Лексико-грамматические игры и упражнения.
• «Кто пришел на елку?» Согласование числительных с существительными .
Логопед показывает картинку и цифру (от 2 до 5) и говорит детям:
К нам пришли на праздник 2... (медведя, снегурочки).
К нам пришли на праздник 3... (клоуна, белки).
К нам пришли на праздник 4... (куклы, матрешки).
К нам пришли на праздник 5... (собачек, клоунов, кукол, матрешек, медведей, снегурочек, зайчиков, белочек, лисичек, роботов и т. п.).
• «Что будешь делать?» Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без нее.
На празднике я буду веселиться — повеселюсь (буду кружиться — покружусь, буду радоваться — порадуюсь, буду петь — попою, буду танцевать — потанцую, буду смеяться — посмеюсь, буду шуметь — пошумлю, буду наряжаться — наряжусь, буду шутить — пошучу, буду играть — поиграю, буду кататься — покатаюсь, буду хвалиться — похвалюсь и т. д.).
Физкульминутка-логоритмика
• Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Развитие связной речи
• «Что будет после этого?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Развитие воображения.
Логопед раздает детям сюжетные картинки о зиме и предлагает ответить на вопрос: «Что будет после этого?»
Уточнение артикуляции и произношения звука [г]. Буква Г
• Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, звонкий, произносится с помощью задней части языка).
• «Назови слово». На доске — картинки, в названии кото-
рых есть звук [г]. Дети называют их и определяют место звука в слове.
• «Один — много». Знакомство с «младшим братцем» звука [г] —мягким звуком [г'].
Утюг — утюги, пирог — пироги, нога — ноги, книга — книги, бумага — бумаги, дорога — дороги, флаг — флаги, носорог — носороги.
Мягкость звука подчеркнуть артикуляцией и ласкательной интонацией.
• «Пропал звук»
Снег — снежок, стог — стожок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, круг — кружок, берег — бережок, рог — рожок, флаг — флажок.
• Игра с мячом. Деление слов на слоги (словарь по изучаемой теме), закрепление умения измерять протяженность слов.
• «Кто с чем играет?» Дифференциация звуков [г] и [г'].
На доске — картинки: гармошка, книга, попугай, гном, грузовик; гитара, гиря, бегемот, флаги, книги. Дети должны угадать, с чем играет Галя, а с чем играет Гена.
Игру можно проводить и без картинок.
• «Звук потерялся». Логопед произносит 6—8 предложений, в каждом из которых в одном слове пропущен звук [г] или [г']. Дети называют звук и слово, а затем повторяют предложение целиком.
Зимой много сне...а. На столе лежит цветная бума...а. Сережа хорошо играет на ...итаре. У Наташи интересная кни...а. На лугу пасутся ...уси. Витя поднимает тяжелую ...ирю. Таня любит играть на ...армошке. И т. д.
• Знакомство с буквой Г: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.
Логопед. Куда «смотрит» буква Г? (Вправо.)
• Чтение слоговых таблиц: га, го, гу, гы, гда и т. д.
• Чтение слов: гуси, гусак, губа, губы, когти, гости, сапоги. Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко.
• «Живые буквы» (губа, гуси).
• Чтение слов по карточкам. Слова составлены из пройденных букв.
• Составление слова бумага и его графической схемы. Упражнение с разрезной азбукой.
• Составление, чтение и анализ предложений: «Вот гусак. У кошки когти. У папы сапоги».
Тематический цикл «Домашние животные»
(пятнадцатая неделя)
Беседа
Названия домашних животных; их внешний вид и повадки; в чем их польза; любовь человека к животным. Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Кто нем питается?» Усвоение категории творительного падежа.
Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается молоком и рыбой. И т. д.
• «Кто в домике?-» Усвоение названий детенышей животных. Составление предложениий с предлогом с.
Логопед показывает картинки, а дети составляют предложения.
В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике свинья с поросятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами.
• «Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Логопед произносит: «Мяу-мяу, хрю-хрю». Дети комментируют: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает». И т. д.
• «Кто кем будет?» Закрепление названий детенышей животных. Развитие логического мышления. Усвоение категории творительного падежа.
Щенок будет... (собакой). Котенок будет... (кошкой). Жеребенок будет... (лошадью). Ягненок будет... (овцой). Козленок будет... (козой). Теленок будет... (коровой). Поросенок будет... (свиньей).
• «.Предложение договори и его ты повтори». Употребление
| глаголов в единственном и множественном числе. Закрепление названий детенышей животных.
Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а телята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует, а ягнята... (жуют).
• «Кто хозяин ?» Употребление притяжательных прилагательных.
Логопед показывает детям части тела домашних животных и задает им вопросы: «Чей хвост? Чья голова?» Дети отвечают: «Это лисий хвост. Это волчья голова». И т. д.
Развитие связной речи
• Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам:
«Лошадь — это домашнее травоядное животное. Она питается травой и овсом. У нее есть туловище, голова, грива, морда, хвост, четыре ноги, на ногах — копыта. Тело лошади покрыто шерстью.
Лошадь — друг человека. Она помогает ему перевозить грузы, работать в поле».