МУ.,.ха МУ...равей М А...шина МА...лина

• Можно сопровождать задание демонстрацией рисунков.





5. Игра «Мамина сумка».

Воспитатель спрашивает, какие продукты принесла мама из| магазина, если она покупала только такие, в названиях которых| слышится звук М?

• Масло, молоко, мороженое, макароны, маргарин, мясо, манкаЛ

6. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 6

Тема.Закрепление звуков А, У, О, М. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке и слоговым таблицам. Написание первого слога в схемах под предметными картинками — муха и т. д.

МУ.,.ха МУ...равей М А...шина МА...лина - student2.ru

1. Чтение стихов, в которых определенный звук слышится чаще, чем другие звуки. Звук интонационно выделяется.

А

Август.

Алеет за лесом закат.

Алые аисты к лесу летят.

Астры зарделись на клумбах в саду.

Алые тени дрожат на пруду.

Алые утки по пруду скольсят...

Жаль, что уже отгорает закат!

У

Устала утка на пруду Учить своих утят. Утята плавать на виду У мамы не хотят. Ужасно утка мучится: Ну что из них получится?!

Загадка

Уж не солнце ль виновато, Что висит на небе вата?

(Облако)

О

Облако, облако, шерстка колечками. Очень ты, облако, схоже с овечками.

М

Мы ныряем не в реке — Мы ныряем в молоке. Молоко поля залило, Мостик, речку и кусты. Молоко дома покрыло, Мягко льется с высоты. Мы теперь на самом дне. Мы — в молочной глубине. Мы плывем не в океане — Мы плывем в густом... (Тумане)

2. Чтение слогов по большой разрезной азбуке (фронтальная
работа).

АМ МО АУ ОММА УА

УМ МУ МО

3. Индивидуальная работа. Составить предложение из слогов:

Мама, ау!Ау, мама!

Загадки

Ни на меру, ни на вес, Но у всех людей он есть.

(Ум)

Что стоит посреди земли?

(Буква М)

У человека одна, У ворона — две. У свиньи и червяка Нет ни одной.

(О)

4. Фонетическая игра «Кто что услышит»? Дидактическая задача.Дать представление о звуках окружа-юЩего мира.






Оборудование. Ширмочка, колокольчик, барабан, стакан, ка- ] стрюлька, деревянная ложка, чайная дожечка.

Содержание. Один из детей за ширмочкой, стоящей на столе, < звонит в колокольчик, стучит ложечкой по стеклянному, метал- ] лическому или деревянному предмету, барабанит и т.д. Дети говорят, что они слышат (звон, стук, гром), и по звуку определяют! предмет.

5. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 7

Тема, Согласный звук С (С'), буква С. Определение места звука в трех позициях. Сравнение на слух слов сама и сам. Практи­ческое знакомство с ударным гласным звуком.

Воспитатель:

— Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко
произносить — тянуть, при этом во рту ничто не мешает, нет
преграды. Как называются такие звуки?

• Гласные. А, О, У.

Как называются звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка?

• Согласные. М.

Сегодня мы познакомимся с новым звуком С и буквой С,| которая обозначает этот звук.

1. Характеристика звука С.

— «С» — песенка насоса. Губы в улыбке, зубы видны. Кончик!
языка спрятался за зубы. Какая струйка воздуха выходит изо]
рта — теплая или холодная?

А если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произ-1 нести звук, то горло не дрожит. Горло — домик голоса. Звук! произносится глухо и называется глухим согласным звуком.! Может произноситься твердо (сахар, сом, Саша)и мягко (сено,] василек).

2. Место звука С в трех позициях.

• Примеры приводят дети.

Можно использовать загадки с иллюстрациями. Например:

На шесте — дворец, во дворце — певец, А зовут его... (скворец)

Вместо хвостика — крючок, Вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый.

(Свинья)

Я катаюсь на нем до вечерней зари, Но ленивый мой конь возит только с горы. А на горку всегда сам пешком я хожу И коня своего за веревку вожу.

