Методы и средства дифференциации

l Разноуровневое изложение материала

l Сначала упрощенное изложение, затем усложненное

l Целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям

l Многократное повторение изложенного в течение урока

l Использование наглядности в разных видах, в различных сочетаниях со словом

l Дифференцированная работа с учебной литературой

l Дифференцированные задания с учетом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся, целевой направленности обучения

l Дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности; по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности, по образцу решения, показанному учителем и учеником у доски; с комментированным управлением способом выполнения задания; в паре, в группе; полностью самостоятельно с выбором способа выполнения).

l Дозированная помощь учителя на основе изучения причин отставания в учебе (устная учителем, в виде решения задачи, алгоритм, инструкция)

l Индивидуальный опрос (по заранее данным ученику вопросам, по плану, данному учителем, письменный ответ на устные вопросы, предварительный ответ товарищу или группе, а затем перед группой, ответы не на все вопросы сразу, а по частям, дозирование сложности вопросов)

l Дифференцированный контроль

l Самоконтроль

l Программированный контроль

l Индивидуализация домашних заданий (по объему, по сложности, по творческой направленности, по срокам выполнения)

l Дифференцированный темп изучения

Планирование различных видов дифференцированной помощи

l Указание типа задачи, правила, на которое опирается здание

l Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)

l Другая запись условия (в виде значков, матриц, таблиц, словесное)

l Указание алгоритма

l Указание аналогии

l Подобное задание

l Вспомогательное задание

l Раскрытие причинно – следственных связей

l Расчленение

l Наводящие вопросы

l Указание правил

l Предупреждение ошибок, подходов

l Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях

l Переключать с дифференцированной на коллективную, совместную работу.

l Во возможности, создавать ситуацию выбора.

l Дифференциация – способ повышения эффективности учебного процесса на отдельных этапах.

l Дифференцированная похвала.

Педагогические условия успешной дифференциации:

  1. Рекомендуется чаще переключать учащихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу. Весь урок не может быть дифференцированным.
  2. Учитель должен, по возможности, на занятии создавать ситуацию самостоятельного выбора для учащихся разных уровней.
  3. Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.
  4. Дифференциация не должна быть явной.
  5. Учитель должен быть сдержан в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.

Средства -Дифференцированные задачи с учетом особенностей, уровня подготовленности, направленности личности. Позволяют развить мышление и творческую активность.

1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

2. Общее для всей группы задания с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

3. Индивидуальные дифференцированные задания.

4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

5. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения.

6. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

Применение дифференцированного обучения помогает преподавателю достичь следующих целей:

● для первой группы (базовый):

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

● для второй группы (общий уровень):

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

● для третьей группы (продвинутый):

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Вывод

1. Дифференциация используется практически во всех технологиях , поэтому технология дифференцированного обучения является включенной, проникающей технологией .

2. Раннее выявление склонностей и способностей, создание условий для развития личности.

3. Саморазвитие, развитие творческих способностей происходит не только у обучаемого, но и учителя.

4. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

«минус» От правильной дифференциации зависит формирование личности, способность реализовать себя в обществе.

Наши рекомендации