Подготовка инвентаря к играм
Для проведения подвижных игр нужны флажки, цветные повязки или жилетки, мячи разных размеров, палки, булавы или кегли, обручи, скакалки и т.п. Желательно, чтобы инвентарь был красочным, ярким, заметным в игре. По размеру и весу инвентарь должен соответствовать силам играющих.
Инвентарь раздается участникам или расставляется после объяснения игры. Это делают сами дети, а руководитель наблюдает за тем, чтобы они выполняли задание быстро, точно, организованно.
Предварительный анализ игры
Перед тем как проводить игру, руководитель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления.
Руководитель хорошо знающий данный коллектив играющих, предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков.
Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры
Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.
Если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении. Руководитель занимает место не в центре, а в ряду играющих или, при большом количестве играющих, немного впереди них. Нельзя становиться в центр круга, так как тогда половина играющих окажется за спиной руководителя. Если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии («Вызов», «Два лагеря») то, для объяснения надо сблизить команды, а затем дать команду отойти к границам «домов». В этом случае руководитель, объясняя игру, становится между играющими в середине площадки, у боковой границы, и обращается, то к одной, то к другой команде.
Если игра начинается с движения врассыпную (типа «салок»), то можно построить играющих в шеренгу, когда их немного, или сгруппировать возле себя, но так, чтобы все хорошо видели и слышали руководителя.
При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или к окнам. Руководитель должен стоять на видном месте боком или в крайнем случае лицом к свету, но так чтобы видеть всех участников и контролировать их поведение.
Объяснение игры
Успех игры в значительной мере зависит от объяснения. Приступая к рассказу, руководитель обязан ясно представить себе всю игру.
Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии игры. Исключение составляют игры в младших классах, которые можно объяснять в сказочной увлекательной форме.
Рассказ должен быть логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:
1). Название игры.
2). Роли играющих и их расположение на площадке.
3). Содержание игры.
4). Цель игры.
5). Правила игры.
Заканчиваются объяснения игры ответами на вопросы играющих. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия следует объяснять.
Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом.
При объяснении надо учитывать настроение учащихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его.
Содержание игры подробно объясняется только тогда. Когда учащиеся играют в данную игру впервые. При повторениях игры следует только напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. Для восстановления игры в памяти лучше всего привлекать самих учащихся.
Выделение водящих
Выполнение обязанности водящего оказывает большое воспитательное влияние на играющих. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей.
Выделять водящих можно разными способами:
1. По назначению руководителя (этот способ используется, когда руководитель слабо знаком с группой).
2. Способ выбора по жребию (жребий может быть путем «считалки», дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров, «тянутся на палке», применять метания)
3. По выбору играющих (он позволяет выявлять коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных водящих).
4. По результатам предыдущих игр.
Перечисленные способы выбора водящих надо чередовать, в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих и их настроения.
Распределение на команды
Распределение на команды производится различными способами:
1. По усмотрению руководителя (в тех случаях, когда нужно составить команды, равные по силам)
2. Путем расчета (строят шеренгу, рассчитывают на 1-2, получается 2 команды, также можно разделить на 3-4 команды).
3. Путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны (в каждом ряду должно быть столько человек, сколько требуется команд для игры).
4. Разделение по сговору (дети выбирают капитанов, разделившись на пары, примерно равные по силам капитаны выбирают их по названию).
5. По назначению капитанов (дети выбирают 2-х капитанов, которые по очереди набирают игроков себе в команду).
6. Могут быть и постоянные команды.
Выбор капитанов
В организации командных игр важная роль отводится капитанам, которые отвечают за поведение всей команды. Они являются непосредственными помощниками руководителя, организуют и размещают участников, распределяют их по силам и отвечают за дисциплину игроков в процессе игры.