Методы и средства дифференциации
l Разноуровневое изложение материала
l Сначала упрощенное изложение, затем усложненное
l Целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям
l Многократное повторение изложенного в течение урока
l Использование наглядности в разных видах, в различных сочетаниях со словом
l Дифференцированная работа с учебной литературой
l Дифференцированные задания с учетом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся, целевой направленности обучения
l Дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности; по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности, по образцу решения, показанному учителем и учеником у доски; с комментированным управлением способом выполнения задания; в паре, в группе; полностью самостоятельно с выбором способа выполнения).
l Дозированная помощь учителя на основе изучения причин отставания в учебе (устная учителем, в виде решения задачи, алгоритм, инструкция)
l Индивидуальный опрос (по заранее данным ученику вопросам, по плану, данному учителем, письменный ответ на устные вопросы, предварительный ответ товарищу или группе, а затем перед группой, ответы не на все вопросы сразу, а по частям, дозирование сложности вопросов)
l Дифференцированный контроль
l Самоконтроль
l Программированный контроль
l Индивидуализация домашних заданий (по объему, по сложности, по творческой направленности, по срокам выполнения)
l Дифференцированный темп изучения
Планирование различных видов дифференцированной помощи
l Указание типа задачи, правила, на которое опирается здание
l Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
l Другая запись условия (в виде значков, матриц, таблиц, словесное)
l Указание алгоритма
l Указание аналогии
l Подобное задание
l Вспомогательное задание
l Раскрытие причинно – следственных связей
l Расчленение
l Наводящие вопросы
l Указание правил
l Предупреждение ошибок, подходов
l Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях
l Переключать с дифференцированной на коллективную, совместную работу.
l Во возможности, создавать ситуацию выбора.
l Дифференциация – способ повышения эффективности учебного процесса на отдельных этапах.
l Дифференцированная похвала.
Педагогические условия успешной дифференциации:
- Рекомендуется чаще переключать учащихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу. Весь урок не может быть дифференцированным.
- Учитель должен, по возможности, на занятии создавать ситуацию самостоятельного выбора для учащихся разных уровней.
- Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.
- Дифференциация не должна быть явной.
- Учитель должен быть сдержан в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.
Средства -Дифференцированные задачи с учетом особенностей, уровня подготовленности, направленности личности. Позволяют развить мышление и творческую активность.
1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
2. Общее для всей группы задания с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
5. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения.
6. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
Применение дифференцированного обучения помогает преподавателю достичь следующих целей:
● для первой группы (базовый):
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
● для второй группы (общий уровень):
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
● для третьей группы (продвинутый):
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Вывод
1. Дифференциация используется практически во всех технологиях , поэтому технология дифференцированного обучения является включенной, проникающей технологией .
2. Раннее выявление склонностей и способностей, создание условий для развития личности.
3. Саморазвитие, развитие творческих способностей происходит не только у обучаемого, но и учителя.
4. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
«минус» От правильной дифференциации зависит формирование личности, способность реализовать себя в обществе.