(Сани)

3. Звуковой анализ слова сани(интонационно звук выделяется). — Какой первый звук в слове сани?Это гласный или соглас­ный? Докажите.

• Когда мы его произносим, во рту мешают зубы и язык. Его можно тянуть, но нельзя произнести громко.

Е1-П

— Сколько слогов в этом слове? Как вы догадались?

• В слове сани— два гласных звука — А, И, значит, и два
слога.

— Какой первый слог?

— Второй?

— Давайте составим предложение со словом сани.

• Ответы детей. Например: Сани мчатся (скользят, едут).

— Попробуйте расширить это предложение.

• Сани мчатся с горы. С крутой горы мчатся сани. С крутой
горы мчатся красивые сани. И т.д.

4. Фонетическая игра на развитие внимания «Кто запомнит больше слов со звуком С».

• Стихотворение воспитатель читает два раза. Первый раз —
для осмысливания текста; второй — для запоминания слов
с заданным звуком.





Солнце село за селом, Спят синицы, сойки спят. Спит в реке усталый сом, Спят и лес, и степь, и сад. Стадо спит, пастух и пес. Смолкли скрипы, песни, смех. Сон в страну свою унес всех.

Примечание. Чтобы дети расслабились, читая стихотворение в| первый раз, можно предложить им закрыть глаза и представить услы-] шанное.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре — Топаем ногами. Раз, два, три, четыре — Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире — Раз, два, три, четыре. Наклониться — три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.

Соответствующие движения

5. Анализ буквы С.

• Рассматривается большая буква, маленькая, а затем они]
сравниваются. «Прописывание» буквы в воздухе.

— На что похожа эта буква?

• Ответы детей. (На месяц, на банан и др.)

Села мышка в уголок, Съела бублика кусок.

Примечание. Можно показать бублик, спросив: «На какую букву ] он похож?» Затем отломить кусочек и задать вопрос снова.

6. Чтение слогов, составленных из букв наборного полотна!
большого формата (хоровое чтение) с договариванием до целого]
слова. Например: СА...(ша), СУ...(шу) и др.

СА АС СО ОС СУ УС

7. Чтение слов оса, сама.Составление предложений.

8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам малого фор­
мата. Составление слогов из букв.

• У каждого ребенка наборное полотно с пройденными буквами. Заполняется оно постепенно, т. е. на данный момент здесь буквы А, У, Ы9 О, С. Эту работу воспитатель делает пред­варительно, готовясь к занятию.

СА МА

СО МО СУ МУ

Внимание* Дети обязательно поощряются фишками за пра­вильные ответы и выполненное задание. В конце занятия фишки подсчитываются.

9. Игра с заданием «Назови слова». Дети вспоминают зве­
рей или птиц, в названиях которых есть звук С. Дети становятся
в круг:

Становитесь в круг опять. Будем в солнышко играть. Мы — веселые лучи, Мы резвы и горячи. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире.

Воспитатель с мячом — в середине круга. Если в слове есть звук С — дети ловят мяч, если нет — отталкивают. Например: сокол, слон, соловей, синица (заданный звук интонационно выделяется): воробей, корова и др. Хорошо использовать за­гадки.

Днем слепа, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот.

(Сова)

Заворчал живой замок, Лег у двери поперек.

(Собака)





Посмотрите-ка, какая — Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой.

(Лиса)

8. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 8

Тема. Звук X (X1)» буква X. Определение слоговой структура слов мох, муха. Составление одного-двух предложений со слова*! ми сухо, сыро.

1. Анализ звука X.

— Как вы думаете, какой это звук?

• Используя эвристический прием, воспитатель подводит
теи к выводу, что X — согласный звук (произносится глухой
его нельзя произнести громко). Дети приводят примеры ел

с данным звуком в трех позициях — в начале слова, в середине^ в конце.

Затем воспитатель загадывает загадки, отгадки анализируют-] ся, т. е. определяется место звука X, количество слогов, ударение,] составляются предложения, даются те или иные сведения о] данном предмете, явлении, животном и т, д.

Загадки

В поле родился, На заводе варился, В стакане растворился.

