Школьная система специального образования лиц с нарушениями слуха
Дошкольное образование детей с нарушениями слуха
Обучение дошкольников данной категории осуществляется по специализированным программам.
В основу обучения положена полисенсорная основа обучения детей.
Педагогический процесс отличается иным содержанием, направленным на восполнение пробелов развития, сказывающихся на усвоении основ наук, он специфичен по используемым средствам и методам, ориентирующимся на наличие у ребенка возможности компенсации
В ДОУ проводятся специальные занятия: развитие остаточного слуха, формирование правильного произношения, обучение чтению с губ, обучение грамоте с двухлетнего возраста (синтетическим методом)
Школьная система специального образования лиц с нарушениями слуха
Образование слабослышащих школьников
В специальном педагогическом процессе обеспечивается полисенсорная основа обучения детей с нарушениями слуха. В связи с этим в учебный процесс включаются: работа по развитию навыков чтения с губ; специальные занятия по технике речи, формирующие двигательную, кинестетическую базу речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений; работа по развитию и использованию остаточного слуха.
Особые задачи (формирование речи, а не изучение языка) определяют особое содержание всей работы по речевому развитию слабослышащих (специальный отбор фонетического, лексического, грамматического материала, его группировка, расположение, взаимосвязь частей этого материала)
Значительную роль выполняют наглядные средства (сюжетные картины, макеты, муляжи, видеоматериалы) - они не только иллюстрируют учебный материал, а наглядно раскрывают его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы (преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима) -помогают формировать представления сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне. Все эти средства обычно используются в сочетании со словесными средствами обучения.
Образование глухих школьников
В СССР и России на протяжении многих десятилетий была принята только одна, ставшая традиционной, педагогическая система обучения глухих – на основе языка словесной речи.
Главной задачей была выработка идеального произношения, чистой устной речи, мало, чем отличающейся от произношения слышащих («чистый устный метод обучения»)
Эта система получила название коммуникационная. Глухие дети должны были в условиях обучения в такой системе усваивать язык как средство общения, пользоваться им на всех этапах обучения и в условия социального взаимодействия.
Важнейшие положения коммуникационной системы: формирование и развитие речи глухих в условиях предметно-практической деятельности; целенаправленная работа по развитию мышления в связи с усвоением языка; успешное речевое развитие глухого ребенка возможно только в специально организованной речевой среде, когда возникает естественная потребность в речевом общении, использовании речи в познавательной деятельности.
Коммуникационная система предполагает, что систематическому усвоению должно предшествовать практическое усвоение словесных форм общения. У детей должна развиваться языковая способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний.
Деятельностный принцип обучения языку в коммуникационной системе предусматривает необходимость создания таких условий, в которых словесная речь и освоение языка станут потребностью.
Обучение глухих детей языку в условиях коммуникационной системы обеспечивается не только уроками предметно-практического обучения, но и занятиями по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения направлены на обогащение восприятия речи за счет использования остаточного слуха и зрительного анализатора и на формирование умений и навыков воспроизводить речь в устной форме, внятно и доступно для собеседников в условиях речевого общения.
Педагогическая система билингвистический подходявляется новым направлением в сурдопедагогике, которое появилось в мире в начале 80-х гг. Латинские слова «билингвистический», «билингвизм» переводятся на русский язык как «двуязычный», «двуязычие»
В мире насчитывается свыше 5000 языков и только около 200 государств. В некоторых странах двуязычие официально закреплено законодательством, в Европе, например, таких государств шесть. В большинстве стран современного мира существуют двуязычные группы населения. Исключения составляют представители так называемых доминирующих языков – коренные русские, французы, японцы, англичане.
По отношению к глухим термин билингвизм начал применяться не более 25 лет назад. Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса – русского (или иного национального) языка (в устной, письменной и тактильной форме) и русского (или иного) жестового языка.
В России работает только одна билингвистическая школа – Московская билингвистическая гимназия, существующая с 1992 г. (научный руководитель проф. Г.Л. Зайцева).
Применение данного подхода позволяет сократить сроки обучения, овладеть содержанием дисциплин, ранее недоступным глухим (логика, этика, иностранный язык); более эффективно осуществляется процесс социализации лиц данной категории.
Технические средства обучения
Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования процесс специального образования неслышащих оснащается разнообразными техническими средствами, обеспечивающими передачу информации на зрительной основе. Это разнообразные средства статистической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы.
Все большее место в процессе коммуникации неслышащих занимают сегодня телекоммуникационные средства. Все больше телепередач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой связью; повседневным средством связи глухих стал телефакс.
Особое место в жизни неслышещих занимает компьютер, выступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чтения с губ.