Дидактический наглядный материал. Демонстрационный материал
Демонстрационный материал. Игрушки: Мальвина, Буратино; 4 блюдца, 4 чашки, треугольник, квадрат, прямоугольник; 2 полоски-модели, контрастные по длине (одна полоска равна длине сторон квадрата и короткой стороне прямоугольника, другая – равна длинной стороне прямоугольника).
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, листочки и цветочки (по 4 шт. для каждого ребенка), конверты; предметы посуды, разрезанные на части (по 2 шт. для каждого ребенка).
Методические указания
Игровая ситуация «Мальвина учит считать Буратино».
I часть.В гости к детям приходят Мальвина и Буратино. Мальвина учит Буратино считать. Она ставит на стол 3 блюдца и предлагает Буратино посчитать их: «Сколько блюдец? Поставь рядом столько же чашек. Сколько чашек? Сколько блюдец? Что можно сказать о количестве блюдец и чашек?»
Мальвина ставит еще одно блюдце и считает: «Как получили четыре блюдца? Сколько у нас чашек? Четыре блюдца и три чашки – сравните, что больше.(Четыре блюдца больше, чем три чашки.) Три чашки и четыре блюдца – сравните, что меньше. (Три чашки меньше, чем четыре блюдца.) Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре? Как сделать так, чтобы блюдец и чашек стало поровну?»
Дети обговаривают два варианта уравнивания. Воспитатель предлагает сделать так, чтобы блюдец и чашек стало по 4. Дети добавляют 1 чашку, считают чашки, уточняют, сколько их стало, и как получилось 4 чашки. (К трем чашкам добавили еще одну чашку.)
II часть.Мальвина дает детям задание: «Расположите на верхней полоске карточки три листочка, на нижней – четыре цветочка». Предлагает посчитать листочки и цветочки. Затем спрашивает: «Сколько листочков? Сколько цветочков? Четыре цветочка и три листочка – сравните, что больше. (Четыре цветочка больше, чем три листочка.) Три листочка и четыре цветочка – сравните, что меньше. (Три листочка меньше, чем четыре цветочка.) Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре? Сделайте так, чтобы листочков и цветочков стало поровну».
Мальвина уточняет способы уравнивания предметов.
III часть.Мальвина показывает Буратино прямоугольник, квадрат и треугольник. Уточняет названия фигур, считает их стороны и углы: «Сколько сторон? Сколько углов?» Потом предлагает сравнить стороны квадрата и прямоугольника. Показывает, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные стороны (с помощью полосок-моделей уточняет свойства квадрата и прямоугольника).
IV часть.Игровое упражнение «Поможем Буратино склеить посуду».
У детей в конвертах предметы посуды, разрезанные на части. Мальвина просит детей помочь Буратино склеить посуду.
Занятие 3
Программное содержание
• Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
• Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
• Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Пирамидка с колечками разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого), веревки, физкультурные палки.
Раздаточный материал. Рули с изображениями геометрических фигур; коробки, цветные карандаши, цветные ленты (по количеству детей).
Методические указания
Игровая ситуация «Давайте поиграем».
I часть.Игровое упражнение «Сосчитай колечки у пирамидки».
Дети вместе с воспитателем рассматривают пирамидку: «Что это?
Из чего собрана пирамидка? Колечки одинакового цвета? Что надо сделать, чтобы узнать, сколько колечек у пирамидки?»
Воспитатель уточняет правила счета и предлагает нескольким детям посчитать колечки: «Сколько колечек у пирамидки?» Затем напоминает правила порядкового счета и просит ребенка посчитать колечки по порядку, называя их цвет.
II часть.Игровое упражнение «Угадай, что изменилось?»
Воспитатель раскладывает на столе колечки и предлагает детям запомнить порядок их расположения. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет колечки местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось (например: «Желтое колечко лежало на четвертом месте, а сейчас на втором месте».)
Упражнение повторяется 2–3 раза.
III часть.Игровое упражнение «Сложи карандаши в коробки».
У каждого ребенка коробка и цветные карандаши.
Воспитатель предлагает детям сложить карандаши в коробки в соответствии с его указаниями, например: «Первый карандаш красный, второй карандаш синий» и т. д. Потом уточняет, который по счету тот или иной карандаш.
IV часть.Подвижная игра «Найди свой гараж».
Воспитатель на ковре составляет геометрические фигуры (гаражи): из веревочек – круг, из физкультурных палок – квадрат, треугольник, прямоугольник.
Воспитатель выясняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздает детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его.
Игра повторяется 2–3 раза.
V часть.Подвижная игра «Карусели».
Дети берутся за ленты и образуют «карусели». «Карусели» движутся под музыку, то быстро, то медленно. (По указанию воспитателя.)
Занятие 4
Программное содержание
• Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».
• Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
• Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).