Функции безотметочного оценивания в начальном образовании

Здоровьесберегающая — опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребенка.

Психологическая — связана с развитием адекватной самооценки ребенка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника. В этом случае становится возможным внутреннее принятие оценки учеником, она начинает помогать ребенку учиться. Развитие адекватной самооценки возможно при содержатель­ном оценивании, связанном с преодолением таких проблем, как страх перед наказанием, мания несправедливых обид, озлобленность, равно­душие, угнетенность и т. д.

Динамическая — связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, при котором основанием в оценке становится критерий отно­сительной успешности. Представление учащихся о разнообразных мо­делях, видах и формах Оценивания дает возможность получения объек­тивной оценки собственного развития, так как оно может быть измерено различными способами и шкалами. Присвоение коэффициента эффек­тивности обучения реализует индивидуальный подход в образовании и состоит в том, что оценивается сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера.

Осуществление здоровьесберегающей, психологической и динами­
ческой функций невозможно без реализации методологической функ­
ции. В качестве центрального звена по осуществлению данной функции
мы рассматриваем администрацию школы, методическую и психологи­
ческую службы, которые организуют обучение учителей и родителей на
всех этапах учебного процесса и выступают координаторами их педаго­
гической деятельности.

При использовании безотметочной системы важно уви­деть рост каждого ученика, его умение работать в классе и самостоятельно. Нельзя оценивать личностные качества ученика: особенности памяти, восприятие, внимание. Не­обходимо четко определить, что можно оценивать, какие это компетенции.

По математике может быть оценка следующих компе­тенции:

— умение выполнять арифметические действия;

— умение составлять краткую запись;

— умение решать задачу;

— умение составлять схему;

— умение считать устно.

При введении безотметочного обучения особая работа должна проводиться с родителями. С появлением безотметочного оценивания в школе родителям не следует дома выставлять ребенку свои отметки, но они должны видеть успехи и неудачи своего ребенка, чтобы по возможности решить их.

Безусловно, система оценивания учебных достижений младших школьников должна улучшить психологическое состояние детей, устранить тревожность, побудить исправить свой прежний результат, помочь ребенку найти себя не только в учебной, но и в других видах деятельности, подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка.

Портфолио

Портфолио должно представить отчет по про­цессу образования школьника, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отсле­живание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его спо­собности практически применять приобретенные знания и умения.

Традиционное портфолио представляет собой коллек­цию работ, целью которой является демонстрация обра­зовательных достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволя­ет решать две задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, до­стигнутый им в процессе получения образования, вне срав­нения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и допол­нить (заменить) результаты тестирования и других форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (как в амери­канской профильной школе).

Портфолио является современной формой оценивания, отвечает духу профильного обучения, позволяет решить следующие педагогические задачи:

• поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятель­ности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, плани­ровать и организовывать собственную учебную деятель­ность;

• содействовать индивидуализации образования школь­ников;

• повышать обоснованность выбора профиля и эффек­тивность его коррекции.

Применительно к задачам профильного обучения мож­но сказать, что портфолио служит основанием для совер­шения правильного выбора профиля, показателем ори­ентированности ученика на выбранное направление, его образовательной активности, готовности к переходу на следующие этапы образования и выбора профессии. Портфолио позволяет осуществить длительный мониторинг индивидуальных образовательных достижений ученика и развития сферы его интересов на разных ступенях обу­чения.

Портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося: содержит инфор­мацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профиль­ного обучения, о проектно-исследовательской деятельнос­ти и др.

Много достоинств есть у портфолио как формы пред­ставления достижений учащихся, однако существуют и недостатки.

Недостатки портфолио

1.Возникает проблема обязательного миниму­ма и необязательного максимума соответствующих его эле­ментов.

2.Могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными элементами портфолио.

3.Не исключено противоречие между направ­ленностью портфолио на качественно-количественную оценку и требованием школьной администрации «все пе­реводить в стандартную количественную оценку».

Функции портфолио(Т.Г. Новикова)

• Диагностическая — фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

• Целеполагания — поддерживает учебные цели.

• Мотивационная — поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

• Содержательная — раскрывает весь спектр выполня­емых работ.

• Развивающая — обеспечивает непрерывность процес­са обучения от года к году.

• Рейтинговая — показывает диапазон навыков и уме­ний.

Типы портфолио( Т.Г.Новикова)

Портфолио документов, или рабочее портфолио

Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Это портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы, черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обу­чения с момента, как он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные работы.

Портфолио процесса

Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет по­казать весь процесс обучения в целом: то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, это порт­фолио демонстрирует процесс осмысления учащимся соб­ственного учебного опыта и включает дневники самона­блюдения и различные формы самоотчета и самооценки.

Показательное портфолио

Позволяет лучше всего оценить достижения учащего­ся по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе сов­местного обсуждения учеником и педагогом. Обязатель­ным требованием является полное и всестороннее пред­ставление работы. Как правило, в это портфолио входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографии, элек­тронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащего­ся, обосновывающими выбор представленных работ.

При переходе к профильному обучению в России разра­ботаны следующие типы портфолио: портфолио докумен­тов, портфолио работ, портфолио отзывов.

Процедура оценивания портфолио является достаточно сложным процессом и требует вовлечения и учащихся, и учителей, и родителей.

Наши рекомендации