Экологическое воспитание детей подготовительной группы
Система работы с детьми в подготовительной группе имеет ряд важных отличительных особенностей. В сентябре она начинается с изготовления самодельного глобуса: на первом занятии дошкольникам дается самое элементарное представление о Земле – материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, о местоположении России и родного города. Дети узнают о некоторых экологических проблемах планеты, своей страны. Нужен именно самодельный глобус большого размера, потому что на этом занятии и далее, в течение всего года, дети работают с ним, т. е. они практически моделируют свои первые географические познания: наклеивают материки, флажками обозначают полюса, наносят печатными буквами названия (стран, столиц, своего города или поселка), приклеивают изображения животных в местах их естественного проживания, значком «SOS» обозначают экологически неблагополучные территории на Земле.
Работа с глобусом целиком сопряжена с чтением познавательной литературы. Стержневым произведением для этой группы является «Экология в картинках» В. Н. Танасийчука (Танасийчук В. Н. Экология в картинках. М., 1989; Удивительная прогулка. Экология в картинках. М., 1995) – автора ряда познавательных книг для детей. Семнадцать рассказов книги создают образное, доступное детям этого возраста представление об основных экологических законах природы.
Чтение рассказов на протяжении всего учебного года сопряжено с наблюдениями в природе и другими видами деятельности, предусмотренными технологией, и сопровождается поиском на глобусе тех мест, о которых идет речь, наклеиванием на него соответствующих животных. Словом, глобус помогает глубже понять содержание книги «Экология в картинках». Он используется весь учебный год – воспитатель работает с ним и вне программы, показывая дошкольникам то, о чем они часто слышат. Кроме того, дети зарисовывают фрагменты рассказов, которые им особенно понравились, и вместе с воспитателем изготавливают самодельную книгу. К концу года их получается семнадцать – целая библиотечка, являющаяся художественно—практическим воплощением экологических познаний детей.
Большое значение в технологии подготовительной к школе группе имеют занятия углубленно—познавательного и обобщающего типа. К этому возрасту дети накопили много конкретных чувственных знаний – на их основе можно проводить классификацию объектов природы, объединять их в группы по разным основаниям, демонстрировать самые различные экологические зависимости, учить детей самостоятельно использовать обобщенное знание в новых ситуациях, что является основой умственной подготовки детей к обучению в школе. На таких занятиях дошкольники приобретают новые навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.
Не менее важны комплексные занятия, на которых организуются выставки произведений искусства. Воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в разных произведениях. Этому помогает осмотр мини—выставок, организованных детьми под руководством воспитателя, если они собраны по всем правилам. Они станут своеобразной подготовкой к посещению музеев, началом приобщения к ценностям культуры, вкладом в общее развитие личности ребенка.
В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы – экскурсии и походы в лес, на луг, водоем. Это очень важные мероприятия эколого—оздоровительного характера: дети дышат чистым воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности, участвуют в природоохранном деле или акции.
Походы и экскурсии дают много эмоциональных впечатлений. Все участники похода, готовясь к нему, делают игрушечные фотоаппараты, которыми «фотографируют» все интересные и красивые явления природы. По возвращении дошкольники «проявляют» фотографии – создают рисунки, а взрослые делают настоящие фотографии, демонстрируют видеофильм.
Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.
Но самым главным экологическим праздником в подготовительной группе является Всемирный день Земли (22 апреля). В этот день проводится акция «Украсим Землю цветами». Ребята высевают семена, высаживают выращенную ими рассаду цветочных культур на участке. Вечером на празднике подводятся итоги хороших дел детей, их отношению к природе: дошкольников посвящают в «юные экологи», им вручают первый документ – свидетельство «Юный эколог» и маленький подарок. Об их хороших делах, любви к природе свидетельствует выставка работ в зале: календари природы, самодельные книги по рассказам Танасийчука и глобус, «Панорама добрых дел», плакаты в защиту ели, рисунки детей и фотографии походов.
Важным является процесс приготовления к празднику. Дети осматривают участок, убирают мусор, планируют клумбы для цветов. В последующие дни воспитатель ведет с детьми беседу о том, что для каждого человека улица, на которой он живет, родной город или поселок, лес, парк являются «домом». Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином.
Итак, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях любовь к природе, к планете.