(Сахар)

• Здесь уместен небольшой опыт» проведенный воспитателем!
с сахаром, рассказ о том, как делается сахар.

Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки.

(Горох)

Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!

(Хомяк)

В нашей кухне Круглый год Дед Мороз В шкафу живет.

(Холодильник)

2. Анализ буквы X. Буква-хохотушка: ХА-ХА-ХА.

X все ходит, ходит, ходит — Места, что ли, не находит?

А. Шибаев

3. Чтение слогов, составленных на фланелеграфе из букв
большой кассы:

АХ, УХ, ОХ, ХА, ХО Загадка

Кругленькая дощечка, По краям обшивочка, А в середине дырочка.

(Ухо)

— К какому слогу надо прибавить одну букву, чтобы полу­чилось слово ухо?

К слогу ХО.

Физкультминутка

Раз — согнуться, разогнуться, Два — нагнуться, потянуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять, шесть — тихо сесть.

Соответствующие движения.





Семь, восемь — лень отбросим.

Встать в исходное положение.

4. Составление предложения со словами сухо, сыро(устно).
Игра «Наоборот».

Дидактическая задача.Обогащать лексику словами-антони­мами.

Содержание.Воспитатель произносит определенные слова, дети должны назвать слово с противоположным значением. На­пример: высоко — низко; узкий — широкий; вперед — назад; добрый — злой; вежливый — грубый; аккуратный — неряшли­вый; трудолюбивый — ленивый; начало — конец и т. д.

Примечание. Чтобы избежать механических ответов, лучше да­вать эти слова в сочетании с существительными, например: узкая доро­га - широкая дорога.

За правильный ответ ребенок получает фишку или звездочку.

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
Л о г о г р и ф (с л о в о - з а г а д к а):

Известное я блюдо. Когда прибавишь М, Летать, жужжать я буду, Надоедая всем.

(Уха — муха)

• Дети составляют слово уха. Используя прием наращивания, составляют слово муха. Таким же образом слово ухо преоб­разуется в сухо.

6. Фонетическая игра «Кто внимательнее?»
Дидактическая задача.Продолжать развивать фонематичес­
кий слух детей; формировать умение слышать в словах звук X.

Содержание.Воспитатель произносит слова. Если в них есть звук X, дети хлопают в ладоши. Например: хлеб, хорек, хоккей, халат, дом(звука X нет) и т. д.

7. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 9

Тема.Закрепление звуков и букв А, У, О,М, С,X. Программное содержание.Продолжать обучение детей зву­ковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком,

составлять прямые и обратные слоги из вышеуказанных букв наборного полотна индивидуально — из букв разрезной азбуки; составлять трехбуквенные слова.

Оборудование.Кукла Мальвина, наборное полотно, магнитная азбука, предметные картинки, индивидуальные разрезные азбуки у каждого ребенка.

— Как называются звуки, которые мы произносим с помощью

зубов, губ, языка?

• Согласные.

Какие согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки, мы изучили?

• М, С, X.

Как называются звуки, которые произносятся только голосом?

• Гласные.

Какие гласные вы уже знаете?

• А, У, О.

1. Игра «С кочки на кочку». (Сюрпризный момент: вносится кукла Мальвина.)

Оборудование.«Болото» — зеленый лист бумаги большого формата. На нем находятся буквы — «кочки» М, У, X, О, С, А.

Воспитатель:

— Кукла Мальвина пошла в лес собирать клюкву. Там было большое болото. Ведь клюква растет на болоте.

На болоте нет дорог,

Я по кочкам — скок да скок!

Мальвина «прыгает» с кочки на кочку, т. е. с буквы на букву. Дети составляют слова: муха, ухо, сухо, ум, ус, сом, мама.Мальвина загадывает загадки:

На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.

(Сом)

• Показать картинку с изображением сома. 2. Игра «Живые слоги».

2-42Ю





Дидактическая задача.Развивать у детей навык чтения ело-] гов, воспитывать сосредоточенность.

