Раздел i. общие основы педагогической психологии
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Предмет и структура педагогической психологии. Объект и предмет педагогической психологии. Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука.
Структура педагогической психологии: психология обучения; психология воспитания; психология учителя. Предмет психологии обучения. Основные направления исследований в области психологии обучения: выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях сложившейся системы обучения; изучение закономерностей становления знаний и познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения; изучение зависимости усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей учащихся и др. Предмет психологии воспитания. Основные направления исследований в области психологии воспитания. Предмет психологии учителя. Основные задачи психологии педагогической деятельности. Проблемы и основные задачи педагогической психологии. Проблема соотношения развития и обучения. Проблема соотношения обучения и воспитания. Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Проблема одаренности детей. Проблема готовности детей к обучению в школе. Задачи педагогической психологии. Общая задача педагогической психологии.
Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками. Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики. Взаимосвязь педагогики с психологией. Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии.
Исторические аспекты педагогической психологии. Основные этапы становления и развития педагогической психологии (И.А. Зимняя). Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. Общедидактический этап с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" (по Песталоцци). Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в. Оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль, с аккумулированием достижений педагогической мысли предшествующих столетий. Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени. Создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
|
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
- Что является предметом педагогической психологии?
- Укажите особенности исторического изменения предмета педагогической психологии.
- В чем сущность биогенетического и социогенетического направлений в развитии педагогической психологии?
- Назовите основные задачи педагогической психологии.
- В чем проявляется единство возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке?
- Каковы основные сферы действия педагогической психологии и педагогики?
- Назовите основные ветви педагогической психологии.
- Дайте характеристику основных проблем педагогической психологии.
- В чем суть проблемы соотношения развития и обучения?
- Раскройте прикладной аспект для педагогической практики решения проблемы выделения сенситивных периодов в развитии.
- Какие подходы к решению проблемы готовности детей к обучению в школе существуют в отечественной науке и практике?
- В чем заключается проблема оптимальной психологической подготовки учителя и воспитателя?
- Назовите основные этапы развития педагогической психологии.
- Что характерно для каждого из этапов развития педагогической психологии?
- В чем особенности педологии как науки?
- Какие основные исследования были развернуты с 30-х гг. XIX в. в области процессуальных аспектов обучения и воспитания?
- Какое принципиально новое направление возникло в педагогической психологии в 60-70-е гг. XX в.?
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ
- Предмет и задачи педагогической психологии.
- История возникновения и развития педагогической психологии.
- К.Д. Ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики.
- Ветви педагогической психологии.
- Основные проблемы педагогической психологии.
- Основные подходы в отечественной науке и практике к решению проблемы готовности детей к обучению в школе.
- Взаимосвязь возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке.
- Педология как комплексная наука о ребенке.
- Суггестопедия как принципиально новое направление в педагогической психологии.
ЛИТЕРАТУРА