных ситуациях.
Формирование трудовых навыков
Трудовые навыки, используемые человеком в своей деятельности, достаточно многогранны. В зависимости от того, какие стороны, компоненты действия автоматизируются, говорят о различных видах навыков. В частности, выделяютсянавыки умственные (счета, чтения показаний приборов и т. д.); сенсорные (определения расстояний на глаз, контроля за работой двигателя на слух и т. п.); сенсомоторные. Среди сенсомоторных трудовых навыков целесообразно выделить два основных вида: двигательные навыки, связанные с тем, что для достижения цели действия учащийся должен затрачивать в сравнительно больших количествах собственную мышечную энергию (опиливание, рубка металла, кладка кирпича и т. д.); сенсорно-двигательные навыки - навыки управления разнообразными установками, агрегатами, машинами. Для профессионального обучения формирование сенсомоторных (двигательных и сенсорно-двигательных) навыков имеет наибольшее значение, поскольку в первую очередь именно они составляют оперативную основу подготовки рабочих массовых профессий. В основе овладения любыми новыми действиями лежат усвоенные учащимися знания.
Подробно рассматривает процесс формирования двигательных навыков К. К. Платонов. Автор выделяет шесть этапов формирования навыка:
1. Начало осмысления. Этот этап характеризуется отчетливым пониманием цели, но смутным представлением о способах ее достижения, грубыми ошибками при попытках выполнения действия.
2. Сознательное, но неумелое выполнение. У учащихся наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но само выполнение еще
неточно и неустойчиво, со множеством лишних движений.
3. Автоматизация навыка. На этом этапе происходит все более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании, устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыка,
4. Высокоавтоматизированный навык. Этап характеризуется точным, экономным, устойчивым выполнением действий.
5. Необязательный. Наблюдается временное ухудшение выполнения действий, возрождение старыхошибок. Этот этап может проявляться при формировании сложных навыков.
6. Вторичная автоматизация навыка. На этом этапе происходит восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального почерка в выполнении действий1.
Основными факторами, определяющими успешность овладения трудовыми навыками, являются:
1)формирование у учащихся достаточно полного первоначального образа действия и его уточнение в процессе выполнения упражнений; - В повышении эффективности формирования образа действия и приемов самоконтроля значительную роль играет постоянное совершенствование вводного и текущего инструктажа, включающего объяснение и показ приемов работы. На вводном этапе формирования у учащихся трудовых навыков наряду с такими основными методами, как объяснение мастера и показ действий, большую помощь могут оказать технические средства обучения как самостоятельные источники информации, используемые для формирования у учащихся знаний о действиях и правильных приемах их выполнения.
2)формирование всех необходимых приемов самоконтроля, в том числе, что наиболее сложно, приемов текущего самоконтроля -саморегуляции; - Видеозапись является также важным средством самоконтроля, поскольку позволяет записывать и показывать учащимся их собственные действия.
3) формирование рациональной внутренней психофизиологической структуры действий.
Важное место в производственном обучении отводится тренажерам, которые позволяют повысить эффективность формирования у учащихся навыков управления технологическими процессами. Применение тренажеров обладает следующими преимуществами:
-помогает развивать у учащихся приемы само
контроля;
-дает возможность приблизить учащихся к производственной обстановке;
- позволяет задавать учащимся и повторять нужные режимы работы в любой момент, что в производственных условиях зачастую невозможно;
- нередко делает обучение экономически более выгодным.
По конструкции и назначению применяемые тренажеры можно подразделить на три группы:
1)тренажеры, моделирующие устройство и функции технических объектов.
2)тренажеры, предназначенные для формирования умений учащихся, связанных с определенной интеллектуальной деятельностью.
3)тренировочные устройства, предназначенные для облегчения формирования какого-либо одного трудового навыка.
Формирование умений
Впсихологии труда умение рассматривается как сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.
В целом в процессе формирования умений условно можно выделить следующие этапы:
1. Первоначальное умение — осознание цели действия и поиск способов еговыполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Действия выполняются методом «проб и ошибок».
2. Частично умелая деятельность — овладение умениями выполнять отдельные приемы.
3. Умелая деятельность — творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели,но и мотивов выбора способов и средств ее достижения;
4. Мастерство — овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения
цели — целеполагания, творческое использованиеразличных умений в соединении с высокой профессиональной активностью, развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллектив.
Под операционными умениямимы будем понимать умения успешно выполнять технологические и другие трудовые операции: опиливания, резания, обтачивания поверхностей на токарном станке.
Под тактическими умениямиподразумеваются умения осуществлять полный технологический процесс, успешно использовать совокупность наличных средств труда.
Под стратегическими умениямимы будем понимать умения ориентироваться во всей системе производства, производственных и общественных отношений.
Методы обучения:
Метод конструктивного обученияаналогичен техническому конструированию. Перед обучаемыми ставится проблема, техническая задача по устранению неисправности в устройстве. После нахождения неисправности нужно найти технически правильное решение по ее ликвидации. Педагог оказывает учащимся посильную помощь.Имитационное планирование предстоящей практической деятельности, представляющее собой разновидность ролевой игры, стимулирует индивидуальную активность обучаемых и вместе с тем развивает способность к групповой работе. При этом у учащихся формируется понимание зависимости технологии от многих факторов.
Экспериментальное учение по ситуативному методуориентировано на применение теории на практике. Учащимся предлагается производственная ситуация, в которой заложена ошибка, своеобразная ловушка. Требуется ее обнаружить и после группового обсуждения устранить