Структура и понятие профессиональной компетенции педагога

Введение

В психолого-педагогической литературе понятие "компетентность" получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 — начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление — компетентностный подход в образовании. На наш взгляд, целесообразность введения понятия "профессиональная компетентность" обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как "профессионализм", "квалификация", "профессиональные способности" и др. Вместе с тем еще часты случаи отождествления рассматриваемого нами понятия с другими, например с понятием "компетенция". Авторы толкового словаря под редакцией Д. И.Ушакова пытались доказать различия между ними: "Компетентность — осведомленность, авторитетность; компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг полномочий". Компетентность — это некая личностная характеристика, а компетенция — совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик.

В педагогической науке понятие "профессиональная компетентность" рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.

Структура и понятие профессиональной компетенции педагога

Социально-экономические преобразования России, реформы образования предполагают изменение содержания и методов обучения, их совершенствование. Изменяется социальный заказ, так как требуется развитие совершенно нового типа творческой личности, способной к жизни в изменяющихся современных условиях.

Сегодня основными принципами реформы системы образования называют демократизацию и гуманизацию, само же образование является средством существования личности в современном мире, способ саморазвития личности. При этом происходит смена приоритетов в образовании, особая роль придается культурообразующей функции, формированию, прежде всего человека образованного, культурного. Средством достижения этого идеала, целью образования становится, по мнению В. В. Соколовой, коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

Все чаще в психолого-педагогической литературе высказывается мнение о том, что трудности внедрения новых программ образования в значительной степени зависят от недостаточной подготовки педагогов, сложностью их перестройки на новый уровень преподавания, к педагогическому творчеству. Понятие «готовность» в педагогике и психологии трактуется по-разному. Так различают следующие компоненты:

Профессиональную готовность, т.е. субъективное состояние личности, считающей себя способной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить;

Профессиональная подготовленность – оптимальный результат профессиональной подготовленности и обученности личности;

Готовность к труду - образование, включающее в себя операциональные (система базисных политехнических и профессиональных знаний и умений) и личностные (установка, направленность на труд, особенности мотивов и интересов к труду, система привычек и отношений, эмоциональные и волевые функции человека, профессионально значимые качества личности) компоненты.

П. П. Алексеева, В. В. Сериков и др. полагают, что готовность к профессиональной деятельности включает в себя не только обученность способам осуществления профессиональных функций, но и систему качеств личности, сформированность положительного отношения к труду, проявляющаяся в активно-положительном отношении к профессиональной деятельности.

Адресаты должны приобретать необходимые профессиональные компетенции инженера-педагога. Эти общие профессиональные компетенции состоят из двух основных групп: технические профессиональные компетенции и типичные инженерно - педагогические компетенции в узком смысле.

Компетенция (от англ. competence) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.

Cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью.

Виды компетенций.

Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

Профессиональная компетенция педагога в том и состоит, что он, опираясь на возможности ребенка, на понимание механизмов, которые влияют на его самооценку, находит адекватные способы поддержки его стремления успешно выйти из проблемы. Понимая сильные и слабые стороны ребенка, он помогает ему опереться на свои силы и дополняет его там, где школьник, как бы ни старался, объективно пока с чем-то справиться не может. Взаимодействие основывается на возможности совместно решить и преодолеть проблему.

Особый интерес представляют собой исследования готовности к профессиональной деятельности (в современной теории педагогики «готовность к профессиональной деятельности» заменена понятием «профессиональная компетентность») М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, которые определяют ее как устойчивую характеристику личности (подготовленность или длительная готовность). Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать.

Компетентность – это предпосылка успешной деятельности. В связи с этим авторы рассматривают готовность к профессиональной деятельности в виде взаимосвязанных компетенций:

· Мотивационной (положительное отношение к профессии, интерес к ней, потребность успешно выполнять поставленную задачу, стремиться добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);

· Ориентационной (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности);

· Операциональной (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения, обобщения);

· Волевой (самоконтроль, самобилизация, умение управлять действиями).

