СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00.

СХЕМА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

На занятиях по развитию речи вам приго­дятся специально разработанные схемы для составления описательных рассказов1. Эти схемы в рисованном виде предоставляют ре­бенку речевой план рассказа о каком-либо предмете. В каждой ячейке схемы даются опорные картинки-подсказки. Первая ячейка схемы - знак вопроса: ребенок называет предмет, во второй ячейке обозначены обоб­щающие понятия, далее рассматриваются внешние характеристики предмета и т.д. Та­кие схемы составляются отдельно для каждой лексической темы и в ее рамках являются универсальными для любого предмета.

При работе со схемами мы рекомендуем вовлекать ребенка в игровую деятельность.

На групповых занятиях у детей всегда вы­зывает интерес игра «Писатель»,когда ре­бенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» о ка­кой-либо профессии, атрибуте этой профес­сии - в зависимости от изучаемого матери­ала. Затем кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает свою «придумку».

Игра «Самый главный»также хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздает детям предметные картинки и рас­сказывает сказку, как спорили представите­ли разных профессий, кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изобра­женный на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.

Можно предложить и другую версию этой игры - «Загадки».В данном случае один ребенок загадывает предмет и описывает его, а остальные дети отгадывают, о чем он говорит. Ребенок, который угадал название предмета, составляет следующий описа­тельный рассказ.

При проведении игр «Писатель» и «Загад­ки» можно составлять рассказы по представ­лению, когда ребенок описывает вообража­емое лицо или предмет, не используя кар­тинки.

Аналогично можно играть и на индивиду­альных занятиях. Взрослый предлагает ре­бенку побыть писателем или покупателем, а сам при этом будет продавцом или благо­дарным слушателем. Ребенок также с удо­вольствием загадает вам свою загадку.

Во время формирования у ребенка навы­ка составления описательного рассказа должна проводиться предварительная ра­бота по накоплению словаря, включающая в себя обыгрывание каждой ячейки схемы2.

1 Схемы подготовлены нами по материалам методик Т.А.Ткаченко (см.: «Использование схем в составлении описательных рассказов»//Дошкольное воспитание,
№ 10, 1990); Л.Н.Ефименковой (см.: «Формирование
речи у дошкольников». — М.: Просвещение, 1981).
Термин описательный рассказ употреблён здесь в
значении «рассказывание», действие по глаголу «рас­
сказывать».

2 См. подробнее: Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. - М.: Школьная Пресса,
2000; Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические
игры для дошкольников. — М.: Школьная Пресса, 2001

ТЕМА ПРОФЕССИИ

1. Что это за профессия?

2. Носят ли люди этой профессии фор­менную одежду? Если да, то какую?

3. Какие инструменты нужны людям этой профессии? (Атрибуты профессии).

4. Это какая профессия - мужская, жен­ская или общая?

5. С кем или с чем работают люди этой профессии?

6. Что делают люди этой профессии?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

1Знакомство со словарным материалом темы удобно проводить с помощью рифмованного материала, предложен­ного в нашей тетради на оборотах кар­тинок. В текстах мы постарались описать различные профессии, их атрибуты, форменную одежду представителей профессий. Рифмованный текст хорошо воспринимается детьми и делает заня­тия более увлекательными.

2Игра «Куклы идут работать».Используются картонные куклы - кукла-муж­чина и кукла-женщина, на которых можно «надевать» различную одежду. Куклам даются имена и отчества. Педа­гог на столе раскладывает предметы ту­алета. Дети подбирают одежду и голов­ной убор так, чтобы получились комп­лекты форменной одежды для людей различных профессий. Каждый ребенок должен прокомментировать свои дей­ствия («Василий Петрович надевает на работу желтый комбинезон и каску. Он строитель»; «Ольга Ивановна надевает на работу белый медицинский халат и шапочку. Она врач»).

3Игра «Угадай мою профессию».Ребенок отбирает на столе у педагога реаль­ные предметы, игрушки или предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, до­ску, половник. Какая у меня профессия?» Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, которые выполняет человек этой профессии. (Эта профессия - повар. Повар готовит еду.)

4. Игра «Назови мамину профессию» проводится с перекидыванием мяча.

Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняются условия иг­ры: «Ребята, я буду бросать вам мяч и называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап или дедушек. А вы возвра­щаете мне мяч и называете такую же мамину профессию». Например: ткач — ткачиха, повар — повариха, пе­вец - певица, художник - художница, учитель — учительница, спортсмен — спортсменка, портной - портниха, продавец - продавщица, актер - акт­риса и т. д.

5. Игра «Логическое лото».Педагог раздает детям картинки с изображе­нием людей различных профессий, а затем показывает им по очереди 5 карточек с символическим изобра­жением растений, животных, людей, техники, бумаги, задавая при этом во­прос: «Человек какой профессии с этим работает?» Дети поднимают со­ответствующие картинки и отвечают: «Моя профессия — летчик. Я работаю с техникой». «Моя профессия телеви­зионный мастер. Я тоже работаю с техникой» и т.д.

6 Игра «Кто что делает?»Педагог раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопро­сы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет пла­тья?», «Кто продает молоко?» и т.д. При­меры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Прода­вец продает молоко».

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

ПРОДАВЕЦ

В магазине возле касс

Продавец встречает нас:

То пакетами шуршит,

То бумагой шелестит.

На весах живая стрелка,

И она быстра, как белка, —

Очень точные весы.

Мы купили колбасы,

Сыру твёрдого, конфет,

Кошке рыбу на обед.

(В.И.Мирясова)

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

ПАРИКМАХЕР

Отгадай загадку.

В этот чистый светлый зал,

С чувством радости всегда

Ходит стар и ходит мал,

Так пойду и я туда.

