Средства дистанционного обучения
В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий.
Применительно к современному образованию корректнее использовать термин "программно-технические средства обучения".
Программно-технические средства, разработанные для проведения дистанционного обучения, должны решать следующие педагогические задачи:
- предоставлять возможность самостоятельного обучения и компьютерного тестирования;
- обеспечивать удобный способ передачи учебного материала;
- поддерживать общение и совместную работу учащихся, способствовать коллективному взаимодействию.
Средства обучения. При дистанционном обучении могут широко использоваться разнообразные обучающие средства:
- учебные книги, пособия, справочники и дидактические материалы на печатной основе;
- звуковые пособия;
- аудиовизуальные пособия;
- электронные учебные материалы (электронные учебники);
- компьютерные программы учебного назначения (вспомогательные).
В ДО широко используются как печатные, так и электронные учебные издания. При разработке дидактических печатных и электронных материалов для ДО необходимо руководствоваться следующими принципами:
- учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;
- при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;
должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;
- обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.
Электронные учебные материалы представляет собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают рядом положительных свойств:
- компактность хранения в памяти компьютера или на внешнем носителе;
- возможность оперативного внесения изменений;
- возможность организации непоследовательного изучения материала с помощью гиперссылок;
- возможность использования богатых мультимедийных средств (аудио, видео, графика, анимация);
- возможность организации интерактивного взаимодействия между учащимся и учебником;
- передача на большие расстояния с помощью средств телекоммуникации.
Современные электронные учебники (автоматизированные обучающие программы) способны решать следующие задачи:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- визуализация учебной информации;
- моделирование и имитация изучаемых процессов или явлений;
- осуществление контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью;
- осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
- развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
- усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств или использования игровых ситуаций).
Дидактические звуковые и аудиовизуальные учебные материалы широко используются не только в дистанционном образовании, но и в традиционном. В настоящее время в основном записываются на аудиои видеокассеты, лазерные компакт-диски или просто передаются в электронном виде по компьютерной сети.
Компьютерные программы учебного назначения заявили о себе, как о средстве обучения в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров. Изначально эта категория компьютерных программ включала все программные учебного назначения. В настоящее время удобно под этой категорией понимать вспомогательные специализированные программные средства, предназначенные для решения следующих задач:
- высвобождение учебного времени за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ: различных расчетов и моделирования, обработки и визуализации опытных данных и т.д.;
- проведение лабораторных работ в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
- проведение лабораторных работ в условиях удаленного доступа к реальному оборудованию.
В зависимости от используемых программно-технических средств доставки учебных материалов можно разделить на три группы:
- почта (в том числе курьерская);
- радиои телевещание;
- сетевые.
Дистанционное образование ориентируется в первую очередь на сетевые средства доставки. Можно выделить следующие сетевые средства доставки учебных материалов:
- электронная почта;
- протоколы ftp и http.
Средства организации общения, также как и средства доставки, можно разделить на три группы:
- почта (в том числе курьерская);
- радиосвязь и телефонная связь, телевизионное вещание;
- сетевые.
Средства организации совместной работы и коллективного взаимодействия интегрируют в себе разнообразные сетевые средства общения для организации дистанционной совместной групповой работы. Кроме этого, средства коллективного взаимодействия позволяют вести пошаговое руководство по ведению проекта, включающее такие стадии, как начало проекта, назначение руководителя проекта, определение командной цели, определение требуемых
материальных ресурсов, контрольных точек. Все эти возможности позволяют организовать совместную учебную и научно-исследовательскую работу в распределенном режиме.