· Оценочной (самооценка собственной профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам).

Вопрос о личности педагога в настоящее время является одним из основных вопросов общей педагогики. Современное общество предъявляет к личности педагога ряд требований, без которых признание последнего высококлассным специалистом невозможно.

В широком значении педагог – это «мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни». В более узком, профессиональном значении педагог – это человек, специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися. Так, по мнению В. М. Коротова, педагогическая деятельность – «это особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями».

А. М. Маркова под педагогической деятельностью понимает «профессиональную активность, в которой с помощью различных сфер воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания.

Профессионально-личностными качествами педагога называют «совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога… Они представляют собой вполне определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогического значения. Эти ценностные отношения, выступая то как средство, то как условие признания Человека наивысшей ценностью, составляют картину общей принципиальной готовности педагога к профессиональной готовности педагога к профессиональной работе с детьми на уровне современной гуманистической культуры».

Анализируя литературу по данной проблеме (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина и др.) следует отметить, что большинство авторов выделяют две основных составляющих специалиста: профессиональную (в которую наряду с квалификационными требованиями государственного стандарта входят такие характеристики как компетентность, интеллектуальность, социально-правовое сознание, инициативность, самоорганизация, саморегуляция) и личностную (ответственность, добросовестность, социопривлекательность, психическое здоровье, креативность, контактность, самостоятельность и т. д.). Рассмотрим отдельно каждую из составляющих.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу (Ю. П. Азаров, Л. И. Мандрыгина, А. В. Мудрик, Н. И. Щукина и др.), структуру профессиональной компетенции педагога можно представить следующим образом:

· Профессиональная подготовка – ориентация на профессию, профессиональная направленность, готовность к школьному труду, профессиональная ориентация;

· Творчество педагога, включающее в себя педагогический интеллект, педагогическую компетенцию, индивидуальный стиль деятельности;

· Профессионализм педагога – новаторская деятельность, профессиональный рост, совершенствование собственных профессиональных навыков, профессиональная активность;

· Педагогическая культура – педагогический стиль мышления, педагогическая техника, мастерство общения, социальная активность, методическое мастерство.

Анализ литературы позволил выделить общие характеристики профессионально-педагогической компетенции:

1) Интерес, доброта, уважение, забота и любовь к детям;

2) Осознание социальной значимости труда учителя, следовательно, осознание себя субъектом педагогической деятельности;

3) Увлеченность педагогической работой;

4) Ответственное отношение к своим обязанностям;

5) Психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность;

6) Личная вовлеченность педагога в воспитательную работу;

7) Стремление содействовать личностному и интеллектуальному развитию каждого ребенка.

В качестве компонентов общей направленности личности В. Г. Пищулин выделяет: систему нравственных ценностей (особое внимание придается патриотизму, честности, гуманности и принципиальности); развитое валеологическое и экологическое сознание.

Деятельностный компонент включает овладение всеми компонентами педагогической деятельности и организацию самостоятельной практической деятельности. Под эмоционально-оценочным компонентом понимается формирование соответствующих отношений с миром при активности и заинтересованности самого обучаемого; через продукты своей деятельности педагог осознает свои возможности, свои достоинства и недостатки, свои замыслы и намерения, умение адекватно оценивать ситуацию, способность к эмпатии и рефлексии.

Коммуникативный компонент предусматривает овладение основными формами коммуникативного поведения; умения преобразовывать педагогические задачи в коммуникативные; овладение закономерностями и механизмами общения; овладение особенностями взаимодействия и саморегуляции в педагогическом общении .

Все эти компоненты должны быть сформированы у педагога, то есть представлять собой личностную установку специалиста.

Таким образом, можно сказать, что эффективность педагогической деятельности зависит от практической и психологической готовности человека к этому виду деятельности. При этом психологическая готовность выступает в виде сформированных психических процессов и отдельных качеств личности, а педагогическая готовность предусматривает овладение основными общепедагогическими умениями, направленными на осуществление педагогической деятельности.

Наши рекомендации