Если слишком я оброс,

В кресло я усядусь смело,

Мне ведь стрижку для волос

Мастер сделает умело.

Молча в зеркало гляжу:

Быстро ножницы летают,

Я за мастером слежу,

Как причёску он меняет.

С аккуратной головой

(Мастер очень постарался)

Возвращаюсь я домой.

Как же мастер этот звался? (С.А.Васильева)

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

ВОДИТЕЛЬ

2. Для того чтобы успешно выполнять свою работу, людям многих профес­сий нужны специальные качества характера и, иногда, физическая под­готовка. Какие качества нужны водителю общественного транспорта? (Для того чтобы успешно выполнять свою работу, водителю нужны тер­пение, спокойствие, выдержка, выносливость, трудолюбие и т.д.) А ка­кие качества нужны пожарному, бухгалтеру, спортсмену, врачу?

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

ВОДИТЕЛЬ

1. Раз мне задали вопрос:

«Ты уже совсем подрос,

Кем ты хочешь в жизни быть?»

«Буду транспорт я водить,

Личный или городской —

Транспорт нравится любой,

Грузовик или автобус;

Когда я смотрю на глобус,

Вижу целый мир дорог,

Я бы их проехать смог, Инструменты взяв с собой.

А потом вернусь домой.

Научусь чинить машины

И с проколом справлюсь шины — Специальный инструмент

Чинит всё в один момент.

А пока машины нет,

Я вожу велосипед».

(С.А.Васильева)

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

ПОГРАНИЧНИК

1 Нашей Родины прекрасной

Охраняет он границы.

И на службе на опасной

Пограничнику не спится.

Верный пёс — ему подмога,

Носом чует он врага,

Не допустит до порога —

Так уж выучка строга.

Нарушать границ не стоит,

Тут охрана, берегись!

Есть решение простое —

Ты с законом подружись.

(С.А.Васильева)

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru
СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

ПОВАР

1. На противне котлеты купаются в жирке,

Рассольник ароматный кипит в большом бачке,

На сковородке в масле зажарился лучок,

Наш повар, тётя Галя, кладёт его в бачок,

Шумит овощерезка — готовится салат.

Наш повар очень любит готовить для ребят.

Всегда в халате белом, крахмальном колпаке,

Готовит детям кашу на свежем молоке.

(В.И.Мирясова)

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

ПОРТНОЙ

Жил портной один умелый,

Знал прекрасно своё дело:

Ткани выбирал для нас —

Хлопок, ситец и атлас.

А потом снимал он мерку,

Делал выкройку, примерку,

Белой ниткой ткань сметал,

На машинке всё сшивал.

И на праздник у ребят

Новый был всегда наряд.

(С.А.Васильева)

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

СТРОИТЕЛЬ

Кирпичик на кирпичик,

Ряды идут, как строчки,

И «пишет» их отличник,

Но далеко до точки.

Рядов таких положит,

Как минимум, пятьсот.

Денёк, другой проходит — Высокий дом растёт.

Вокруг шумят машины,

На стройке жизнь кипуча, Вздымается вершиной

Подъёмный кран могучий. Стрелу свою протянет, Поднимет кирпичи,

Он долго не устанет.

Довольны москвичи,

Ведь дом уже построен,

И людям есть где жить Строителей проворных

Им есть за что хвалить.

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

ВОСПИТАТЕЛЬ

Все ушли ребята, смолкли голоса,

Звёзды засияли в тёмных небесах.

Мама на работе, мне привычно ждать,

С Лидией Ивановной некогда скучать.

Всё она умеет: красить, шить, лепить,

Учит ребятишек вместе дружно жить,

С ней мы мастерили кукол из травы,

Из бумаги тигры есть у нас и львы.

Каждое занятие у неё игра,

Лидию Ивановну любит детвора.

Посмотрю в глаза ей и скажу сейчас:

«Самая хорошая профессия у Вас».

(В.И.Мирясова)

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

УЧИТЕЛЬ

Отгадай загадку.

Профессии важнее нет:

Он ходит в школу много лет,

Всегда — с весёлой детворой,

Ей открывает мир большой,

Несёт он знания и свет,

Всегда готов нам дать совет.

Его привыкли уважать.

Кто он? Вы можете назвать? (В.И.Мирясова)

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

ВРАЧ

Отгадай загадку.

Зовут его, когда больны, —

Заботы так его нужны!

Уверенно он в дом войдёт,

К больному близко подойдёт,

Пощупает: горяч ли лоб,

Достанет свой фонендоскоп,

Прослушает, заглянет в рот,

Рецепт оставит и уйдёт.

Больному легче станет вдруг.

Скажите, кто же этот друг? (В.И.Мирясова)

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

ХУДОЖНИК

Ты мне скажешь: «Не бывает

В мире больше волшебства»,

Но под кистью оживают

Небо, солнце и трава.

Взмах волшебный — и палитра

Морем красок разлилась,

Слышу я гуденье ветра,

Птица в небо поднялась.

Брызги краски, капля сини —

И течёт уже река,

Дарит новый мир в картине

Нам художника рука.

(С.А.Васильева)

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ПРОФЕССИИ

ПРОДАВЕЦ

Для людей многих профессий придумали специальную форменную одежду. Назови такие профессии. (Продавец, повар, врач, военный, летчик, моряк, шахтер и т.д.)

Какую форменную одежду носит продавец в продуктовом магазине? (Продавец носит белые халат и шапочку.) А какую форму носят другие представители перечисленных тобой профессий?

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00. - student2.ru

ББК 74.100.5 В191

Дошкольное воспитание и обучение -

приложение к журналу «Воспитание школьников»

Выпуск 61

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00.

Наши рекомендации