Тема 3. Проблема профессионально-психологической компетенции педагога

Вопросы к зачету

1. Педагогическая деятельность: понятие, формы, характеристики, содержание. Мотивация, основные функции и умения в педагогической деятельности.

2. Педагогическое общение: понятие, характеристики, содержание, барьеры. Индивидуальный стиль общения педагога с детьми и занимаемые им позиции.

3. Проблема профотбора в педагогической деятельности, этапы становления педагога как профессионала.

4. Характеристика педагогических способностей и педагогического такта. Влияние темперамента педагога на его педагогическую деятельность.

5. Самосовершенствование педагогической деятельности.

6. Общая характеристика воспитания: понятие, виды, цели, методы, приемы, средства, принципы, институты.

7. Понятие воспитуемости и воспитанности, критерии воспитанности. Значение самовоспитания в развитии личности ученика.

8. Психологические воздействия и условия воспитания. Оценка и отметка.

9. Психологические барьеры в воспитании: понятие, причины, формы проявления.

10. Понятие учебной деятельности, обучения, учения, научения, обучаемости и обученности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности.

11. Образование как многоаспектный феномен

12. Основные направления обучения:общая характеристика

13. Теория поэтапного формирования умственных действий

14. Психологическая сущность и организация проблемного обучения

15. Теория программированного обучения

16. Развивающее обучение: системы Л.В. Занкова и В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина

17. Мотивация учебной деятельности, причины школьной неуспеваемости.

Тема 1. Психология педагогической деятельности

1. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее
компоненты, формы, характеристики, содержание

2. Мотивация педагогической деятельности

3. Основные функции педагогической деятельности

4. Педагогические умения

Литература

Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В. Гамезо. - М., 1984. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

Гоноболин Ф. О педагогических способностях учителя. - М., 1964.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону., 1997.

Кузьмина КВ. Способности, одаренность, талант учителя.- Л., 1985.

Кузьмина И.В. Психологическая структура деятельности учителя. - Гомель., 1976.

Крылов А.И. Психологические основы педагогического мастерства. — М., 1989.

Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

Немов Р. С. Психология.- М., 1999.

Реан А.А. Психология педагогической деятельности. - М., 1985.

Тема 2. Психология воспитателя и учителя

1. Педагогические способности: понятие, виды, предпосылки
(психофизиологические, психологические)

2. Педагогический такт и его формирование

3. Влияние темперамента педагога на его педагогическую деятельность

4. Пути и средства предупреждения повышенной утомляемости и предотвращения психологической перегрузки педагога

Литература

Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей.//Вопросы психологии. — 1988., № 5

Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей.//Вопросы психологии. - 1995., № 5.

Беляев Г. С. Психологическаясаморегуляция. М. -1977.

Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки.-М- 1987.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону., 1997.

Кагалъняк А.И., Мельник Л.П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности.//Вопросы психологии. - 1986., №2.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985. ЛиндеманX. Система психофизического саморегулирования. — М. -1992. Миронова М.И. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя.//Вопросы психологии. - 1998.- № 1.

Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта, - Саратов, 1972.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - Кн.2. - М., 2002

Тема 3. Проблема профессионально-психологической компетенции педагога

1. Проблема профотбора в педагогической деятельности

2. Этапы становления педагога как профессионала

3. Имидж педагога

4. Методы социально-психологического тренинга профессиональной компетентности

Литература

Гамезо М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003

Педагогическая психология/ Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2004

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-н/Д, 2003

Наши рекомендации