Драматизм игр
В детских играх акцент может быть на эмоциональной стороне, на перевоплощении, на внешнем выражении чувств. Здесь я откровенно слаб. Драматическое искусство всегда представляло для меня тайну за семью печатями.
Помню, я с изрядным напряжением участвовал в очень любимой моими детьми игре в котят. Крошечные Тимошка и Коляшка бродили по квартире на четвереньках и истошно мяукали. Иногда мяуканье было жалобным. Иногда – воодушевленным. Иногда – просто громким… А мне нужно было как-то реагировать.
Я хвалил котят за разумные действия, кормил их, почесывал за ушком, оберегал от собак (воображаемых или игрушечных)… Я смотрел, как они ловко лазают. Я учил котят вежливости и просил не вертеться у меня под ногами на кухне, когда я что-то готовлю. Временами я даже перевоплощался в папу-кота. Продолжаться такая игра могла долго. Временами я совершенно обалдевал от нее. Но старался соответствовать.
Почему-то дети любят перевоплощения. И хотя мне бывает сложно, я понимаю их потребность – отчасти и потому, что вспоминаю свои детские игры. Если хотя бы с пониманием и уважением относиться к драматическим аспектам развивающих занятий, то уже делается веселее.
Многие годы мои дети любили устраивать «цирковые представления» – в основном на спорткомплексе. Зрители (я, жена, моя мама, кто-то из гостей…) усаживались на маленьких стульчиках. Руководила обычно Алена – как старшая и вообще склонная к руководству. Объявлялись номера. Выступающие выполняли гимнастические композиции, показывали фокусы, жонглировали… И пусть весь номер заключался только в том, что малыш залез по вертикальной стойке, потом на руках перебрался по расположенной под потолком горизонтальной трубе и спустился на пол по канату – все хлопали и выражали одобрение и даже восторг.
Ставились у нас и небольшие домашние спектакли. Сначала их делала Алена с подружками. Потом была длительная пауза. Затем подросла Маша и роль театрального лидера перешла к ней. И кукольные, и обычные спектакли дети придумывали и организовывали сами. С моей точки зрения, все получалось интересно, динамично и слаженно.
Я извлек два главных урока из всего данного опыта.
Во-первых, чрезвычайно важна заинтересованная позиция зрителей. Надо искренне интересоваться действием – несмотря на все актерские, режиссерские и технические огрехи. Надо видеть те зерна, которые закладываются в таких мероприятиях. Допустим, мне это понятно. И любому зрителю-взрослому тоже. А вот зрителям-детям бывает необходимо мягко объяснить, как важно морально поддерживать начинающих актеров.
Во-вторых, в домашних условиях хороши короткие постановки. Их и устроить легче, и актеры не путаются, и смотреть проще, и время на мероприятие выделить удобнее. А получаться могут очень удачные вещи. Некоторые маленькие спектакли, которые ставила Маша с подружкой, я помню до сих пор, хотя прошло уже несколько лет – столько в них было изящества, лаконизма и оригинальности. Например, во время прогулки в поле у нас на даче они вдруг, охваченные вдохновением, несколько минут подготовились и показали вдвоем «Репку». Декорации состояли из высокой травы, а ощущение действия было совершенно реальным.
Постепенно я учился понимать драматическое искусство – через такие вот живые эпизоды. В определенной степени этому способствовали и регулярные посещения детского музыкального театра «Зазеркалье» всей семьей. Поначалу я ходил туда только из-за детей, но потом заинтересовался и сам.
Итак, в ситуации, когда взрослый не является компетентным в какой-то сфере, важной для развития ребенка, хорошо работает позиция поддержки инициативы самих детей. Абсолютно не обладая способностями актера, режиссера или массовика-затейника, я мог все же существенно помочь детям. Выступая в качестве заинтересованного и сочувствующего зрителя, помогая подобрать подходящий материал для декораций и костюмов, высказывая конкретные соображения после спектакля о конкретных деталях и нюансах постановки, ободряя в случае сбоев и заминок… – делая все это, я оказывал внешне как бы незначительную, но, по сути, весьма эффективную помощь.
Возвращаясь к теме обычных развивающих игр и занятий с малышами, могу сказать, что там работает тот же принцип. В практике родительского функционирования не обязательно полностью входить в игру, не обязательно полностью перевоплощаться в кошек, собак, космонавтов, моряков, сказочных героев… Но реально сопереживать необходимо.
Паузы
Однажды, находясь в гостях в большом детском развивающем центре и наблюдая множество бывших там детишек и педагогов, я вдруг понял очень важную вещь: тут многое хорошо, тут многое есть, но не хватает пауз. Нужны не только разнообразные развивающие занятия, не только свободные игры в веселой компании, не только уроки в хорошо оснащенных классах… Развивающемуся человеку нужны условия и для того, чтобы какое-то время просто ничего не делать.
По-моему, совершенно очевидно, что такая потребность является для ребенка одной из фундаментальных. Мне не хочется вдаваться в философию и в психологию, доказывая это. Реальная жизнь без пауз просто немыслима. Мы все нуждаемся в коротких или длинных передышках – и каждый день, и в более глобальных масштабах.
В условиях частного детского центра реализовать такую элементарную вещь непросто. Ведь родители платят за занятия, а не за то, чтобы их чадо сидело и ничего не делало. Да и вообще условия в детских коллективах таковы, что там ребятишки все время чем-то заняты – уроками, играми, общением, питанием…
А в домашних условиях ребенку очень легко реализовать потребность в паузах. В любой момент можно отложить в сторону конструктор и посидеть минуту-другую, глядя в окошко. Посреди активных упражнений на спорткомплексе можно вдруг, ощутив такую потребность, сделать паузу и расслабиться, посидеть или походить.
Играя дома с детьми, организуя для них развивающие занятия, я не забываю, что действие и «ничегонеделание» должны чередоваться. А иногда ведь есть у ребенка потребность и весьма долго посидеть, поразмышлять в тишине, понаблюдать за кружащимися в воздухе пылинками или за качающимися во дворе деревьями.
Я могу долго-долго говорить о пользе пауз. В моей творческой работе они составляют существенную часть. Без них немыслим любой нормальный человеческий разговор. Пауза дает время на осмысление, на наблюдение, на подготовку, на смену взгляда…
Вот мы рисуем с дочкой картину. Смотрим на холст. Не спешим. Потом решаем, как изобразить лепестки ромашек. Начинаем работу. Рисуем, рисуем… И в какой-то момент Маша говорит: «Давай прервемся. Подождем». Вроде бы, все идет хорошо. Но она чувствует, что нужна пауза. И мы просто сидим и ждем. Ничего не делаем. Спешить некуда. И вот возникает чувство, что пора продолжить работу.
Итак, паузы – это тоже элемент развивающей среды, развивающих занятий. Причем элемент необходимый. Это ведь только кажется, что ребенок ничего не делает. А на самом деле, процессы идут.