Особенности образовательных электронных библиотек
Среди тематических электронных библиотек не последнее место занимают образовательные электронные библиотеки. К их созданию подключилось и Министерство образования и науки РФ, которое в рамках «Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 № 803, для реализации проекта «Модернизация инфраструктуры высших учебных заведений гуманитарного профиля» создает электронную библиотеку гуманитарных учебно-методических пособий, разработанных в российских вузах.
Основными целями создания образовательных ЭБ являются обеспечение учебного процесса, предоставление обучаемым возможности эффективного доступа к необходимым образовательным информационным ресурсам, а также:
- совершенствование учебного процесса, организация самостоятельной работы обучаемых, организация внеаудорных занятий и т. д.;
- создание новых образовательных технологий, эффективного инструментария для их использования;
- предоставление возможности использования опыта и результатов учебно-методической работы крупнейших учебных заведений;
- сохранение для будущих поколений оригинального лекционного и методического материала лучших преподавателей и ученых ведущих вузов;
- обеспечение возможностей сотрудничества не только в региональном, ведомственном, национальном, но и в международном масштабе.
Таким образом, принципиальным отличием образовательных ЭБ является предметная область – образовательный процесс, а общие цели – предоставление доступа и сохранение информации – не отличаются от других.
Выделяют следующие области применения образовательных ЭБ:
- использование обычным способом – образовательная ЭБ выполняет традиционные для ЭБ функции сохранения и предоставления доступа к информации (единственным отличием образовательной ЭБ от других, в этом случае, будет предметная область ЭБ, обуславливающая специфику контента – электронные образовательные ресурсы (ЭОР));
- использование для организации образовательного процесса – в дистанционном образовании, при проведении аудиторных занятий, для организации самостоятельной работы обучаемых.
- роль автоматизированного хранилища информации, обеспечивающего доступ к своим ресурсам для других образовательных информационных систем; центральной задачей в этом случае является интеграция образовательной ЭБ и, например, информационной системы дистанционного образования или других аналогичных информационных систем; обмен опытом преподавателей, сотрудничество образовательных учреждений – повышенные требования к метаданным ЭОР, они должны содержать помимо традиционного библиографического описания подробную информацию о месте ЭОР в образовательном процессе, классификацию ЭОР по целевой аудитории и т. д. Большой интерес для этой аудитории будут так представлять программы учебных курсов и методика их преподавания.
У образовательных ЭБ самые разнообразные пользователи – от школьников, делающих первые шаги в знакомстве с компьютером, до ученых, владеющих методологией научного поиска, и специалистов в сфере информационных технологий, поэтому интерфейс образовательной ЭБ должен представлять и упрощенный режим работы, рассчитанный на начинающих, и расширенный режим.
Отдельная категория пользователей – преподаватели и тьюторы, которые занимаются формированием материалов (кейсов) для курсов дистанционного образования, преподаватели, использующие образовательную ЭБ при проведении аудиторных занятий. Для этой категории необходимы средства, позволяющие сохранять результаты поиска, ссылки на ЭОР, настройки – так называемый «личный кабинет», т. е. средства, позволяющие применять ресурсы ЭБ многократно, не повторяя поиск.
Как и в любой другой ЭБ, информационные ресурсы образовательной ЭБ представляют собой комплекс «метаданные + электронный документ». Метаданные, описывающие ЭОР, должны учитывать особенности предметной области ЭБ, т. е. включать элементы, специфичные для описания образовательных ресурсов. Любой ЭОР образовательной ЭБ может быть «привязан» к конкретному учебному курсу (дисциплине), что должно отражаться в метаданных. Учебный курс также может быть каталогизирован и снабжен развернутым описанием.
Для каждого ЭОР может устанавливаться свой уровень доступа: свободный доступ без регистрации, свободный доступ с обязательной регистрацией, платный доступ с различной формой оплаты и т. д.
