По информационно-медийному направлению РДШ. При подборе и разработке форм деятельности обязательно необходимо учитывать:
При подборе и разработке форм деятельности обязательно необходимо учитывать:
● психовозрастные особенности целевой аудитории (тех самых потенциальных и новых сторонников и участников Движения, их возраст и пол, уровень мотивации, ожидания и интересы и т.п.);
● временные ресурсы (сколько времени имеется на моделирование и реализацию деятельности по информационно-медийному направлению, достаточно ли этого времени для достижения поставленной цели и задач);
● пространственные и технические возможности (место реализации деятельности и организация его пространства, возможности использования мультимедийного оборудования, при необходимости, и т.п.).
1. Групповые и индивидуальные беседы с потенциальными и новыми сторонниками и участниками Движения. Главная цель таких встреч: мотивирование и вовлечение детей и юношей в активное участие в мероприятиях РДШ и практическое познание специфики информационно-медийной деятельности участниками Движения.
Универсальный алгоритм встречи-беседы:
1. Поприветствовать, представиться и познакомить участников встречи-беседы друг с другом.
Старшему вожатому необходимо быть приветливым, открытым к контакту, стараться обращаться в процессе диалога к собеседникам по имени, что способствует созданию и укреплению конструктивных отношений.
2. Сообщить на доступном языке цель, задачи и специфику деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, ее организации, реализации и т.д. в формате группового или индивидуального диалога.
Диалог желательно выстраивать в формате кратких сообщений старшего вожатого вперемешку с вопросами к целевой аудитории (собеседнику), ответы на которые, с одной стороны, позволят понять опыт и роли участия в мероприятиях информационно-медийной направленности, а также, с другой стороны, способствуют поддержанию и укреплению конструктивных отношений в ситуации позитивного общения.
Если говорить о собеседовании с целью отбора в инициативную команду по информационно-медийной деятельности РДШ, то старшему вожатому необходимо ориентироваться, в первую очередь, на наличие у потенциального кандидата таких личностных качеств, как дисциплинированность, совестливость и ответственность, уважительное отношение и тактичность в общении, отзывчивость и доброжелательность, стремление к социальной деятельности, во вторую очередь, на присутствие стойкого интереса и высокого уровня самомотивации к такой деятельности, и только в третью очередь на наличие определенного опыта подобной деятельности.
3. Информирование потенциальных и новых сторонников и участников Движения о мероприятиях, реализуемых в рамках информационно-медийного направления деятельности РДШ.
Целесообразен анонс предстоящих мероприятий и ознакомление с проведенными мероприятиями в мультимедийном формате, что наглядно демонстрирует результаты деятельности.
4. Ответы на вопросы участников встречи-беседы.
Они позволят избежать возникновения ситуации недоговоренности в результате беседы и обеспечат понимание старшим вожатым ценности и результативности проведенной встречи для ее участников.
5. Обмен контактной информацией для установления связи.
Способствует сбору данных о потенциальных сторонниках и участниках Движения, а также распространению и популяризации информационно-медийных ресурсов РДШ.
Групповые и индивидуальные беседы с потенциальными и новыми сторонниками и участниками Движения не должны быть излишне короткими (т.к. чрезвычайно сложно достичь поставленных целей, скажем, менее чем за 15 минут) или затянутыми (для детей младшего школьного возраста – ориентировочно 20-30 минут, старшего школьного возраста – ориентировочно 40-50 минут, смешанной аудитории – ориентировочно 30-40 минут).
Первичными критериями эффективности подобной деятельности становятся:
● количество, качество и тематика групповых и индивидуальных встреч-бесед (в том числе, собеседований с целью отбора) с потенциальными сторонниками и участниками Движения, обратная связь от них;
● статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики (возраст, пол, социальный статус, интересы, опыт и роли участия в мероприятиях информационно-медийной направленности и т.д.) и обратная связь от них;
● количество и качество предложений по моделированию и реализации информационно-медийной деятельности РДШ.
2. Мозговой штурм с участниками Движения по моделированию, творческой реализации, модернизированию или прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ. Главная цель мозгового штурма: организованное стимулирование участников на создание и обмен творческими идеями по информационно-медийной деятельности РДШ.
Универсальный алгоритм организации мозгового штурма:
1. Постановка проблемы.
В начале этого – предварительного этапа мозгового штурма – старшим вожатым осознается, максимально детализируется и обозначается проблема из разряда моделирования, творческой реализации, модернизирования или прогнозирования информационно-медийной деятельности.
Далее старшим вожатым осуществляется отбор участников для тематического мозгового штурма из числа активистов Движения и членов инициативной группы информационно-медийного направления деятельности РДШ. После чего назначается удобное для всех и достаточное время (ориентировочно, несколько часов, оптимально – 60-90 минут на штурм для смешанной группы; для детей младшего школьного возраста – ориентировочно 30-40 минут, старшего школьного возраста – ориентировочно 60-90 минут) и место проведения мозгового штурма.
Только после этого проблема ставится непосредственно перед участниками мозгового штурма: сообщается ее значимость и содержание, известные факты и детали, трудности решения.
Например, такой проблемой может стать подготовка просветительского тематического контента для детей разных возрастов. Значимость данной проблемы очевидна, т.к. ее последовательное решение обеспечивает движение к основной цели направления, т.е. позволит подготовить участников Движения к безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека средствами информационно-медийного деятельности РДШ. Существующего просветительского тематического контента для детей разных возрастов недостаточно, его содержание и формат не всегда соответствует возрасту детей, подростков и молодежи. Созданный сверстниками контент актуален, его форматы современны, соответственно, он лучше воспринимается.
2. Генерация идей.
На данном – основном этапе мозгового штурма – чрезвычайно важно соблюдать главное правило: чем больше будет придумано идей, даже самых на первый взгляд фантастических, тем лучше! Наоборот, необычные и даже абсурдные идеи приветствуются, т.к. они позволяют выйти за рамки стереотипов мыследеятельности, что обеспечивает поиск стандартных решений нестандартных проблем и нестандартных решений стандартных проблем.
Обязательное условие: категорический запрет на оценку и критику предлагаемых идей, т.к. это может негативно повлиять на творческий настрой участников процесса.
ВСЕ предложенные идеи необходимо фиксировать и наглядно демонстрировать участникам штурма (на доске, флипчате, ватмане, стикерах и т.п.), что способствует визуализации творческого процесса мыследеятельности и обеспечивает динамику последующих идей в части их комбинирования, совершенствования и поиска альтернатив.
3. Группировка, отбор и оценка идей.
Этот – финальный этап мозгового штурма – как правило, реализуется отдельно, с привлечением экспертов, что позволяет проанализировать сгенерированные идеи и, как результат, выделить наиболее ценные из них. На этом этапе оценка и критика идей не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Основная задача – оценить все, даже самые абсурдные и фантастические идеи, т.к. в них может быть «рациональное зерно» и, как уже было сказано выше, именно благодаря разрушению стереотипов мыследеятельности могут быть найдены стандартные решения нестандартных проблем и нестандартные решения стандартных проблем.
Первичными критериями эффективности мозгового штурма становятся:
● количество и качество предложений по моделированию, творческой реализации, модернизированию или прогнозированиюинформационно-медийной деятельности РДШ участниками мозгового штурма;
● количество и форматы созданных по результатам организованных мозговых штурмов в образовательном комплексе газет, радио, TV;
● количество и качество подготовленного и распространенного просветительского тематического контента (тексты, рисунки, фото, аудио, видео и т.п.) для детей разных возрастов, созданного по результатам организованных мозговых штурмов.