Состава слов Формирование слогового восприятия и воспроизведения речи.

Наиболее приемлемым речевым материалом, который можно было использовать на данном этапе работы с детьми, находящимися на наиболее низких уровнях речевого развития, были различного рода зву­коподражания, включаемые в несложные сюжетные игры.

Тексты этих игр широко представлены в литературе, их обычно про­водят с детьми в целях развития подражательной речи, моторики ре­чевого аппарата и дифференциации звукоподражаний на слух, однако в предлагаемой нами системе занятий эти упражнения преследуют бо­лее широкие и несколько иные цели. В процессе проведения этих игр отрабатывается:

• слоговое восприятие и воспроизведение речи (звукоподражаний);

• выделение гласных звуков из звукоподражательных комплексов с
опорой на зрительной восприятие их орального образа;

• узнавание и непроизвольное воспроизведение гласных звуков на
основе восприятия их орального образа;

• восприятие и воспроизведение ритмов;

• элементарный словарь;

• элементарные произносительные навыки.

В соответствии с поставленными задачами была разработана и ме­тодика проведения игр.

Весь текст игры проговаривается педагогом, дети же только выпол­няют соответствующие действия и непроизвольно подключаются к вос­произведению звукоподражаний.

При проведении игр педагог постоянно фиксирует внимание детей
на положении органов артикуляции, особенно при произнесении глас­
ных звуков. .

Каждое звукоподражание произносится педагогом на одном выдо­хе, после каждого звукоподражания следует небольшая пауза. Гласные звуки интонируются голосом и произносятся более длительно, чем в обычной речи.

Произношение каждого звукоподражательного комплекса сопро­вождается соответствующим количеством ударов (например, произно­шение звукоподражания га-га-га сопровождалось тремя продолжи­тельными ударами руки).

Таким образом, выделение и фиксация слогов в указанных упраж­нениях достигается с помощью трёх средств: паузы после каждого слога звукоподражания, отстукивания слогов и зрительного восприятия ар­тикуляции гласных звуков.

После двух месяцев работы вводится произношение слогов в соста­ве специально подобранных предложений (при работе с дошкольника­ми; при работе с учащимися речевой школы эти упражнения с первых дней занятий можно проводить на уроках произношения):

Бы-бы-бы — зеленые бо-бы Пи-пи-пи — яблоки ку-пи Па-па-па — мелкая кру-па Ба-ба-ба — вот стоит изба

Ту-ту-ту — улицу ме-ту Ду-ду-ду — домой и-ду Ды-ды-ды — вышли из во-ды Га-га-га — зеленые луга




9-4650



Педагог произносит текст (дети включаются только в непроизволь­ное произношение слогов), слоги отхлопываются. Упражнения прово­дятся перед зеркалом. Цель этих упражнений — развитие слогового восприятия и воспроизведения речи, а также воспитание соотноше­ния между зрительным, кинестетическим и слуховым образами звука. Немаловажное значение приобретает вопрос о фонетическом составе слогов и последовательности их предъявления. Последовательность включения гласных и согласных звуков в эти упражнения определя­ются несколькими факторами: легкостью распознавания орального образа звука; легкостью произношения звука и анализа образующих­ся в процессе его произношения кинестетических ощущений. В связи с этим в упражнения последовательно включаются гласные а, у, и, о, губные, переднеязычные, губно-зубные, заднеязычные, свистящие, звук л, шипящие и звук р. Слоговые упражнения с каждым из пе­речисленных согласных проводятся на протяжении нескольких заня­тий, после чего в материал слоговых упражнений включается другой согласный звук. Далее включается произношение слогов с резко контрастными в артикуляционном отношении согласными звуками (например, ба и та). Это дает возможность ощутить различие ар­тикуляционных укладов и отработать переключение с одной артику­ляции на другую.

Полезно на данном этапе и формирование наблюдений ребенка за положением органов артикуляции при произнесении указанных лого­педом звуков в составе специально подобранных тексов. Например: от­гадайте, кто как кричит:

Пить, пить, пить — воды попить Мур, мур, мур — пугаю кур Му-му-му — молоко кому.

