Перспективы развития системы образования Красноярского края.
Возможно, будущее России и нового поколения россиян начнет строиться не хо-зяйственными и политическими, а образовательными средствами.
Это, по существу, означает, что образование должно стать сферой социального партнерства, в которой выращиваются деятельностные образы и представления Будущего. Именно с такой миссией образования сегодня все чаще начинают связывать его социальную эффективность и востребованность. С другой стороны, не в этом ли состоит реальный залог того, что образование, наконец, должно перестать быть сферой социальных обязательств государства, а стать инвестиционно привлекательной сферой, в которую выгодно вкладывать?
Дополнительное образование, на наш взгляд, сегодня ближе всего подошло к решению этой задачи. Сегодня оно реально становится сферой, в которой пересекаются интересы самых различных групп: государства, города (региона), профессиональных сообществ (в том числе, педагогического), родителей, самой молодежи. Идея дополнительности начинает рассматриваться в связи с необходимостью включения образования в широкий социокультурный контекст, а само дополнительное образование обсуждаться по отношению к возможным (складывающимся) процессам муниципального и региональ-ного развития.
Все это подготавливает условия для создания нового поколения проектов и программ в краевой системе дополнительного образования, способных обеспечить социальную эффективность и инвестиционную привлекательность современного образования. Это и является стратегической целью Программы «Поколение-XXI».
В связи с этим основная задача Программы связана с разработкой и реализацией инновационной организации краевой системы дополнительного образования.
Исходя из анализа ситуации в Красноярском крае, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство программ дополнительного образования построено в логике «адаптации» и «воспроизводства» существующего положения дел в обществе. При этом удерживаются либо чисто досуговые цели (хобби), либо задачи до-профессиональной, абитуриентской подготовки по предметам и т. д.
Задача же построения содержания дополнительного образования в логике развития Человеческого потенциала выводит на дискуссию о потенциальных субъектах общественного развития. Вероятно, ни отдельный человек, ни профессиональные сообщества не могут сегодня в полной мере рассматриваться в качестве таковых. В рамках данной Программы мы говорим о новом поколении как таком типе общности, который сегодня может принять на себя миссию общественного развития.
Ориентация на поколенческий характер образовательных программ и проектов выдвигает одно принципиальное требование к проектированию содержания дополнительного образования, а именно: оно должно строиться на основе концепта открытости, а, следовательно, предполагать работу с самоопределением в пространстве культуры и истории, освоение культурно-исторических способов мышления и деятельности.
Основное значение Программы состоит в определении стратегических направлений развития образования, по отношению к которым должна строиться обеспечивающая нормативно-правовая, финансовая, организационная поддержка системы дополнительного образования Красноярского края.
Кроме концептуальных идей Программа содержит в себе описание базового организационного проекта, но при этом Программа принципиально является открытой и обеспечивает включение в себя многообразных деятельностных позиций. Организационный проект Программы указывает на способы соорганизации, необходимые для замысла и реализации базовых процессов реформирования региональной системы дополнительного образования.
Из другой книги по Поколению: Система образования края перестанет быть «обслуживающей» отраслью экономики и становится важнейшей сферой социально-экономического развития. Однако это задает и новые требования к образовательным системам и институтам – они должны не только отвечать за непосредственную организацию процессов образования, обучения и подготовки кадров, но и за опережающую разработку особого класса технологий – гуманитарных, то есть технологий работы с Человеком в самом широком смысле слова.