Состава слов Формирование слогового восприятия и воспроизведения речи.
Наиболее приемлемым речевым материалом, который можно было использовать на данном этапе работы с детьми, находящимися на наиболее низких уровнях речевого развития, были различного рода звукоподражания, включаемые в несложные сюжетные игры.
Тексты этих игр широко представлены в литературе, их обычно проводят с детьми в целях развития подражательной речи, моторики речевого аппарата и дифференциации звукоподражаний на слух, однако в предлагаемой нами системе занятий эти упражнения преследуют более широкие и несколько иные цели. В процессе проведения этих игр отрабатывается:
• слоговое восприятие и воспроизведение речи (звукоподражаний);
• выделение гласных звуков из звукоподражательных комплексов с
опорой на зрительной восприятие их орального образа;
• узнавание и непроизвольное воспроизведение гласных звуков на
основе восприятия их орального образа;
• восприятие и воспроизведение ритмов;
• элементарный словарь;
• элементарные произносительные навыки.
В соответствии с поставленными задачами была разработана и методика проведения игр.
Весь текст игры проговаривается педагогом, дети же только выполняют соответствующие действия и непроизвольно подключаются к воспроизведению звукоподражаний.
При проведении игр педагог постоянно фиксирует внимание детей
на положении органов артикуляции, особенно при произнесении глас
ных звуков. .
Каждое звукоподражание произносится педагогом на одном выдохе, после каждого звукоподражания следует небольшая пауза. Гласные звуки интонируются голосом и произносятся более длительно, чем в обычной речи.
Произношение каждого звукоподражательного комплекса сопровождается соответствующим количеством ударов (например, произношение звукоподражания га-га-га сопровождалось тремя продолжительными ударами руки).
Таким образом, выделение и фиксация слогов в указанных упражнениях достигается с помощью трёх средств: паузы после каждого слога звукоподражания, отстукивания слогов и зрительного восприятия артикуляции гласных звуков.
После двух месяцев работы вводится произношение слогов в составе специально подобранных предложений (при работе с дошкольниками; при работе с учащимися речевой школы эти упражнения с первых дней занятий можно проводить на уроках произношения):
Бы-бы-бы — зеленые бо-бы Пи-пи-пи — яблоки ку-пи Па-па-па — мелкая кру-па Ба-ба-ба — вот стоит изба |
Ту-ту-ту — улицу ме-ту Ду-ду-ду — домой и-ду Ды-ды-ды — вышли из во-ды Га-га-га — зеленые луга
9-4650
Педагог произносит текст (дети включаются только в непроизвольное произношение слогов), слоги отхлопываются. Упражнения проводятся перед зеркалом. Цель этих упражнений — развитие слогового восприятия и воспроизведения речи, а также воспитание соотношения между зрительным, кинестетическим и слуховым образами звука. Немаловажное значение приобретает вопрос о фонетическом составе слогов и последовательности их предъявления. Последовательность включения гласных и согласных звуков в эти упражнения определяются несколькими факторами: легкостью распознавания орального образа звука; легкостью произношения звука и анализа образующихся в процессе его произношения кинестетических ощущений. В связи с этим в упражнения последовательно включаются гласные а, у, и, о, губные, переднеязычные, губно-зубные, заднеязычные, свистящие, звук л, шипящие и звук р. Слоговые упражнения с каждым из перечисленных согласных проводятся на протяжении нескольких занятий, после чего в материал слоговых упражнений включается другой согласный звук. Далее включается произношение слогов с резко контрастными в артикуляционном отношении согласными звуками (например, ба и та). Это дает возможность ощутить различие артикуляционных укладов и отработать переключение с одной артикуляции на другую.
Полезно на данном этапе и формирование наблюдений ребенка за положением органов артикуляции при произнесении указанных логопедом звуков в составе специально подобранных тексов. Например: отгадайте, кто как кричит:
Пить, пить, пить — воды попить Мур, мур, мур — пугаю кур Му-му-му — молоко кому.