Тра-та-та, тра-та-та, Шли учиться два ко-та. Увидали мыш-ку — Побросали книж-ки.

Дож-дик, дож-дик, не дожди! Дож-дик, дож-дик, подожди!

Бе-лые ба-раны Би-ли в ба-рабаны.

С ба-рабаном ходит ежик

Бум-бум-бум! Целый день играет ежик

Бум-бум-бум!

Игра «Чей домик?»Логопед: «Дети, мы сейчас поиграем в игру "Чей домик?" Прежде чем играть, давайте вспомним, кто как кричит. Посмотрите на меня и послушайте, как кричат гуси. Гуси широко от­крывают рот». Логопед показывает правильную артикуляцию звука а и говорит, широко открывая рот: «Гаа... (пауза), гаа...» Гласный а про­тягивается. Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: «Муу.. (пауза), муу...» (губы немного вытянуты вперед). Посмотрите на меня, как я улыбаюсь, и послушайте, как кричит козочка: «Бее... (пау­за), бее...» Посмотрите и послушайте, как курочка зовет своих деток-цыпляток: «Ко-коо...» (логопед при произношении о держит губы ова­лом). А теперь начнем играть. Я буду хозяйкой (вначале логопед берет роль хозяйки на себя, а затем вместе с ребенком.

— Коровушкой будут Коля и Таня. Вот и домик коровушки. (Коро­
вушка идет в свой домик.)

— Козочкой будет (называет имя ребенка). Вот твой домик. (Козоч­
ка идет домой.)

— Гусем будет (называет им ребенка). Иди в этот домик.

— Курочкой будет (называет имя ребенка). Курочка живет в это до­
мике. (Курочка идет в свой домик.)

— Теперь я буду отгадывать по голосу, кто где живет».
Логопед подходит к домику коровушки* стучит и медленно, плавно

говорит:

— Тук-тук-тук! (Пауза), Кто в этом домике живет?

— Коровушка встает и мычит: «Муу... (пауза) муу...»1.
Логопед: Отгадала, здесь живет коровушка.

Стучится (ритмично на каждое слово) в домик гуся и говорит чет­ко, плавно, медленно, неторопливо:

— Тук-тук-тук! (Пауза). Кто в этом домике живет?

Гусь отвечает: «Гаа... (пауза), гаа...» л

Если ребенок неясно произносит «Гаа...» или не делает паузы, ло­гопед говорит:

— Не могу понять, кто в этом домике живет.

Ребенок повторяет звукоподражание: «Гаа... (пауза), гаа...» Логопед: Отгадала, здесь живет гусь Как он хорошо кричит! Затем подходит к домику курочки. Стучит три раза и говорит:

— Кто в этом домике живет?

Курочка отвечает: «Ко-коо... (пауза), ко-коо...» с повышением и по­нижением голоса.

Логопед: Здесь живет курочка.

Состава слов Формирование слогового восприятия и воспроизведения речи. - student2.ru 1 Если ребенок не включается с первого раза в произнесение звукоподражания, он может показать картинку с изображением животного. Логопед сам имитирует звук, из­даваемый животным.

Затем логопед подходит к домику козочки, стучит, спрашивает и по голосу отгадывает, кто в этом домике живет.

Логопед: Я отгадала, где живут коровушка, козочка, гусь, куроч­ка. Теперь гусь, курочка, козочка и коровушка пойдут на лужок травку пощипать, зернышки поклевать да червячков поискать. Коровушка, хо­чешь погулять?

Коровушка: Муу... (пауза), муу...

Логопед: Иди, коровушка. Козочка, хочешь погулять?

Козочка: Бее... (пауза), бее... и т.д.

Логопед: Слышу, как мычит коровушка. А где же гусь? (Гусь от­вечает.) А где же козочка, не вижу ее? (Козочка отвечает.) Ах, вот где она спряталась, в кустики, ее и не видно. Коровушку, гуся, козочку вижу, а вот курочку не могу найти. Где она? Курочка отвечает: «Ко-коо... (па­уза), ко-коо...»1.

Наши рекомендации