Содержание:Шесть человек строятся в две шеренги — пс три человека в каждой. Детям, находящимся слева, дается пс одной букве большого формата — согласные звуки С, М, Х;| находящимся справа — гласные А, У, О.

По сигналу воспитателя дети сходятся парами, поворачива-1 ются лицом к остальным детям, и те читают образовавшиеся! слоги, договаривают до целого слова.

СА...(ша)

МУ...(ха), ...(равей) ХО.-.(бот)

Дети в парах меняются местами, и прочитываются обратные | слоги: АС, УМ, ОХ.

3. Индивидуальная работа с разрезными азбуками.

На фланелеграфе слова ухо, уха.Дети их запоминают и затем | по памяти составляют эти слова из букв своих касс. Со словом уха устно составляется предложение, а потом оно расширяется.

Задание.Составить любое слово из имеющихся у вас букв.

3. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 10

Тема.Звук Ш, буква Ш.

1. Занятие начинается с сюрпризного момента.Входит миш­ка. У него большой мешок, а в нем шарфик, шубка, шапка, шнурки, матрешка, мышка, мишка, чашка.

В игровой форме проводится анализ слов — определение места звука Ш в словах.

Воспитатель подводит детей к выводу, что звук Ш — тихий: «Ш-ш-ш» — песенка ветра. А еще так шипят гуси. Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко. Его нельзя произнести громко. И никогда этот звук не произносится мягко. Это соглас­ный звук, шипящий.

— В каких именах есть звук Ш?

• Даша, Шура, Саша, Маша и др.

А какие «мягкие», «теплые» слова с этим звуком вы знаете?

• Шарф, шапка, шуба.

2. Артикуляционная гимнастика. Учим скороговорки:

Шура сено ворошила. Вилы в сене позабыла.

Г.Виеру

Шел Фрол по шоссе

К Саше в шашки играть.

3. Анализ буквы Ш. Эта буква похожа на забор: три палочки
и внизу — еще одна.

• Дети «пишут» букву в воздухе.

Воспитатель читает стихотворение. Затем дети называют слова

со звуком Ш.

Шорох, шептанье, шумок под окном, Шлепанье легкое... Кто это — гном? Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна Шустрым мышонком шуршит тишина.

Загадки

Слышит мишка краем уха, Как жужжит над ухом муха. Мишка лапой муху хвать! — Мухи слыхом не слыхать! Но понять не может мишка, Отчего под ухом...

(Шишка)

Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода.

(Шарф)

4. Чтение слогов по магнитной азбуке с договариванием до целого слова. Например: шалАШ, ШАры, УШки, ШУра и т. д.

АШ ША УШ ШУ ОШ ШО






5. Индивидуальная работа с кассами букв и слогов.

— Из букв составить слова: шум, сом, сам;

— из слогов составить слова: МАША, МАМА.

Физкультминутка

(Провести перед индивидуальной работой)

Шашки на столе,

Присесть, руки вперед.

Шишки на сосне.

Встать, руки поднять вверх.

Загадки-шутки

На какое дерево садится ворона во время дождя?

(На мокрое)

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

(Сон)

6. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 11

Тема. Анализ слогов ША, ШО, ШУ; СА, СО, СУ. Составление их из букв наборного полотна большого формата. Закрепление звука и буквы Ш.

— Что вы можете рассказать о звуке Ш?

• Он всегда твердый и т.д. (см. материал предыдущего заня­
тия).

— А что вы знаете о букве Ш?

• Ответы детей.

1. Звуковой анализ слова Саша.

• Напомнить, что имена людей пишутся с большой буквы.

— Сколько мы слышим звуков?

— Сколько видим букв, обозначающих эти звуки?

— Сколько слогов? Прохлопайте слоги. Прошагайте их.

— Какой слог первый? второй?

— Какой слог ударный?
Составьте предложение.

• Например: Саша идет.

— Давайте его расширим (сделаем длиннее, распространим):

• Например: Саша идет в сад. Утром Саша идет в сад. И т. д.
2. Чтение слогов и слов, составленных из них на фланелеграфе

из букв большого формата:

Наши рекомендации