Тра-та-та, тра-та-та, Шли учиться два ко-та. Увидали мыш-ку — Побросали книж-ки.
Дож-дик, дож-дик, не дожди! Дож-дик, дож-дик, подожди!
Бе-лые ба-раны Би-ли в ба-рабаны.
С ба-рабаном ходит ежик
Бум-бум-бум! Целый день играет ежик
Бум-бум-бум!
Игра «Чей домик?»Логопед: «Дети, мы сейчас поиграем в игру "Чей домик?" Прежде чем играть, давайте вспомним, кто как кричит. Посмотрите на меня и послушайте, как кричат гуси. Гуси широко открывают рот». Логопед показывает правильную артикуляцию звука а и говорит, широко открывая рот: «Гаа... (пауза), гаа...» Гласный а протягивается. Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: «Муу.. (пауза), муу...» (губы немного вытянуты вперед). Посмотрите на меня, как я улыбаюсь, и послушайте, как кричит козочка: «Бее... (пауза), бее...» Посмотрите и послушайте, как курочка зовет своих деток-цыпляток: «Ко-коо...» (логопед при произношении о держит губы овалом). А теперь начнем играть. Я буду хозяйкой (вначале логопед берет роль хозяйки на себя, а затем вместе с ребенком.
— Коровушкой будут Коля и Таня. Вот и домик коровушки. (Коро
вушка идет в свой домик.)
— Козочкой будет (называет имя ребенка). Вот твой домик. (Козоч
ка идет домой.)
— Гусем будет (называет им ребенка). Иди в этот домик.
— Курочкой будет (называет имя ребенка). Курочка живет в это до
мике. (Курочка идет в свой домик.)
— Теперь я буду отгадывать по голосу, кто где живет».
Логопед подходит к домику коровушки* стучит и медленно, плавно
говорит:
— Тук-тук-тук! (Пауза), Кто в этом домике живет?
— Коровушка встает и мычит: «Муу... (пауза) муу...»1.
Логопед: Отгадала, здесь живет коровушка.
Стучится (ритмично на каждое слово) в домик гуся и говорит четко, плавно, медленно, неторопливо:
— Тук-тук-тук! (Пауза). Кто в этом домике живет?
Гусь отвечает: «Гаа... (пауза), гаа...» л
Если ребенок неясно произносит «Гаа...» или не делает паузы, логопед говорит:
— Не могу понять, кто в этом домике живет.
Ребенок повторяет звукоподражание: «Гаа... (пауза), гаа...» Логопед: Отгадала, здесь живет гусь Как он хорошо кричит! Затем подходит к домику курочки. Стучит три раза и говорит:
— Кто в этом домике живет?
Курочка отвечает: «Ко-коо... (пауза), ко-коо...» с повышением и понижением голоса.
Логопед: Здесь живет курочка.
1 Если ребенок не включается с первого раза в произнесение звукоподражания, он может показать картинку с изображением животного. Логопед сам имитирует звук, издаваемый животным.
Затем логопед подходит к домику козочки, стучит, спрашивает и по голосу отгадывает, кто в этом домике живет.
Логопед: Я отгадала, где живут коровушка, козочка, гусь, курочка. Теперь гусь, курочка, козочка и коровушка пойдут на лужок травку пощипать, зернышки поклевать да червячков поискать. Коровушка, хочешь погулять?
Коровушка: Муу... (пауза), муу...
Логопед: Иди, коровушка. Козочка, хочешь погулять?
Козочка: Бее... (пауза), бее... и т.д.
Логопед: Слышу, как мычит коровушка. А где же гусь? (Гусь отвечает.) А где же козочка, не вижу ее? (Козочка отвечает.) Ах, вот где она спряталась, в кустики, ее и не видно. Коровушку, гуся, козочку вижу, а вот курочку не могу найти. Где она? Курочка отвечает: «Ко-коо... (пауза), ко-коо...»1.