Концептуальные подходы к отбору и построению содержания обучения в профильной школе
Содержание образования как педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.
В настоящее время существуют и развиваются три наиболее распространенные концепции содержания образования.
Информационный подход трактует содержание образования как педагогически адаптированные основы наук, изучаемых в школе. Эта концепция направлена на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в обществе. Игнорируя развитие качеств личности, человек выступает как «производительная сила» в ряду средств производства.
Рецептивно-отражательный подход представляет содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, результат усвоения которых ученик должен применять в окружающем человека мире. Предполагается, что на этой основе, без анализа всего состава человеческой культуры, развития творческого начала личности, человек сможет адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры.
Конструктивно-деятельностный подход под содержанием образования понимает педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (не по объему) человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Проявления этой концепции разнообразны и включают: отказ от авторитарного манипулирования учащимися, ориентацию на всестороннее развитие, освобождение творческой энергии каждого человека и развитие эмоционально-ценностных отношений. Мировоззренческая функция концепции заключается в усвоении и принятии школьниками системы общечеловеческих ценностей. В этом случае школьное образование, во-первых, готовит и адаптирует ученика к реальной жизни, во-вторых, позволяет активно действовать и преобразовывать окружающий мир.
В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании
Под содержанием образованияв профильной школе понимают систему знаний, умений, навыков, черт творческой личности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которая формируется, исходя из социального заказа общества.
Четыре структурных элемента содержания образования в профильной школе:
- опыт познавательной деятельности,фиксированной в форме способов ее осуществления - знаний;
- опыт репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - умений и навыков;
- опыт творческой деятельности - в форме проблемных ситуаций;
- опыт эмоционально-ценностных отношений.
Проблемы организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов
Одним из приоритетных направлений модернизации образования является формирование новых моделей организации учебной деятельности, учитывающей вариативность и индивидуальность общего образования.
В модели внутришкольной профилизации ОУ может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (реализовывать несколько профилей обучения). Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако, путём значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять учащимся возможность реализовать индивидуальные профильные образовательные траектории, при этом обучение ведётся в форме межклассных учебных групп.
Профилизация на основе ИУП старшеклассников является разновидностью прежде всего многопрофильной модели.
Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана.
Организация обучения на основе индивидуальных учебных планов регламентируется Федеральным законом РФ « Об образовании», который указывает, что «Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартовпо индивидуальным учебным планам… Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта … регламентируется уставомданного образовательного учреждения» (ст.50, п.4).
Индивидуальный учебный план содержит три раздела: базовые учебные предметы, профильные учебные предметы, элективные учебные предметы.
Этапы организации учебного процесса на основе ИУП:
1. Формируется список учебных и элективных предметов, предлагаемых учащимся.
2. Момент непосредственного выбора, составление старшеклассниками проекта собственного индивидуального плана.
3. Согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных планов.
4. Основной – реализация собственно профильного обучения.
Главная организационная проблема – формирование учебных групп и составление расписания занятий.
Особенности данной модели организации учебного процесса:
· изменяется практика изучения старшеклассниками всех учебныхпредметов в составе одного и того же класса: основой для распределения учащихся по учебным группам становится совокупность индивидуальных учебных планов. В данной модели профильное обучение реализуется не за счёт создания профильных классов, а за счёт индивидуального набора профильных, базовых и элективных предметов каждым учеником. Обучение старшеклассников осуществляется не в рамках профильного класса, а в рамках межклассных учебных групп (группы профильного и базового уровней изучения математики, физики, обществознания и т.д.)
· построение обучения на основе индивидуальных учебных планов меняет порядок формирования учебного плана школы;
· изменяется порядок составления и форма расписания занятий.