Виды упражнений по развитию речи у детей.
НАХОДЯЩИХСЯ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИХ УРОВНЯХ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
На всех рассмотренных этапах коррекционного воздействия предусматривается работа по развитию словаря, звуковой системы речи и ее грамматического строя, но проводится она при рассматриваемых аномалиях специфично — путем формирования нарушенных в своем развитии психологических механизмов, лежащих в основе недоразвития речи.
Так, дефекты усвоения словаря, как отмечалось, у детей с первичным речевым недоразвитием связаны с несформированностью фонемных, морфологических, слоговых и кинестетических образов слов, поэтому приходится формировать эти образы поэтапно, учитывая речевые и психические возможности ребенка. В связи с этим на первом этапе внимание детей обращалось к звуковому, слоговому и двигательному составу слов в целом и некоторым входящим в них фонемам и морфемам в процессе восприятия ими специально подобранного языкового материала (паронимов, омонимов, словоформ).
На втором этапе в процессе вычленения синтаксических морфем у детей формируются представления о морфологическом составе слов. На третьем этапе проводится осознанный анализ фонологического, слогового состава слов и реализующих их движений. На четвертом этапе формируются оптические (графические) образы усвоенных прежде всего в устной речи и отработанных на предыдущих этапах слов. ►
При развитии грамматического строя речи основное внимание обращается также на поэтапное формирование психологических механизмов его нарушения.
На первом этапе в процессе восприятия специально подобранных коррелирующих словоформ внимание ребенка привлекается к способам внешнего выражения грамматических значений.
На втором этапе формируется навык практического вычленения наиболее обиходных синтаксических и словообразующих морфем, и на этой основе закрепляется связь между значением морфем, фиксирующими их звукокомплексами и реализующими эти комплексы движениями. Это приводит к упорядочению морфологических элементов и усвоению норм их использования. На этой основе оказывается возможным и формирование операций объединения слов в предложение.
На третьем этапе в процессе формирования осознанного действия фонематического и слогового анализа слов закрепляются отработанные на предыдущем этапе грамматические навыки путем специального подбора слов в соответствующей грамматической форме, на материале которых воспитываются название формы языкового и речевого анализа. В процессе формирования произвольного анализа словесного состава предложения закрепляется фразовый стереотип.
На четвертом этапе закрепление усвоенных грамматических навыков проводится в процессе чтения путем включения в тексты отработанного на предыдущих этапах грамматического материала.
Таким образом, развитие словаря и грамматического строя достигается формированием операций вычленения основных элементов языка и речи (фонем, морфем, слов, артикулем, слогов) и формированием функциональных связей между ними. Эти операции отрабатываются на каждом этапе, но каждый раз на более высоком уровне в процессе специально организованной деятельности ребенка с языком при восприятии устной речи, отборе языковых единиц и реализующих их движений для собственного высказывания, при формировании осознанного языкового и речевого анализа и в процессе чтения. На каждом из этих этапов в соответствии с возможностями ребенка используется определенная система фиксации основных строительных элементов языка — фонем.
Успешность овладения указанными структурами достигается многократным повторением действий ребенка на ограниченном и повторяющемся лексическом и грамматическом материале.
Построенная таким образом система коррекционного воздействия с использованием на каждом этапе одних и тех же языковых и речевых единиц, но с постепенным усложнением оперирования ими, обеспечивает усвоение языковых закономерностей и дает толчок для самостоятельного развития речи при языковых формах алалии и позволяет закрепить двигательные стереотипы при апраксических расстройствах.