II. Актуализация знаний о правописании падежных окончаний имен

Существительных 1, 2, 3-го склонений

Учащиеся с помощью сигнальных карточек с буквами «Е» и «И» показывают, какие падежные окончания следует писать в именах существительных:

1) В каждом дом.., в каждой хат.., в городах и на сел.., начинающий читатель держит книгу на стол.. . (С. Михалков.) 2) Книга ждет тебя везде: в школ.., дома и в труд.. . Она верный старый друг, без нее ты как без рук. 3) Толстый ранец с книжками на спин.., а коньки под мышками на ремне. (С. Маршак.) 4) Январь. Начало года. Морозец на двор... Хорошая погода бывает в январе. (II. Саконская.) 5) Новый дом несу в рук.., двери дома на замк.., а живут в дом., том книжки, ручки и альбом. (Загадка.)

III. Создание проблемной ситуации

Учитель диктует слова. Ученики записывают их в столбик:

профессия ч еловек

аккорд иней

дрожжи сентябрь

еще лагерь

жужжать огурец

— Что объединяет слова из 1-го столбика? (Удвоенная согласная в корне.) Какое слово лишнее?

— Найдите лишнее слово во 2-м столбике. (Слово огурец. Надо запомнить гласную о, а во всех остальных словах — гласную е.) .

— Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Число, падеж.)

IV. Сообщение темы и целей урока

—Что объединяет эти два понятия? (Это непостоянные признаки имен; существительных.)

— Сегодня на уроке они являются ключевыми словами.

— Дополните группу ключевых слов (учитель записывает на доске):

Число Падеж

/ \ / / \ \ \ \

ед. мн. И. Р. Д. В. Т. П.

— Сформулируйте тему урока.

V. Орфографическая разминка

Лучш..й дру..

Всем п..ле..но чтение В ней стихи и ска.ки,

Про себя и вслух. Все к тв,.им услугам.

Книга — самый верный, Бер..ги же книгу!

Самый лучш..й дру.. . Стань и ты ей друг..м!

Г. Ладонщиков

— Объясните написание пропущенных орфограмм.

— Обозначьте склонение и падеж имен существительных.

— Подчеркните имена существительные во множественном числе.

— Назовите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, объясните, почему.

— Любите ли вы читать? Какие книги у вас самые любимые?

— Как мы можем стать друзьями книг?

V. Чистописание

писатель поэт рассказ

— Что пишут писатели, поэты?

— Составьте со словами предложения. (Устно.)

Дети любят читать книги белорусских писателей и поэтов. Из книг ребята узнают о прошлом нашей Родины, учатся быть честными, добрыми, трудолюбивыми, любить свою родную землю.

— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

— Разберите по составу слова белорусских, трудолюбие.

— Обозначьте число, падеж имен существительных.

1. Объясните пословицы: «Книга — твой друг, без нее — как без рук»,

«Книги не говорят, а правду сказывают», «Нет умного соседа — с книгой

побеседуй».

VII. Работа с учебником

1.Упр. 204, с. 124. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника.

2. Работа с правилом (с. 125).

— Назовите окончания имен существительных в именительном и винительном падежах множественного числа.

Физкультминутка

Наблюдение за падежными окончаниями имен существительных в форме множественного числа.

3. Упр. 205, с. 125. Работа с таблицей и ответы на вопросы.

4. Письмо по памяти:

Книга — учит, .ль,

Книга — наставница.

Книга — бли..кий товарищ(?) и дру..,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустит., книгу из рук.

В. Боков

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

— Обозначьте падеж и склонение имен существительных.

— Какие книги вы любите читать? Почему?

5. Работа с деформированным текстом:

Учебник — твой друг 1) П..старайся сделать так, чтобы он прож..л еще долып.. . 2) Пишут ученики б..льшие ученые, лучш..е педагоги. 3) Он в..дет тебя в б..льшую и интересную ж..знь. 4) Оф. .рмляют их самые х..рош..е художники. 5) Каж-дый день ты открываешь уче..ник в школе и дома. 6) Ученые установили, что один уче..ник, если с ним а(к, кк)уратно обращаться, мож..т ж..ть не меньше четырех лет.

— Расположите предложения так, чтобы получился связный текст.

— Обозначьте число и падеж имен существительных.

—Что вы узнали об учебнике? В чем заключается ваш гражданский долг?

6. Работа с текстом:

Мой друк

Харошая книга, мой спутник, мой друк,

С тобой инт..рестным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблесным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой даражу, я тебя беригу,

Без книги харошэй я жыть немагу.

Н. Найденова

— Исправьте ошибки, допущенные Незнайкой. Объясните написание орфограмм.

— Обозначьте склонение и падеж имен существительных.

— Назовите однородные члены предложения. На какие вопросы они отвечают? Чем являются в предложении?

Физкультминутка

7. Работа над правописанием падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

Упр. 206. с. 125

Упр. 207, с. 126

Наши рекомендации