Выбор и изучение литературы состоит из двух частей

Первичное ознакомление и беглое прочтение источников(с целью отбора или отсева). Для этого прочитайте аннотацию, просмотрите введение, заключение. Оглавление, библиографический список, изучите заголовки разделов и глав.

Глубокое чтение и анализ. Читайте с определенной целью, активно ищите ответы на вопросы, которые поставили. Определяйте основную идею в книге, главе, разделе. При первом чтении не стремитесь делать выписки. Лучше на полях отмечать карандашом важные положения (если книга, журнал ваши, а не библиотечные). Обращайте внимание на визуальные указатели: курсив, подчеркивание, выделение жирным шрифтом, нумерацию пунктов.

2. Формы изучения и анализа литературных источников заключается в наиболее распространенном действии — конспектировании — кратком изложении первичного текста, приспособленного к задачам исследования. Изучаемый материал можно представить в виде текста, а также составить схемы, таблицы.

3.Результаты изучения литературных источников по каждому вопросу плана оформляются письменно. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, плана текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.

Аннотация — краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике.

План текста — это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из 3-4 простых предложений. План отражает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Удачно составленный план свидетельствует о вашем умении анализировать текст.

Тезисы. Составление тезисов. Каждая книга, статья, доклад представляют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояснениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные утверждения или положения, получим то, что называют тезисами.

В толковом словаре дается такое определение.

Тезис: 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения.

Иными словами, тезис — это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.

Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

Конспект нужен для того, чтобы:

- научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;

- выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;

- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;

- накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста.

Правила конспектирования

· Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

· Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

· Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.

· Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.

· Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

· Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

· Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.

· Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Реферат — это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фрагменты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, которые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты.

Учебный реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. С такими рефератами студенты часто выступают на семинарах и конференциях.

Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Наши рекомендации