На собственно электронный документ – ЭОР – никаких ограничений не накладывается, он может быть любого типа – текстовый, аудио или видеоданные, программный комплекс и т. д. Но, тем не менее, следует выделить некоторые типы электронных документов, специфичных для образовательной ЭБ:
- обычный текстовый документ, предназначенный для чтения, – наиболее распространенный тип для других ЭБ (тексты статей, литературные произведения, методические пособия, курсы лекций и т. д.);
- ЭОР, используемые при проведении занятий – сборники задач, лабораторных работ, практикумов, требующие наличия средств навигации по электронному документу; учитывая, что такие документы, как правило, небольшого объема, вполне достаточно использовать для навигации оглавление документа, снабженное гиперссылками на соответствующие разделы, лишь бы оно было достаточно детальным;
- учебники и курсы лекций большого объема, требующие наличия расширенных средств навигации; использование только оглавления малоэффективно; одним из распространенных подходов здесь являются средства полнотекстового поиска, и они дают хорошие результаты при использовании для отдельного электронного документа; другим удобным, но, к сожалению, мало распространенным средством, является формирование индексов, содержащих гипер-ссылки; использование XML-технологий при создании электронных документов создает предпосылки для четкого выражения структуры документа и, соответственно, для организации эффективной навигации в нем;
- ЭОР сложной структуры и/или большого объема, некоторые части которого возможно использовать отдельно, без загрузки документа в целом; для организации работ с таким документом необходима большая глубина аналитической обработки единиц хранения; в отличие от традиционных библиотек единицей хранения в образовательной ЭБ может являться как отдельный документ, так и входящие в него части, например, раздел, глава, параграф и т. п. Такие документы при поступлении в фонд ЭБ проходят библиографическую обработку, в результате которой создаются полноценные монографические (на издание в целом) и аналитические (на каждую главу, раздел и т.д.) метаданные; такой подход позволяет более эффективно использовать традиционные поисковые средства, в частности, атрибутный поиск;
- учебно-методические комплексы (УМК), включающие:
- развернутые учебные программы по дисциплинам;
- контрольно-измерительные материалы, средства текущего и итогового контроля знаний – тесты, экзаменационные вопро-сы и т. д.;
- гиперссылки на полнотекстовые электронные учебно-методические материалы из образовательной ЭБ;
- гиперссылки на интерактивные электронные учебные курсы из образовательной ЭБ;
- гиперссылки на полнотекстовые электронные учебно-методические материалы из Интернета и других ЭБ;
- ссылки на учебную литературу, имеющуюся в библиотеке вуза.
Такие УМК удобно использовать в дистанционном образовании, так как они представляют законченный продукт, позволяющий полноценно изучать дисциплину. Для обеспечения работ с УМК необходимо обеспечить в образовательной ЭБ и возможность аналитического описания, и эффективные средства навигации в самом электронном документе.
Функции образовательной ЭБ существенно зависят от области ее применения. Если она используется традиционным способом, то основные ее функциональные возможности совпадают с функциями других типов ЭБ. Это формирование и хранение коллекций информационных ресурсов, обеспечение доступа пользователей, поддержка метаданных, поддержка различных сведений о пользователях и т. д.
Новые функции образовательной ЭБ связаны с применением ее в образовательном процессе. В первую очередь, это обеспечение возможности работы со сложными, специфичными для образовательной ЭБ электронными документами; обеспечение работы преподавателей для подготовки и проведения занятий; интеграция с другими образовательными информационными системами.
Обеспечение первой функциональной возможности достигается за счет расширения набора элементов метаданных и поисковых возможностей ЭБ. В профиль метаданных должны быть включены элементы для аналитической росписи документов большого объема и сложной структуры, т. е. каталогизации глав, параграфов и других частей документа. Таким образом, при использовании обычного атрибутного поиска можно получить конкретный раздел документа, соответствующий поисковому запросу, в отличие от традиционного подхода, когда после получения нужного документа приходилось или просматривать его целиком или организовывать дополнительно поиск внутри документа для получения нужной информации. Расширение поисковых возможностей ЭБ в данном случае подразумевает организацию полнотекстового поиска и навигации внутри ЭОР.
Вторая задача образовательной ЭБ – обеспечение работы преподавателей. Как уже говорилось, преподаватель может использовать ЭБ для подготовки и проведения занятий. Для этого необходимо обеспечить следующие возможности: авторизации пользователей, наличия пользователей со статусом преподаватель; создания для пользователей со статусом преподаватель персональной папки для размещения в ней собственных и хранения найденных электронных документов и результатов поиска, представляющих собой списки метаданных найденных пользователем электронных документов и тексты запросов; создания для пользователей со статусом преподаватель учебных материалов, которые включают в себя помимо собственных электронных документов ссылки на ЭОР образовательной ЭБ или на отдельные фрагменты ЭОР, и использования этих учебных курсов в процессе проведения занятий; создания и использования учебно-методических комплексов.
Такой набор функциональных возможностей позволит включить ЭБ непосредственно в образовательный процесс, проводить занятия с использованием ее ресурсов, обеспечить решение части задач дистанционного обучения.
Следующей задачей образовательной ЭБ является интеграция с другими информационными системами, непременным условием которой является интероперабельность, т. е. обеспечение возможности совместной работы. Реализация этой функциональной возможности позволит полноценно использовать ЭБ во всех областях образовательного процесса.
Таким образом, создание образовательных электронных библиотек в полном объеме – сложная задача, требующая решения множества организационных, методических и технических вопросов, унификации технологических средств и форм представления материалов. С другой стороны создание инфраструктуры всех форм обучения становится стратегическим направлением развития вуза, широкое применение информационных технологий позволяет эффективно решать задачи подготовки и переподготовки современных специалистов самого высокого уровня. Образовательные ЭБ обладают специфической предметной областью, и с этим связаны и особые требования к ним, и особенности их функциональных характеристик.